Разбираемся в военных тонкостях 1100AD

Те, кто играют в стратегии типа 1100AD ради того, чтобы со всеми дружить, мирно развиваться и работать исключительно на оборону, по буддистскому принципу – я никого не трогаю, и меня никто не тронет – многое теряют. Нельзя, конечно, сказать, что таким игрокам вовсе не место в подобных играх, но именно от баталий получаешь наибольший адреналин в 1100AD. А, что до фермеров, то их никто не любит, поэтому данный материал будет не о том, как правильно развиваться, а о том, как создать сбалансированную армию и привести её к победе. Выстройте мастерские, казармы и конюшни хотя бы до седьмого уровня. Можно и больше, но это будет затратно и долго. На седьмом уровне войска воспроизводятся довольно быстро. Естественно, что Замок тоже нужно предварительно разогнать, иначе процесс строительства будет сильно замедлён. Также с этой точки зрения не самым оправданным является строительство Обелиска славы, который даёт дополнительные баллы для наёмников. Стоит он дорого, а пользы приносит не очень много. Оборона превыше всего. Первое дело в любой войне – оборона. Без поставленной обороны не будет результата. Всего на каждый город даётся возможность установить пять ворот. Из них четыре нужно поставить на подходы к городу, а пятые оставить в качестве заграждения к хранилищу. Впрочем, перегораживать хранилище есть смысл лишь тогда, когда вражеские вторжения грозят перейти в активную фазу. Расставляйте побольше войск на стенах. Выставленные там войска получают существенное увеличение здоровья в 1,5, 2 и 2,5 раза с воротами первого, второго и третьего уровня соответственно. Кроме того, стены и запертые ворота являются непреодолимой преградой для вражеской техники и кавалерии. Штурмовать стены может лишь пехота, да и то находиться она будет в не самой выгодной ситуации. Поэтому нужно быть готовым к тому, что враг пригонит баллисты, тараны и катапульты для разрушения стен, поэтому запаситесь загодя ремонтниками, которые чинили бы стену прямо во время боя. Естественно, что если под ваш город приедет для осады армия с сотней таранов и сотней катапульт, то никакие ремонтники не справятся, но это уже будет потом, а в первые несколько недель игры прок от ремонта стен вполне ощутим. Теперь давайте немного займёмся арифметикой: если одна ремонтная мастерская чинит 1 балл за 5 секунд, а таран отнимает 1 балл за минуту, то бить стену третьего уровня с десятью тысячами баллов крепости нужно порядка 100-а минут, а чтобы сразу снести её, понадобится целая таранная рота, числом до ста. Вот тут-то в игру и вступают ремонтные мастерские. При наличии полного набора мастерских в размере трёх зданий с максимальным уровнем развития, усилия 36-ти таранов будут фактически сведены на нет. Готовим армию. Война требует денег и ресурсов. Побеждает тот, у кого налажена поставка и того и другого. 1100AD не исключение. Для армии в основном потребуются древесина и железо, которые при фермерском развитии города не играют первостепенную роль, поэтому не стоит избавляться от этих ресурсов, а лучше развивать склады. Сначала нужно задать точку для сбора войск. Не пренебрегайте этой возможность. Собранные в одной точке войска – это удобно и экономит время. Тем более, что стоит она мало и строится почти моментально.
Нет смысла перечислять все типы войск, отметим лишь, что всего их 23 вместе с героем, с него-то и начнём. Герой – он герой и есть. Выдаётся он только в единственном экземпляре. В случае гибели героя его можно возродить в таверне, храме или замке. Замок – вариант для бедных, поскольку восстановление бесплатно, но весь накопленный персонажем опыт обнуляется, поэтому если герой довольно развит, лучше улучшить храм и воскрешать оного там. Если вам мало одного героя, то за дополнительную плату их можно нанять в таверне, однако нужно знать, что каждый нанятый герой будет получать по 5 золотых ежедневно на содержание. В том случае, если денег не будет, герой покинет вас. Если золото не появится в течение всей недели, то и воскресить его не удастся. Прокачка героя ведётся по личному усмотрению каждого. Здесь нет единого мнения, дескать, – это выгодно, а это – нет. В самом начале игры нужно зайти на официальный форум и изучить взаимодействие родов войск. Иными словами, понять, кто против кого даёт лучший эффект. Для более глубокого изучения эффективного того или иного типа войск потребуется серебряная или золотая подписка, но её не обязательно покупать. Как только вы накопите средств на второй замок, то система сама предложит вам несколько бесплатных дней с серебряной подпиской. Поиграв, вы сделаете собственный вывод и насчёт доната – нужен он или нет. Теперь идём далее. Основная часть армии – пехота. Самый простой юнит – копейщики. Они отлично справляются со всепобеждающими рыцарями. Если вы знаете, что у противника много рыцарей, то выставляйте больше копейщиков или элитных стражников, которые дороже, но и эффективнее. В общем, пехота – самое настоящее пушечное мясо: дёшева, многочисленна, малоэффективна, но способна отбить гораздо более дорогие и, так сказать, элитные войска. Это касается оборонительных юнитов, поскольку есть ещё и другие типы инфантерии.
