Fallout 4: старая игра на новый лад - Обзор
Это лучшая игра года, десять из десяти. Ничего подобного в Bethesda ещё не делали, игра на поколения вперёд. Однозначный шедевр своего жанра! Нет. Про Fallout 4 мы такого никогда не скажем. Это просто неплохая игра, которую уже будут просить портировать на PlayStation 5 и Xbox Two. Но, не более.
Новый Fallout 4 вышел именно в таком виде, в каком мы и ожидали его увидеть: не очень красивый, зато с широкими возможностями по взаимодействию с окружающим миром. Не очень просторный, зато на каждом углу придётся застревать надолго. Не очень логичный, зато нелинейный, особенно во второй части сюжет. С большим количеством багов, зато прекрасно оптимизирован. Эта игра соткана из недостатков и достоинств. Она – последний рывок стареющей технологии. Из движка Скайрима было выжато всё, что только можно. Эстеты, кричащие о том, что по графике Fallout 4 и Fallout 3 практически полностью одинаковы, либо слепы, либо глупы, либо и то и другое.
С другой стороны, недостатков у Fallout 4 также полна коробочка. Недостатков много, начиная с чисто технической части и заканчивая сценарием, особенностями геймплея и прочими мелкими вещами, которые можно было бы сделать и получше. Глядя на Fallout 4 создаётся впечатление некоего каркаса, из которого начали делать что-то дельное, но после приняли решение закончить всё побыстрее и выставить так, как есть, невзирая на недостатки. В общем, тёмная история.
Ожидание игры наложилось на неприятные, кажущиеся правдивыми, слухи о чрезмерно маленьком мирке, который можно пройти за 11 минут по диагонали, о большим проблемах с оптимизацией на PlayStation 4, из-за чего кадровая частота игры проседала до 10-ти и менее кадров в секунду. При небольших системных требованиях, были основания полагать, что с ПК-версией, которую-то мы и заполучили, также будут проблемы, однако, к счастью, они не оправдались. Fallout 4 в ПК-версии оказался на редкость качественно оптимизирован, так что с этим полный порядок. А вот присутствие багов в игре неприятно удивило.
Во-первых, враги застревают в текстурах. Во-вторых, они стреляют в вас сквозь стены и двери. Вы в них, кстати, тоже можете выстрелить сквозь стену. В-третьих, мы видели летающих коров и собак. Взмывающий ввысь брамин – зрелище не для слабонервных. В-четвёртых, часто были зафиксированы необъяснимые промахи. Выстрелы в упор проходили мимо цели, что нередко играло злую шутку и вынуждало перезагружаться. Ну, и, наконец, в-пятых, ближе к финалу в игре пропали практически все враги и все NPC, чем полностью запороли всё прохождение. Не помогла ни перезагрузка ни танцы с бубном, типа заходов в локацию через другие входы. Персонажи просто пропадали. Ситуацию исправила только загрузка старого сохранения, так что готовьтесь не сидеть на одном Quick Save, но и делать вполне нормальные, человеческие сохранения, которые будут играть роль Back-Up-ов.
О багах рассказали, теперь о самой графике. Графика в игре на самом деле не режет глаз, но и не радует. Можно понять разочарование журналистов, которым за закрытыми дверьми взяли да и показали настоящий Fallout 4 без рекламного лоска и вычурных скриншотов. Многие тогда неофициально выказывали недовольство увиденным.
Поэтому, чтобы не расстраиваться, скажите сами себе: «Графика не очень современная, зато она идёт без тормозов на моём компьютере». В процессе забегов в Fallout 4, было обращено внимание на то, что системный блок меньше шумит, а видеокарта меньше греется на ультра-настройках Fallout 4, по сравнению с просто очень хорошими, близкими к максимальным настройками The Witcher 3. Но в некоторых местах, скажем прямо, хотелось бы покрасивее. Иногда Fallout 4 прямо, без лишних намёков, брал и передавал нам привет из 2008, эдак, годика. The Elder Scrolls 5: Skyrim, скажем честно, выглядел не хуже. Да, в Fallout 4 отличное оружие, да, окружающие объекты, во всяком случае, если пробегать быстро по улице, выглядят неплохо. Но на самом деле Fallout 4 просто ярче блекловатого Скайрима. Буйство красок заменяет наличие высоких технологий. Такие вот пирожки.
А вот сюжет в игре, скажем прямо, откровенно подкачал. Мы сейчас не будем тизерить его, заметив лишь, что игру можно мысленно разделить на две главы. При этом если вторая часть играется довольно живо, то первая больше похожа на линейное приключение в духе последней Dragon Age 3: как ты ни старайся, но тебе всё равно нужно выполнить основной квест, иначе – скука. Ну, а чтобы геймеры не вопили о том, что им не дали открытый мир, то Fallout 4 снабдили массой второстепенных квестов. Что до логических нестыковок, то самая главная претензия – забывчивость героя, обусловленная открытостью мира. Игра начинается с того, что герой, обуреваемый одной очень важной мыслью, носится по окрестностям и пытается кое-кого найти. Но вот проходит пара часов вашего времени, и уже никого искать не надо: мы строим дома для бомжей и наводим порядок в округе.
