Так что же лучше: FIFA 16 или Pro Evolution Soccer 2016?

За два десятка лет в игровой индустрии так и не наметилось ни одной игры, которая составила бы конкуренцию в своём жанре таким монстрам как FIFA и Pro Evolution Soccer. Много лет эти футбольные симуляторы шли, практически, рука об руку, выпячивая достоинства, и скрывая недостатки. В один год лучше была FIFA, в другой – Pro Evolution Soccer. Однако с годами детище Konami начало деградировать, в то время как в Electronic Arts вбухивали в свой проект всё новые и новые мешки денег, привлекая звёзд, создавая рекламу, и добиваясь очередных коммерческих рекордов. Такие страны как Великобритания, Германия, Франция, да и Россия с окраинами являются основными потребителями именно FIFA. Спорить с этим фактом может только тот, кто не знаком с профильной статистикой. Pro Evolution Soccer уверенно идёт на втором месте. Две эти игры делаются в Канаде и Японии, прямо скажем, далеко не футбольных странах. Так, что тут стоит вести речь о том, что оба эти продукта – товары на экспорт. И если в EA Sports грамотные управляющие денно и нощно рекламировали FIFA по всей планете, то в Konami забросили свою игру, снизив бюджет на её разработку до минимума. В итоге получилось, как получилось. И вот, стало быть, осенью 2015-го года в свет выходят FIFA 16 и Pro Evolution Soccer 2016. В какой форме подошли к забегу оба претендента? У FIFA 16 не было никаких проблем с деньгами. Саму же игру начали делать практически одновременно с FIFA 15. Электрощики не отрицали того, что полностью довольны прошлой FIF-ой, и в 16-ой они планируют только отполировать кое-какие игровые моменты, чтобы довести игру до блеска. У Pro Evolution Soccer 2016 были конкретные проблемы с деньгами. Konami, как и большинство японских компаний, подвизающихся в сфере игровой индустрии, не любит сорить деньгами, но при этом вынуждена терпеть разработку Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, чей бюджет дошёл почти до 90-а миллионов долларов США. Именно на эту игру японцы возлагали основную надежду, а что до Pro Evolution Soccer 16, то тут, нравится вам это или нет, этой игре была уготована участь резервного игрока, которому была поставлена задача не столько сорвать кассу, сколько не опозориться и принести хоть какую-то прибыль своим создателям. В таких вот неравнозначных условиях подошли оба наших претендента. При этом нельзя забывать о такой немаловажной вещи, как стоимость обеих игр. Данные футбольные симуляторы относятся к тому жанру, где играя в пиратскую версию геймер теряет больше половины всего того удовольствия, которое можно получить в версии лицензионной. Но что же у нас получается? На сегодняшний день ПК-версия FIFA 16 стоит 2000 рублей, или 30 $, а Pro Evolution Soccer 16 стоит 1000 рублей, или же 15 $ с копейками. Цены отличаются, как мы видим, вдвое, и это очень важный фактор, на который следует оглядываться при нашей будущей оценке. Оценивать мы будем по традиции, по пятибалльной шкале. Мы рассмотрим графику, звук, реализм, а также геймплей в целом, начиная от игровых моментов, завершая микротранзакциями и особенностями меню. Рассматривать будем внимательно и дотошно, так что быстро не управимся. Поэтому устраивайтесь поудобнее, и наслаждайтесь горячим противостоянием двух достойнейших кандидатов.
Сумасшедший взгляд, как у Бэйла – типичная проблема PES 16, но лица футболистов там всё равно вне конкуренции.