Кавалерия. Основная ударная сила любой армии в 1100AD – кавалерия во главе с рыцарями. Содержать многочисленную кавалерию, значит доставлять себе дорогое удовольствие по уничтожению вражеских армий. Впрочем, одна из главнейших ошибок, которую допускают новички, состоит в том, что ни в коем случае нельзя составлять войско из одной лишь кавалерии. Её сметут дешёвые и неинтересные копейщики. Поэтому, каждая армия должна состоять их 5-6-ти видов войск. Именно комбинированная и правильно сбалансированная армия даст наибольший эффект. Вот тут-то и могут пригодиться дополнительные герои. Чем больше героев, тем на большее количество частей можно разделить собственную армию, что очень удобно при грабеже слабых соседей. К примеру, один батальон можно сформировать из конницы с разведчиками, второй из защитной пехоты, третий из пехоты атакующей. В этом случае, нужно будет воспитывать отдельно каждого героя. Героя, который будет курировать армию защитного толка, нужно развивать соответствующие навыки, не качая никаких бонусов к атаке. Точно также нужно поступать с героем, чьим уделом будет более почётная миссия в виде рейдов на вражеские города. Тут уже нужно прокачивать атаку. Комбинируем войсками. Что касается армии с комбинированным родом войск, наиболее эффективно нечто подобное: сзади лучники, чуть впереди пехота, а в авангарде конница. Такая армия вынесет вперёд ногами любое однотипное воинское подразделение. Кстати, вне зависимости от расстановки отрядов, а в арьергарде должны стоять не только лучники, но и сам герой, а также разведчики и рейнджеры. Тут всё понятно: лучники наносят урон из-за спин пехоты, а разведчики берегут себя, иначе без них армия «ослепнет». Всё, как в реальной баталии. Вот тут, собственно, может пригодиться донат, который открывает несколько дополнительных формаций. А без оного, их всего две, но и ими можно вполне нормально оперировать. Делается это приблизительно так: идём в атаку против армии, где лучники преобладают. Наши же лучники находятся в арьергарде. В авангарде – пехота. Идём на сближение. Враг в это время обстреливает вашу пехоту. Делают это точно такие же лучники из-за спин пехоты или кавалерии. Как только наша армия подходит вплотную, меняем формацию и выставляем вперёд конницу и этой ударной силой разносим первые ряды противника, которые прикрывают лучников. Как только наши войска доберутся до этих самых лучников, считайте, что битва окончена. Мы победили. Вообще, стрелки очень важны. Они играют решающую роль, однако делать армию сплошь из стрелков – также огромная ошибка. Дело в том, что несколько сотен или даже тысяч стрелков не могут одновременно вести эффективную стрельбу. Всегда кто-то будет воевать, а кто-то бегать вокруг да около. Кроме того, если до лучников дойдёт рукопашное дело, то мрут эти самые лучники и арбалетчики, как клопы от дихлофоса, с космической скоростью.
В дебюте игры достаточно 100-200 лучников и столько же солдат с арбалетами. Больше на первых порах просто нет смысла делать, ведь, чтобы накопить того же дерева на сто лучников, придётся ждать двое суток при максимально развитой лесопилке. Что касается арбалетчиков, то они хоть и сильны, но имеют гораздо меньший радиус поражения, поэтому, обязательно посмотрите на официальном форуме игры, каким образом рассчитывается дистанция, на которой стрелки разного рода войск могут нанести урон. Рейнджеры и разведчики. Первые, хотя и стреляют и наносят такой же урон, как лучники, но далеко не так эффективны, поскольку долго перезаряжаются, однако, рейнджеры дешевы и рота таких солдат добавит позитива вашей армии, внеся свою лепту в победу над врагом. Механизмы. Не стоит пренебрегать и различными устройствами облегчающими жизнь. Тележки – та вещь, которая в мирное время работает на торговцев, перевозящих товар, а в военное используется в качестве транспортировки награбленного. Впрочем, если у вас есть армия в 10 000 голов, то какая-либо потребность в тележках отпадает сама собой. Что касается таранов и катапульт, то на первых этапах игры в повышении уровня мастерской попросту нет смысла, поскольку ваша армия будет вполне обходиться без дополнительной оснастки. В дальнейшем же будьте внимательны к этой технике, не оставляйте оную без присмотра. Катапульты и тараны дорого стоят и быстро уничтожаются при случае. А при серьёзном штурме вражеской крепости без механизмов, предназначенных для разрушения стен, придётся очень туго.