Call of Duty: история развития и деградации

История Call of Duty похожа на историю, какого-нибудь многолетнего сериала, который начинал ярко и громко, но со временем переставал быть объектом для реализации творческого потенциала своих создателей, превратившись в бездушный, коммерческий продукт, способный только на самокопирование. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться вместе. Call of Duty. 2003 год.
Старт был положен в начале нулевых, когда в Activision задумали ответвление Medal of Honor. Тоже Вторая мировая, тоже вид от первого лица, тоже возможность поуправлять техникой, но только немного под другим соусом, и с добавлением трёх мини-кампаний за советского, американского и британского солдата. Игра получила высочайшие оценки, как от прессы, так и от геймеров с девятью баллами из десяти. Сейчас это кажется фантастикой, но тогда, на заре эры франшизы всё было именно так. Шутер отметился отличной графикой, очень интересными перестрелками и реально занятными миссиями с ответвлениями на второстепенные задания. В общем, было очень круто. Call of Duty 2. 2005 год.
Спустя два года подъехало долгожданное продолжение. 2 года – это серьёзно, ибо спустя 10 лет Call of Duty начнёт выходить вообще дважды в год. В целом, снова получилось отлично, хотя на Metacritic девятку уже вытянуть не пришлось. Полбалла не хватило. Игра сходу встречала мрачной музыкой, кинохроникой тревожных 40-х, улучшенной графикой и всё тем же отличным геймплеем на занесённых снегом локациях. Как и в первой части, разработчики не постеснялись добавить советскую кампанию, пусть и клюквенную. Успех был грандиозным, и о, теперь уже сериале, заговорили, как о настоящей, восходящей звезде игрового небосклона. Call of Duty 3. 2006 год.
Первый тревожный звоночек прозвучал год спустя. Activision, видимо, очень сильно понравился коммерческий результат второй части, и там решили форсировать события, выпустив продолжение спустя год, пригласив к разработке стороннюю студию. И, если первые две части делала Infinity Ward, то третью разрабатывала Treyarch, которая – это было видно – старалась подстроиться под творение предшественников. В итоге графика оказалась ещё круче, но кинохроника была заменена компьютерной заставкой с дневником главного героя, а от заснеженной атмосферы полной безысходности не осталось и следа. Также убрали советскую армию, толерантно поместив вместо неё польскую. А вот геймплей оказался похуже. Сильно отупел искусственный интеллект, стрелять из оружия было уже не так приятно, а техника управлялась, как картонные коробки на колёсах. Пресса тогда крепилась, выделив игре 8 баллов, но геймеры были далеки от вежливости, вломив проекту провальную шестёрку. Это ещё не было началом конца, но это было серьёзным симптомом. Call of Duty 4: Modern Warfare. 2007 год.
Ну, а дальше понеслась. Роль американцев во Второй мировой крайне скупа, как бы они ни хотели доказать обратное. Провалов в их кампании было куда больше, чем успехов, поэтому после трёх «исторических» частей, решено было выпустить стрелялку на современный мотив. Кроме того, игра окончательно превратилась в рупор американской военной машины. Сдобренная предельной концентрацией американского патриотизма, она мотивировала молодых людей вступать в ряды армии США. Ну, а действие самой игры происходило в России, на Украине и в странах Ближнего Востока. Так сказать, виртуальное воплощение реальных планов США. Но, как ни странно, такой трюк понравился публике. Смелую идею оценили, и оценки игры опять поднялись в район девяток, не в последнюю очередь из-за Infinity Ward. Всем казалось, что золотая ниша найдена, и в Activision радостно потирали руки, предвкушая будущие прибыли. Call of Duty: World at War. 2008 год.
Через год на сцену выступил сменщик в лице Treyarch, и представил неожиданный камбэк во времена Второй Мировой, состоящий из двух кампаний: американской, против японцев, и советской, против немцев. Игра получилась неплохой, заработавшей в среднем 8 баллов. Было бы больше, если бы не короткость кампании и сомнительный зобми-режим, который дал сигнал к уходу от попыток сделать, что-то исторически достоверное, в сторону аркадной карусельки. Call of Duty: Modern Warfare 2. 2009 год.
