5 игровых жанров, угробленных прогрессом

Старые игры были лучше. Пусть это прозвучит не утверждением, а вопросом. Были ли? В чём-то были лучше – однозначно. Они были другими – это точно. Те игры годами создавались на бумаге. Вчерашние мальчишки-геймеры, исписывали десятки тетрадей, выдумывая хиты тех лет, на которых зиждется современная игровая индустрия. И, когда прогресс позволял, игру выпускали, воплощая всё задуманное ранее. А потом идеи постепенно стали заканчиваться, в сферу начали входить совсем другие люди, после чего понеслось… Но технически, старые игры были, конечно, хуже. Спорить бессмысленно. Прогресс последних двадцати лет сделал потрясающий рывок. Однако он же многое и испортил. По моему личному мнению, технологический прогресс, а также желание разработчиков выдумывать нечто новое, изобретая ненужный велосипед, сломали сразу несколько жанров. Угробили их, сделав скучными. Что это за жанры такие, какие раньше были лучше, вы сможете узнать прямо сейчас. Стратегии. Что в понимании геймера 20-летней давности обозначал термин «стратегия». Стратегии делились в общем на два типа: в реальном времени и пошаговые. У каждого из типов был подтип: экономико-военная, экономическая или просто военная, которые сейчас модно называть WarGame. Так вот жанр стратегий, где-то в начале нулевых был почти официально похоронен. Это не я выдумал, это факт. Конечно, поминок никто не справлял, и отпевания не заказывал, но та же Age of Empires 3, как вышла в 2005-м году, так и заглохла. За два года до этого жёстко приземлилась замечательная Rise of Nations. А ещё раньше погиб WarCraft. Понадобилось 5 лет, чтобы люди вспомнили о жанре, когда вышел StarCraft 2. Его успех дал надежду поклонникам, и, нужно сказать, не зря.
Стратегии начали делать, но, как ни странно, получалось всё не очень. Видно было, что, кто-то, что-то помнил, кто-то даже играл, но сделать хорошо не могут. Как старый мастер, после многолетнего пьянства и распутства, с трясущимися руками и слабыми глазами уже не мог повторить прежних своих работ. Так и тут. Давайте посмотрим на эти шедевры: Dawn of War 3, несмотря на ожидания, оказалась игрой низкого пошиба. Total War какое-то время радовала, но потом забарахлила, начав выпускать, что-то невнятное, в итоге скатившись в фэнтези. С Civilization случилось то же самое, и теперь Firaxis Games не дают делать новую часть, потому что старая, чуть ли не в убытки вогнала. Список можно продолжать, хотя хороших стратегий также выходило немало, но то в основном были инди и просто игры с невысоким бюджетом. Гиганты жанра стратегиями нас угощать не стремились. Но, почему так произошло? Всему виной технический прогресс. С приходом полноразмерного 3D, его стали пихать в стратегии, что далеко не всегда уместно. С ростом популярности такого жанра как MOBA, его механику стали также запихивать в стратегии, что приводило к самым эпичным провалам. Ведь, казалось бы, очевидно: если вам нравится МОВА, вы будете играть в Доту. Зачем вам, что-то другое? В общем, разработчики, уверенные, что жанр классических стратегий мёртв, постоянно пытались выдумывать нечто новое, орошая всё это новыми достижениями прогресса, типа дополненной реальности. Результат нам известен: большинству наших любимых стратегий минимум лет по десять. Гонки. Второй жанр, который по моему личному мнению, претерпел совершенно ужасные перемены. Причём, перемены эти двигались по двум направлениям. Во-первых, разработчиков откровенно достали граждане, требующие максимального физического реализма. Чтобы было, как взаправду. Этим ребятам хочется пожелать купить уже настоящую машину, и успокоиться, поскольку в видеоигре, по крайней мере, сейчас, такого достичь невозможно. Всегда будут недовольные аркадностью. Но самое плохое в том, что разработчики, в попытках создать, что-то максимально реалистичное, частенько забывали, что вообще-то они делают видеоигру, а не симуляционный тренажёр для гонщиков, поэтому, когда они опоминались, было уже поздно: их игры оказывались на редкость скучными. За примерами далеко ходить не надо: обе части Project CARS или тот же Dirt. Сложно придумать более скучные гонки, который в своём академичном блеске и выверенных движениях были похожи на органный концерт симфонической музыки, включённой, где-то в середине рок-фестиваля.