Первая глава, как это уже было сказано, достаточно линейна. От геймера зависит только одна вещь: побежать, роняя экскременты, выполнять основное задание, или обследовать каждый закоулок, находя новую броню и оружие.
Вторая глава значительно бодрее. Тут уже появляется почти настоящая нелинейность. И всё бы ничего, но невнятный финал портит абсолютно все 1500 часов геймплея. При этом без лишних тизеров, обратим ваше внимание на то, что невнятный финал, это не финал в стиле Секретных Материалов, который всегда оставляет возможность вернуться к старой теме, которая, как оказалась, не закрыта. Лично у нас сложилось впечатление, что сюжетная линия главного героя закрыта целиком и полностью, а смазана она оказалась из-за банальной нехватки времени. Историю свели туда, куда смогли.
Кстати, об открытом мире. Всё совсем не так. Локации ограничены, как правило, улицами, представляющими собой, пусть и длинные, пусть и просторные, но коридоры, которые ограждены по краям домами, стенами, Скалами и каким-то мусором. Автор, будучи поклонником первых двух частей Fallout, которые он считает единственно расово-правильными, не хотел поднимать эту тему, но факт остаётся фактом: настоящая Пустошь, с большой буквы П, была в Fallout 2. Там перед путешествием из одного городка в другой нужно было реально готовиться. Проверять запасы, оружие, разбираться с компаньонами, думать как и куда отправиться, чтобы без петляний максимально логично выполнить все квесты «отнеси-принеси». В Пустоши случались приключения, там были случайные встречи. В Пустоши, попав в засаду ванаминго или огнедышащих гекко можно было погибнуть гораздо быстрее, чем в бандитской перестрелке в каком-нибудь Нью-Рено. Пустошь отнимала дни и недели.
Здесь же, в Fallout 4 в смысле, путешествие больше похоже на переход границы между восточной и западной Германией. Пересел с одного стула в уличном кафе на другое, и вот ты уже по ту сторону. Совершенно никакого напряжения, никакого страха перед неизвестным. Достаточно пробежать несколько условных десятков метров, и вот ты в новой локации.
В целом же, перед вами Скайрим с оружием. Скайрим прёт из всех щелей. Не то, чтобы это сильно огорчало, но и радовать тоже не может. При всём притом, что игра не поддерживает разрешение типа 800х600 для «квадратных» мониторов, она ещё не тянет 2560х1080. В общем, и не вашим и не нашим. Все эти дополнения, скорее всего, стоит ожидать в течение долгих месяцев. Bethesda именно так обычно и поступает со своими ААА-играми.
В отличие от некоторых конкурентов, глаза не режут штампованные локации. Практически все окружающие объекты сделаны вручную, с любовью. Тут видно, что разработчики старались и не халтурили. Это особенно заметно, когда обнаруживаешь для себя совершенно новый режим строительства. Да, герой может строить целые дома из подручных материалов, отстраивая самостоятельно целые посёлки. В пустые дома заселятся бездомные, пришедшие из Пустоши, и посёлок зашумит. Правда, перед этим в дома нужно провести коммуникации, иначе пустынные бомжи ни в коем случае не заселятся в новостройки.
В Скайриме, кстати, тоже впоследствии появилась возможность строить себе дома, но реально мало кто этим занимался. Всех интересовали драконы и опасные пещеры. Здесь же мы имеем симбиоз из Sims, Весёлой Фермы и Minecraft. Поэтому уже точно можно сказать, что Fallout 4 ждёт огромное количество строительно-огородных модификаций, что обеспечит игре многолетнюю актуальность.
Что до диалогов, то чувствуется, что игру делали и для самых маленьких в том числе, несмотря на возрастные ограничения. Диалоги просты и банальны. То же самое можно сказать и о прокачке героя. Продуманность прокачки в Fallout 2 в разы круче, чем та казуальщина, которую мы получили в Fallout 4, который, будем откровенны, всё-таки является больше шутером, чем RPG. Тем более, что теперь в игре нет кармы. И если раньше в Fallout 3 мы могли стать либо кем-то очень добрым, либо кем-то очень злым, то теперь границы стёрлись. Хорошо это или плохо – решайте самостоятельно, но это ещё больше приблизило игру к банальному шутеру.
Кстати, о стрельбе: стрелять стало удобнее. Режим V.A.T.S. стал практически бесполезен. Fallout 4 стал почти полностью похож на настоящую стрелялку от первого лица.
Резюмируя сказанное можно добавить, что Fallout 4, безусловно, удался. Нет, мы не считаем, что из него получится игра года. Игрой года должен быть The Witcher 3. Fallout 4 получился просто неплохой, коммерчески-успешной игрой. В нём много оружия, из которого интересно стрелять, в нём есть масса новых возможностей и относительно большой мир. С другой стороны, мы получили примитивную прокачку и такие же примитивные диалоги. Игра ещё больше стала похожа на шутер, ну и сюжет Fallout 4 оставляет желать лучшего. В общем, мы далеки от криков «Bethesda’s Game 10 из 10».
Fallout 4 имеет слишком много изъянов для столь лестных отзывов, поэтому наша оценка – 8 баллов.