Визуальная составляющая. Графика – это очень важный компонент большинства видеоигр. Футбольные симуляторы тут не исключение. Если сказать коротко, то баланс графических сил практически не поменялся с прошлого года. FIFA 16, хоть и стала немного лучше, выглядит почти также, как прошлогодняя часть. Pro Evolution Soccer 2016, хоть и стал тоже немного краствее, но все графические болячки сохранились в полной мере. Лица футболистов. Тут заметный перевес на стороне Pro Evolution Soccer, и если бы не сумасшедшие взгляды некоторых игроков, можно было бы и вовсе сказать, что выглядят они как живые. У FIFA с этим дело обстоит похуже. Поле. У FIFA сохранился всё тот же трёхмерный, объёмный газон, на котором видны отдельные травинки. У Pro Evolution поле плоское, часто выгоревшее, блеклое. Такие поля были в FIFA пятилетней давности. Но зато сетка в Pro Evolution трепещется от попавшего в неё мяча более чутко, но это такие мелочи, на которые стыдно даже обращать внимание при серьезном взгляде со стороны. Вне поля. Картинка вне поля выглядит у конкурсантов совершенно по-разному. У FIFA отличные зрители, нормальные лайнсмены, скамейка запасных, а также общее окружение выглядит весьма неплохо. У Pro Evolution Soccer тут полный швах. Когда команды выходят из раздевалки, они проходят мимо операторов, стюардов и прочего обслуживающего персонала, то кажется, что перед тобой игра 15-летней давности, поскольку лица всех неигровых, второстепенных людей, выглядят совершенно убого. Понятно, что они используются в качестве декорации, но нельзя же так откровенно халтурить. То же самое нужно сказать и про трибуны стадиона. На трибунах опять восседают одинаково разодетые зрители, которые синхронно двигаются, чем сильно режут глаза. А ещё не понравился дым от файеров, который появляется просто из воздуха. В общем, у детища Konami с графикой основательные проблемы, несмотря на то, что сами футболисты выглядят отлично. По итогам этого конкурса мы ставим FIFA 4,5, а Pro Evolution Soccer – 4. На пятёрку FIFA не дотянула из-за, на наш взгляд, не совсем качественных лиц игроков. Звуковая составляющая. Этот компонент, по нашему мнению, наименее важен в обеих играх, но вместе с тем и в FIFA 16, и в Pro Evolution Soccer 16 со звуком полный порядок. Меню FIFA 16 больше предлагает вам почувствовать стадион, а меню Pro Evolution Soccer 16 даёт фоновый шум какого-то фойе. Ну да ладно. Музыка в обеих играх приблизительно одинаковая. Лично нам больше понравилась музыка в Pro Evolution, а в FIFA 16 она традиционно слишком пляжно-клубная. Почему-то в Electronic Arts принято считать, что если тебе нравится футбол, то ты должен фанатеть от дискотечной музыки, бразильских карнавальных напевов и прочей легкоусвояемой попсы. Но, в общем, в обеих играх звук прекрасен. Особенно порадовала реакция болельщиков, когда происходит опасный отбор мяча, пусть даже и без нарушения, судья молчит, а зрители беснуются. Это нагоняет эмоций и заставляет острее чувствовать игру. В отдельных моментах, разогревшись от криков трибун, уже и самому хочется заорать что-то типа «Судья три-два-раз», и это, безусловно, хорошо. Мы бы поставили обеим играм одинаковые оценки, если бы в FIFA 16 не представили бы новых комментаторов. Поднадоевшие Розанов и Соловьёв отлично справлялись со своей работой, но, будем честны, уже порядком поднадоели. Поэтому появление Генича и особенно Черданцева, с его «Я сейчас закончу вообще всё» и прочими перлами, пусть и менее раскованно исполненными, оказалось весьма кстати. Короче говоря, по итогам текущего раунда Pro Evolution Soccer получает 4,5, а FIFA 16, благодаря новым комментаторам, 5 баллов. Реализм. Этот, довольно специфический раунд, без которого нельзя представить сравнение игр из жанра футбольных симуляторов, очень важен для нас. Постараемся рассмотреть его как можно глубже, если это вообще возможно в рамках нашего небольшого обзора. Итак, FIFA 16 стала заметно реалистичнее. Всё новое, что появилось в игре, пришло именно из Pro Evolution Soccer. Отборы и пасы в касание, выбивание кулаком мяча в исполнении вратарей, более натуралистичные столкновения и общая мягкая пластика футболистов говорит нам о том, что в EA Sports недаром жуют свой хлеб, и не теряют времени даром.
В FIFA 16 очень плотная игра.
Pro Evolution Soccer 16 также получила множество новых особенностей. Теперь, неудачный, на первый взгляд, подкат, может оказаться удачным, поскольку защитник может отобрать мяч корпусом, уже лёжа на траве. Вратари тут отлично умеют прыгать вперёд ногами, выбивая мяч из под ног несущегося форварда, чего не умеют вратари в FIFA, а общая мягкость игроков и реалистичность движений делает картинку очень и очень похожей на реальный футбол по телевизору. Но минусы есть у обеих игр. В FIFA 16 игроки слишком быстро бегают, переставляют ноги с такой скоростью, словно их жалят дикие осы в известное место, а пасы, особенно верховые, иногда выглядят не совсем естественно. К сожалению, у Pro Evolution Soccer 16 проблем ещё больше. Во-первых, вратари иногда так неестественно вбрасывают мяч в игру руками, который, то летит как примагниченный, то планирует по какой-то странной, неестественно дуге, что хочется спросить ребят из Konami: им вообще нравится, то, что они сделали? Во-вторых, и