Теперь, во-вторых. Дело в том, что какой-то умник решил, что делать просто гонки – неинтересно. Поэтому начался настоящий ад: мы победим, если как следует дрифтанём, стерев покрышки об асфальт. Мы победим, если нанесём больше всего разрушений окружающим объектам, или победим, если всенепременно совершим нужное число опасных обгонов. Гонки стремительно стали превращаться в недо-GTA. Без полицейских погонь уже нет жизни, без бандитов, их девушек и стрит-рейсеров тоже компот не льётся в рот. Ну, а ещё, конечно, вот эти открытые миры в виде городов, по которым нужно ездить, чтобы брать задания. Сложно представить нечто более скучное. По моему личному мнению великая Need for Speed умерла после 2011-го года, когда выпустила The Run – последнюю правильную гонку, где нужно было гнать вперёд, не отвлекаясь на дрифт и скучную езду по городу. Но и там уже был сюжет, полиция и QTE. В общем, снова имеем ситуацию, когда технологические придумки ничего, кроме приступа зевоты не вызывают, а попробовать сделать так, как делали раньше, всем страшно. Спортивные симуляторы. Знаете на что стали похожи нынешние спортивные симуляторы? Лично мне они напоминают, какой-нибудь молодёжный музыкальный канал с кучей рекламы и постоянными предложениями отправить, куда-то SMS. На этом фоне с тоской вспоминаются старые симуляторы. Да, они безмерно отстали технически, но у них было одно неоспоримое достоинство: они были честными. Чтобы далеко не ходить, возьмём FIFA. Игру уничтожили лутбоксы. В погоне за сверхприбылью, разработчики, после FIFA 14 ввели правило 50%, в соответствии с которым система начала вмешиваться в сетевые матчи, напрямую влияя на результат. Вместо соперничества – иллюзия соперничества. А всё ради чего? Конечно, ради лутбоксов в виде наборов с карточками, из которых, нет-нет, да и выпадет, что-то ценное. Вы только играйте днями и ночами, или просто занесите денег. В итоге нормальная игра превратилась в купи-прокачай, и, если честно, та же FIFA 18 уже очень сильно похожа на фритуплейку. Там даже подарки стали дарить тем, кто часто и без пропусков заходит играть. Самое печальное, что то же самое не только у Electronic Arts, но и в том же NBA от 2K Games. Дурные примеры – заразительны, ну и все хотят денег, конечно же. MMORPG. Вбейте вышеуказанную аббревиатуру в поисковик и взгляните на то, что преподнесёт вам интернет. Большей частью это будут, какие-то бездушные, невнятные картинки с девушками в бронелифчиках и аниме-парнями. Китай и Южная Корея просто испортили всю идею, как ЛГБТ запомоили радугу, бывшую прекрасным символом детства, так и азиаты превратили этот жанр в нечто ужасное, не имеющее лица. Точнее, лицо, конечно, есть, но проблема в том, что это одно и, то, же лицо. После успеха World of Warcraft, его клонируют десятилетиями, добавляя, чего-то своего. Вот выходит игра, которую делали 3 года. И, чем же нас обрадуют разработчики? В чём фишка проекта? А фишка в особо милых питомцах и, например, возможности летать по подвешенным в воздухе островам. Всё. Недовольны? Ну, так в других играх всё ещё хуже. Бывает наворотят так, что играть невозможно. Сколько уже было этих «убийц Варкрафта»? Их, кто-то помнит, вообще? Единственной, которая смогла остаться на слуху, стала ArcheAge. В остальном всё довольно печально.
Причём тут технический прогресс – спросите вы, и будете правы. Ведь налицо не прогресс, а наоборот – застой. Но я смотрю на ситуацию несколько под другим углом. Рост технических возможностей позволил разработчикам банально паразитировать на уже известной механике, не добавляя ничего нового, а, например, как в Black Desert стараясь покорить всех модной графикой. Короче говоря, картинка заменила истинный прогресс, как смартфоны заменили освоение космоса. RPG. Ну и, наконец, ролевые игры. Я не буду касаться такой штуки, как RPG от первого лица, ибо тоже люблю Древние Свитки. Я коснусь лишь, так называемых, классических, изометрических проектов, которые канули в лету, чтобы возродиться в новой ипостаси: с линейными диалогами, с автосбором добычи и такой штукой, как трекер цели. И всему виной, конечно, технический прогресс, который разбаловал геймеров, сделав их ленивыми. Дайте молодому поклоннику Скайрима сыграть в Морровинд, где нужно находить пещеры по описанию без флажков на карте. Немногие смогут это осилить, равно как и собирать лут, тыкая в каждый мышкой по отдельности? А вдруг человек не заметит, что-то ценное, спрятанное в текстурах трупа врага? Непорядок! Даёшь автосбор! Но самое главное в том, что современные RPG, такие как Pillars of Eternity, Divinity: Original Sin или та же Wasteland 2, стали реально примитивными по сравнению с играми 20-летней давности. По открытости мира, сложности диалогов, значимости решений и количеству вариантов прохождения каждой миссии, тому же Fallout 2, современные проекты не годятся и в подмётки. Пигмеи супротив великана. Но пигмеи красивые, удобные, адаптированные для консолей. Что говорить, если под гнётом технологического прогресса с его мультиплеером, даже Diablo испортилась, явив слабую во всех отношениях третью часть.