Diablo: история развития и деградации
В игровой индустрии, да и вообще в шоу-бизнесе, существует правило трилогии. Считается, что в первой главе творец нащупывает идею и входит во вкус, во второй главе он уже потихоньку разгоняется, понимая как нужно делать, чтобы было правильно, а в третьей главе выходит на пик качества, доводя идею до экстаза. Это в идеале. Чтобы с аналогичным успехом продолжать, не снижая накала, нужно быть очень талантливым, и иметь такой багаж всякого интересного, которого хватило бы на годы вперёд. Достичь последнего могут лишь немногие. Однако в истории сериала Diablo падение случилось раньше завершения трилогии. Если вам интересна эта тема, тогда устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.
Diablo. 1996 г.
В ужасно далёком 1996-м году, когда Интернет был чем-то, что можно было увидеть только в фантастических фильмах, и когда компьютеры имели процессора на 60 МГц и по 8 Мб оперативной памяти без видеокарт, молодая и мало кому известная компания Blizzard, которой тогда было всего 5 лет, выпустила удивительную игру с человечком, гоняющим толпы различной нежити. Это было не RPG, и в этом была главная странность той игры, ибо RPG тогда пребывали на пике славы, а тут практически никаких диалогов, никакого, как говорят сейчас, ролевого отыгрыша. Знай себе, бегай по темницам да пинай скелетов тяжёлым оружием, а зомби – острым. Тем не менее, игра получилась великолепной.
Следы того успеха остались на рейтинговом ресурсе Metacritic, где видно, что геймеры оценили ту игру в 8,7 балла из 10-ти, а пресса и вовсе в 94 балла из 100. Несмотря на то, что в 90-ые игр выпускали меньше, но они в целом были лучшего качества, чем в нашей конвейерной современности, нельзя сказать, что всё, что выходило тогда, было превосходным. Барахла хватало тоже, поэтому выпуск такой жемчужины как Diablo, незамеченным не остался.
Пресса тех лет писала об элегантной простоте геймплея, оружейном культе и физическом удовольствии от уничтожения врагов. Что говорить, если первая Diablo актуальна и сейчас. Конечно, графика и анимация уже подхрамывают, но позвольте, прошло 25 лет. Игры, в которые продолжают играть спустя столько времени, можно пересчитать по пальцам левой ноги Леонардо – того которой черепашка-ниндзя, а не художник. При этом Diablo не стала строго американским увлечением, типа шутер-сериала HALO. Игру признали и у нас. Игра моментально стала культовой. На толкучках принялись продавать не только диски с оригинальной версией, но и со всяко-разными модами. И лично я даже слышал историю о том, как иностранные туристы покупали у нас эти диски, потому что, во-первых, они стоили копейки по сравнению с их лицензиями, а во-вторых, потому что таких версий у них банально не было в продаже (повторюсь, что Интернета тогда толком не было).
В общем, пришла великолепная игра, чьи фанаты тут же стали страстно желать продолжения. И оно вскоре прибыло.
Diablo 2. 2000 г.
Вторая часть прибыла через три года после выхода дополнения Hellfire для части первой. По нынешним временам, ждать пришлось недолго. Но и ожидание окупилось. Компьютерные технологии на рубеже веков пустились галопом, устроив мощный технологический рывок, что не замедлило сказаться и на качестве картинки, а также в целом на масштабах самой игры.
Diablo 2 выглядела просто превосходно. Настолько, что и сейчас, накинув на оную HD-мод, в неё играют тысячи людей во всём мире. В остальных моментах качество также подскочило до небес. Игра демонстрировала впечатляющие по тем временам кинематографические вставки, её мир стал гораздо больше, а сами локации уже не ограничивались подземельями. Здесь появились равнины, пустыня, джунгли, заброшенные поселения, адская обитель и даже потусторонний мир, в который можно было попасть из дворца султана. Но подземелья также были, конечно же. Здесь же нужно упомянуть и многократно возросший ассортимент оружия, брони и всяких там амулетов, с которыми можно было колдовать в Кубе Хорадримов. А потом, когда год спустя вышло дополнение Lord of Destruction, подобного контента стало ещё больше.
У нас Diablo 2 получила вообще статус культовой игры. В силу отсутствия лицензионного урегулирования, вести речь о количестве проданных копий в России и окрестностях, невозможно. Да и, положа руку на сердце, стоит признать, что лицензии и не покупали бы по той простой причине, что на них банально не было денег, и смысла не было никакого, ибо, как уже было сказано выше, не было Интернета. Тем не менее, косвенный факт общенародного признания у нас есть. Это локализации. Естественно, пиратские. Возможно, тогда их было больше, но до наших времён дошло целых 6 переводов. Можете представить нечто подобное в наши дни? Ту игру переводили 7Wolf, Триада, Русский Проект, Дядюшка Рисёч, 8bit, и, конечно же, всеми любимый Фаргус. Именно так звучит народное признание.
Что до признания общемирового, то, опять же, обратимся к Metacritic. Там от геймеров игра получила 8,8 балла, и 88 баллов от прессы. Уже сейчас можно сказать, что тогда разбалованные журналисты не осознали, что перед ними одна из величайших игр всего мирового игропрома, как не распознали в своё время тот же Fallout. Те, кто остались недовольны, отмечали низковатое максимальное разрешение 800х600, что на тот момент, впрочем, было нормой для большинства мониторов.
Ну и да, тут был мультиплеер. Именно за него проекту и напихали отдельно. Дело в том, что хорошо работал только локальный режим, тогда как режим сетевой был перенасыщен читерами, поскольку вся информация о героях хранилась во внутренних файлах игры, а не на серверах, поэтому на тот момент там творился совершенно кромешный ад.