это самый большой минус, в Pro Evolution Soccer слишком слабые вратари и слишком эффективные удары из-за пределов штрафной. Тут даже защитники бьют так, как бил Роберто Карлос или Джеррард в свои лучшие годы. В результате игры завершаются с хоккейным, а иногда и двузначным счётом. Вратари же на редкость бесполезны, и пропускают слишком много. В-третьих, в Pro Evolution Soccer у защитников, под управлением искусственного интеллекта, огромные проблемы. Особенно это видно на флангах. Даже самый лучший фланговый защитник, в исполнении компьютера, становится абсолютно бесполезным. Он даёт себя пройти и даёт подать. А центральные защитники, в свою очередь, дают ударить. В итоге, на один гол, забитый головой в FIFA 16, приходится порядка десяти, забитых той же частью тела, но уже в Pro Evolution Soccer 16. В FIFA 16 футбол более контактный, вязкий. Игроки подолгу раскатывают мяч на своей стороне поля, и редко дают отобрать там мяч, что сразу же может создать опасный момент. В Pro Evolution Soccer 16, защитники постоянно теряют мяч, а остальные футболисты просто дают себя обокрасть. Мысли о том, что надо бы отдать пас партнёру, чтобы у тебя мяч не отобрали, у игроков возникают редко даже на самой высокой сложности. Вообще же, поиграв хотя бы на Мировом уровне в FIFA 16, практически любой, кто придёт в Pro Evolution Soccer 16, будет возить команду компьютера, как тузик грелку, ибо выигрывать там гораздо проще, в первую очередь благодаря чудовищно дырявым голкиперам в частности, и всей защите в целом. Подводя итог под реализмом, можно сказать, что с этим пунктом не всё хорошо у обоих номинантов. У FIFA 16 вязкая, плотная игра, с улучшенными движениями футболистов, а у Pro Evolution Soccer 16 проходной двор, дырявые вратари и точные удары в девятки с 30-ти метров. Если бы не обилие мячей и бесполезность вратарей, у Pro Evolution Soccer был бы шанс победить, а так, к нашему сожалению, канадская игра снова вырывается вперёд. За реализм FIFA 16 мы ставим 4 балла, а Pro Evolution Soccer 16 3,5. Ситуацию не спасла даже отличная система ударов, отборов и пасов в касание, и наличие большого количества забиваемых отовсюду голов, на наш взгляд, перевешивает все положительные качества данной игры. Игровой процесс. Оставляем полевые подробности, и немного отдаляем взгляд. Итак, что же у нас есть? В Pro Evolution Soccer 16 всё также нет английской Премьер Лиги и немецкой Бундеслиги. У FIFA 16 нет лицензии на Лигу Европы и Лигу Чемпионов, а также всякие малозначительные для нас вещи, типа чемпионата Бразилии.
Газон тоже существенно проигрывает аналогу из FIFA 16.
Зато в FIFA 16 есть женские команды. Хотя, если серьёзно, никто ими играть не будет, и поставлены они сюда для рекламы, а также для редких девушек-геймерш, которым нравится футбол. В FIFA 16 никаких проблем с мультиплеером, масса новых команд и чемпионатов, а также новые приёмы, которыми компьютер пользуется в атаке. Защищаться теперь стало ещё сложнее, и не потому, что защитники стали плохи, а потому, что искусственный интеллект умеет ловить вас на неловком повороте, неточном пасе или на случайном рикошете. В Pro Evolution Soccer 16 футбол больше напоминает балет или товарищеский матч, когда игроки стесняются друг друга как следует потолкать, завалив на газон. Зато в наличии есть отличная пластика футболистов, которые в динамике выглядят просто как живые. К сожалению, Pro Evolution Soccer 16 не избавилась от своей прошлогодней болезни в виде огромных, если не сказать большего, проблем при игре по сети. Если в FIFA 16 включил и играй себе, если ты, конечно, не в санкционном Крыму, то в Pro Evolution 16 нужно долго ждать соперника, а после этого, дождавшись, с удивлением обнаружить, что задержка между нажатием клавиш и происходящим на поле, составляет больше секунды, что совершенно недопустимо. Тут как раз вспоминается то, что Pro Evolution Soccer 16 дешевле новой FIFA в два раза. С одной стороны, это безусловно плюс, но с другой, возможно, именно этих 15-ти долларов за копию, японским разработчикам и не хватило, чтобы поставить нормальные сервера, и обеспечить комфортную игру на них. Ибо получается, что за цену, вдвое меньшую мы получаем большущие проблемы в сетевой игре, по крайней мере, в ПК-версии. Грубо говоря, Pro Evolution Soccer 16 – игра почти без мультиплеера. Возможно, в будущем это исправят, но пока всё именно так. И стоит ли экономить, получая взамен такие недостатки – вопрос риторический. По итогам заключительного раунда мы ставим FIFA 16 4 балла за излишне высокую стоимость футболистов и желание заставить геймеров заносить свои кровные за официальные FIFA Points, а Pro Evolution Soccer 2016 получает 3,5 балла, но если бы не откровенно ужасный мультиплеер, то японская игра обогнала бы своего канадского конкурента. В результате мы снова, как и в прошлом году, имеем единогласную победу FIFA 16 по всем пунктам. Pro Evolution Soccer 2016 получает 15,5 баллов, а FIFA 16 получает 17,5 баллов. Очень жаль Pro Evolution Soccer. Игра снова проигрывает два балла, оступившись на тех же больных местах, на которых спотыкалась и в прошлом году. Что ж, остаётся надеяться, что следующее поколение этих футбольных симуляторов сможет порадовать нас более равной борьбой. И пусть победит сильнейший.