Это был первый по-настоящему громкий провал, ставший вторым серьёзным звоночком. Трудно утверждать, но, похоже, что именно с этой части Зов Долга стали ненавидеть во всём мире. Ненавидеть и играть. Проблему усугубило то, что у представителей прессы, словно на глаза шоры упали. Ситуация соответствовала поговорке о божьей росе: геймеры влепили этому шутеру 4 балла, в то время как пресса оценила почти в 9. Но при этом полный аншлаг: почти 5 миллионов копий в первый же день продаж – феноменальный успех. Сами же разработчики совсем перестали стесняться, устроив «виртуальную» войну между США и Россией с печально известной и запрещённой миссией расстрела гражданских в аэропорту. Ну, а, что до геймеров, то те объявили, что 4 часа линейной кампании за 60 долларов – это слишком мало. Отсюда и такие оценки. Call of Duty: Black Ops. 2010 год.
Через год история повторилась. Громкая шумиха, скандальная кампания, 5 миллионов продаж в первый же день и провальные оценки от геймеров в районе 5-ти баллов, в то время, как неподкупная пресса продолжала объяснять, что игра на 5 часов кампании стоит своих 60-ти долларов. Данная часть стала самой прибыльной для Activision. Википедия утверждает о 26-ти миллионах проданных копий. Круче ещё не было, и уже не будет. Но при всём при этом самоповторение было налицо: этот геймплей мы уже видели, хотя графика действительно поднялась. Call of Duty: Modern Warfare 3. 2011 год.
И снова полное дежавю. Тираж в 6,5 миллионов за первые сутки и потоки грязи от покупателей. Что говорить, если даже пресса не смогла нахвалить игру так, как нахваливала в былые времена. В итоге, меньше 8-ми баллов от журналистов и феноменальные 2 балла с хвостиком от геймеров, которые остались недовольны вообще всем. Сама же игра стала ещё красивее, ну а идеологические помои были разлиты так щедро, как никогда. Америка воюет с плохими русскими, и, конечно же, побеждает в Третьей мировой войне, которая выдалась также традиционно короткой – в районе 5-ти часов – и такой же заскриптованной, линейной и примитивной, как предыдущие части. На этой стадии в обиход был крепко введён термин «спрей-стрельба», внесённый в этот мир Call of Duty, чья суть сводилась к отсутствию необходимости целиться. Знай себе, поливай врагов очередями и бросай гранаты. Call of Duty: Black Ops II. 2012 год. Ситуация пошла по накатанной. Складывалось такое впечатление, что, чем хуже игра, чем больше криков недовольных, тем выше продажи. Activision удалось создать уникальный продукт, который покупали просто, чтобы поругать, зная, что игра окажется слабой. И, она не подводила. Действительно оказываясь на редкость проходной. 4 балла от игроков и 7 баллов от журналистов. Даже они не смогли сделать вид, что всё хорошо. А тираж, тем временем, снова составил несколько миллионов. После виртуальной победы над русскими, американские спецы переключились на международных террористов, благо год назад в Нью-Йорке самовзорвались бизнес-центры. В общем, желание сделать, хоть, что-нибудь, насовав сюжетных клише, и напихав элементов из прошлых частей, бросалось в глаза уже всем, и Зов Долга твёрдо завладел статусом главного игрового ширпотреба мира. Call of Duty: Ghosts. 2013 год.
Продолжение темы террористов и спецназа, перекормленная публика не оценила. Не спас даже талант студии Infinity Ward, которая уже давно исписалась, и была больше похожа не на творца-художника, а на кустаря, рисовавшего на оптовый заказ портреты местных чиновников. Искусство – ничто. Деньги – всё. Графон тот же, механика та же. Дошло даже до того, что люди находили скриптовые заставки, которые встречались в прошлых частях. Как результат: 6,8 балла от прессы, которая устала делать вид, что всё хорошо, и 2 балла от геймеров, которые были просто в ярости. Счастливая деградация продолжалась под звон золотых монет. Call of Duty: Advanced Warfare. 2014 год.