Тем не менее, Blizzard удался ещё один шедевр. Тогда казалось, что так будет вечно, однако всё пошло совсем по иному пути.
Diablo 3. 2012 г.
Страшно сказать, но продолжения фанатам пришлось ждать без малого 12 лет. Можно было бы подумать, что за это-то время в Blizzard такой шедевр выложат, что все охнут, однако получилось совсем наоборот. Столь долгий перерыв не пошёл на пользу франшизе, да и Blizzard также была занята другими делами, готовясь к сделке с Activision, о которой было объявлено год спустя.
Сразу к главному: Diablo 3 получило резонансные оценки на Metacritic: превосходные 88 баллов от прессы и в общем 5,7 балла от геймеров, притом, что ПК-версию и вовсе оценили в 4,1 балла, что уже само по себе является весьма красноречивым фактом. Кто прав, кто не прав? Может быть всё дело в бомбящих отзывах, которыми засыпали эту игру недовольные? Давайте прочтём, о чём писали и продолжают писать люди. Кроме жалоб на плохую работу серверов, были и сетования на дыры в сюжете, примитивную коридорную прокачку абсолютно всех героев, а также аукционный дом, где только и можно было достать самую лучшую экипировку. Иными словами, игра превратилась немножко в ММО. Но, посмею высказать личное мнение, главная проблема оказалась в том, что это была просто другая игра, в которой банально отсутствовал дух Diablo. Она была больше похоже на какой-нибудь мрачный Titan Quest, или Grim Dawn. Последней игры, правда, на тот момент, правда, ещё не существовало, поскольку она вышла лишь 4 года спустя, но была крайне похожа по вполне понятным причинам.
Но почему так случилось? Куда подевалась знаменитая атмосфера? Она рассеялась вместе с уходом тех людей, которые делали первые две части. Бывали, когда-нибудь в такой ситуации, когда в каком-нибудь кафе, хорошо известная вам еда или напиток вдруг становятся ощутимо хуже? За причиной далеко ходить не надо: либо повар поменялся, либо администратор. В Blizzard произошло ровным счётом то же самое. Это печально, но популярность данной компании падает. Это хорошо видно по аудитории последних BlizzCon. С 2018-го по 2021-й, количество зрителей этой выставки снизилось на треть. Люди банально не играют в игры Blizzard. Новых нет, а старые кому-то наскучили, кому-то просто неинтересны, поэтому, если в 2018-м BlizzCon смотрело 646 тысяч человек, то в 2019-м их набралось уже 546 тысяч. В 2020-м мы остались без данной ярмарки, а в 2021-м её посмотрело 434 тысячи человек. По 100 тысяч за год – такова убыль аудитории у Метелицы, и чем тут является неудача Diablo 3 – следствием или причиной – непонятно, но для многих упадок планки качества игр Blizzard начался именно с Diablo 3.
Diablo 4.
К сожалению, ничего хорошего сказать о Diablo 4 также нельзя. Как уже было многократно отмечено, как нами, так и другими людьми, фактически четвёртая часть – это часть №3 после косметического ремонта. В ранней версии мы наблюдаем те же анимации, тех же врагов (особенным сходством отличаются скелеты) и даже тот же ракурс и ту же высоту камеры. Разработчики, конечно, стараются, но вглядываясь в лица тех ребят, которые выступали с рассказами о данном проекте, честно говоря, не видно, чтобы кто-то из них смог бы сделать по-настоящему хорошо. Чтобы было опасно, красиво и в то же время крайне мрачно. При этом мрачно – не значит темно. Лут-Гхолейн был довольно светлой локацией, кроме того случая, когда солнце погасло, однако мрачности ему было не занимать.
Есть ли какое-нибудь оправдание для Diablo 4? Что-нибудь, что могло бы добавиь позитива? Есть. Всё-таки это ранняя версия, какая-то там альфа, и кто знает, чем закончится всё в конечном итоге? Может быть, кто-то в Метелице вдруг заискрит, засверкает и вытянет эту игру? Всё может быть, но, опять же, если разработчики ничего не поняли, и Diablo 4 также будет иметь аукционный дом, тогда пусть не обижаются.
Diablo II: Resurrected. 2021 г.
Ну, а чтобы закончить на позитиве, и попытаться опровергнуть собственную же теорию о деградации, как франшизы в частности, так и её правообладателя, нужно вспомнить о ремастере Diablo 2, который выглядит так, словно это и не ремастер вовсе, а целый ремейк. Есть твёрдое ощущение, что игра получится отличной и вот почему.
Во-первых, в Blizzard заявили, что ошибки Warcraft Reforged – игры, поставившей исторический рекорд на Metacritic, имея одно время целых 0,5 балла от геймеров – они не повторят, и сделают всё как надо, без обмана.
Во-вторых, ремастер не перекроет собой оригинал. Существовать продолжат обе игры. Более того, любой желающий сможет переключать версии прямо в ходе прохождения.
В-третьих, в игре не будет никаких новомодных магазинов и прочих элементов игр-сервисов, за что разработчикам нужно сказать отдельное спасибо.
Ну и, в-четвёртых, это парадоксально, но ремастер Diablo 2 местами смотрится круче, чем Diablo 4. А это дорогого стоит. Есть надежда, что в случае успеха, те, кто делают четвёртую часть, примут правильные меры.
В общем, Diablo II: Resurrected стал тем лучиком в царстве тьмы, дающим надежду на то, что не всё так плохо, и всё ещё может наладиться в лагере Blizzard. На этой мажорной ноте, пожалуй, давайте и завершим. Играйте только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.