Разработчики, на этот раз это была Sledgehammer Games, решили внести определённое новшество, сделав игру с экзоскелетами, боевыми дронами, управляемыми гранатами и войной военных корпораций за оставшиеся ресурсы на планете. В общем, получилось довольно свежо, красиво и интересно. Настолько, что пресса подняла свои оценки почти до восьмёрки, а геймеры до 4,6 баллов. 4,6 – скажете вы – это же фиаско, братан. Скажете, и будете правы, но по сравнению с прошлой частью, это существенный прогресс. Игра понравилась в два раза сильнее. Настолько, насколько вообще может понравиться этот конвейерный шутер с крохотной одиночной кампанией. Call of Duty: Black Ops III. 2015 год.
Третья часть выступила хуже второй. Но, это если смотреть с точки зрения геймеров. А, если с точки зрения издателя, то проект получился одним из самых прибыльных игровых проектов своего года, по поводу чего в Activision даже выразили мнение, что Call of Duty будет выходить вечно. Деньги действительно были огромные. Счёт шёл на сотни миллионов долларов, которые заносили те, кто потом оставлял игре 2,9 балла. С прессой, похоже, не поделились, потому, что она выставила игре в среднем семёрку, отметив, что всё это мы уже видели: графика немного красивее, атмосфера немного темнее, и ещё одна клонированная Call of Duty подсчитывает дни, которые нам остались в этой жизни. Что до геймплея, то слово «кибер» было главным, которое тут можно было встретить. Футуризм зашкаливал. Но, как оказалось, это ещё не предел. Call of Duty: Infinite Warfare. 2016 год. Дебютный рекламный трейлер данного шутера вошёл в историю YouTube, как второе задизлайканное видео на этом сервисе за всю историю его существования. На данный момент это видео имеет 3,7 миллиона дизлайков при полумиллионе пальцев вверх. Круче смог выступить только Джастин Бибер с тошнотворным клипом на песню Baby. Но, подлинная причина была не в паршивости игры, хотя и это тоже, а в том, что без покупки Infinite Warfare, нельзя было получить ремастер Modern Warfare. Но в целом, даже Джон Сноу не спас эту стрелялку, хотя и старался. Графика, такое впечатление, стала хуже, геймплей ещё более тупым, и разработчикам, как показалось, было невыносимо сложно делать вид, что они стараются. В итоге, несмотря на небывалый футуризм и космические корабли, 7 баллов от прессы и 3 балла от геймеров стали суровым вердиктом для жадного правообладателя. Call of Duty: WWII. 2017 год.
Всё новое – хорошо забытое старое – решили в Activision, и дали отмашку на возвращение к основательно забытой исторической атмосфере Второй мировой войны. Теперь уже без советской армии. Времена уж не те. Но, как показала практика, два раза в одну реку войти нельзя: камбэк не удался. 7 баллов от прессы, которые журналисты ставят, когда не хотят обидеть разработчиков, и 3 балла от геймеров подвели промежуточный итог некогда славной истории этого сериала. Несмотря на отличный графон, в целом, короткая кампания выдалась скучной, а мультиплеер оказался настолько унылым, что, кажется, что унылей уже нельзя. Мощный контраст на фоне Battlefield 1. Но, это не помешало игре неплохо заработать. Ну, а теперь нас ждёт Call of Duty: Black Ops IIII, которую лично я бы сходу посоветовал всем и каждому не покупать. Но всем не насоветуешь. Люди обязательно наберут, и потом будут с удовольствием плеваться. Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что настоящая Call of Duty была только в первых двух частях, а потом начался конвейер с разной степенью успешности. Нужны ли нам такие игры? Нет, не нужны. Но геймерская душа слишком загадочная, поэтому есть мнение, что в Call of Duty будут играть и наши внуки. А вам же я посоветую играть только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.