Гениальность или глупость? TOP-5 игр, сюжет которых поймут не все
В искусстве в целом и в шоу-бизнесе в частности, есть произведения, смысл которых понятен далеко не всем. Вы наверняка видели абстрактные картины, кинофильмы, категории арт-хаус с неясным посылом, быть может, сами бывали в галерее, так называемого современного искусства? В общем, вот это всё. В индустрии видеоигр также есть подобное. Немного, но есть. Сразу нужно сказать, что это не плохие игры в целом, но неоднозначные – точно. Такие игры, чей сюжет, чья философия и иногда геймплей могут показаться слишком оригинальными. В своих оценках люди делятся на две категории: одни называют такие произведения гениальными, объясняя, что автор на самом деле копнул так глубоко, что вам и не снилось, а другие считают их глупостью, объясняя, что автор на самом деле вообще ничего не хотел сказать, а весь тот тайный смысл – это уже ваши домыслы. И вот о пяти таких видеоиграх я сейчас и расскажу.
Inside.
В этой великолепной приключенческой головоломке, кажется, таится некое концентрированное послание человечеству, потомкам, инопланетянам, может быть ещё кому-то. Ну, или не таится – кто знает? Сюжет без начала и без конца показывает корпоративную антиутопию в стиле Джорджа Оруэлла. Мрачно, загадочно, страшно, а порой отвратительно. Игра не понравилась тем, кто любит конкретные концовки, типа победы над боссом, и спасения принцессы. И, хотя, в Playdead, вроде бы как, оставили вполне конкретный посыл, кому-то этого оказалось недостаточным. В итоге мнения разделились: кто-то хвалил игру за потрясающую атмосферу, отточенный геймплей и за смелость в области критики капитализма, а кто-то ругал её за отсутствие предыстории, послесловия и полную безликость и безымянность. Даже если отключить все секретные бомбы-лампочки, и получить альтернативную концовку, она также не объясняет ровным счётом ничего. Так игра и зависла между двумя чащами: гениальны её авторы, или скудоумны? Содержит ли она глубокий философский смысл, или это просто набор бессмысленных посылов? Тут каждый решает сам для себя.
The Quiet Man.
В отличие от Inside, эта игра провалилась в продажах так, что даже её автор вынужден был принести извинения. Но ведь многие гении, творившие свои шедевры, также далеко не всегда получали признание при жизни. Например, в ноты композитора Иоганна Себастьяна Баха, заворачивали продукты на рынке, из-за чего многие из его произведений оказались безвозвратно утрачены. Художник Винсент Ван Гог, тот и вовсе умер в нищете, хотя сейчас его произведения стоят баснословные состояния. Быть может, и продюсер The Quiet Man, Кенсей Фуджинага, тоже создал гениальное творение, опередившее время, и не понятое публикой? В том, что главный герой здесь глухой молодой человек, из-за чего в самой игре вообще почти нет никаких звуков, некоторые видят гениальность, а некоторые глупость и невообразимую скуку. То, что геймплей тут перемежается интерактивными киновставками – тоже стало предметом обсуждения. По факту, конечно, большинство игру не поняло, а меньшинство, оставшееся в восторге, объявило большинство – невежами, ничего не понимающего в настоящем искусстве.
Dark Souls-серия.
Этот сериал мы обсуждаем только с точки зрения атмосферы и сюжета. Геймплея не касаемся, он здесь отличный, и к нему никаких претензий. Точнее, претензии есть, но аналогичные претензии можно выдвинуть к горчице за то, что она острая, а к кактусу, за то что он колючий. Такова суть вещей: горчица должна быть острой, кактус – колючим, а Dark Souls – зубодробительно сложной. А вот сюжет – он стал предметом споров и обсуждений. В этой священной войне имеется два лагеря: в одном сидят те, кто видят в истории всех трёх частей гениальность, основанную на полунамёках и недосказанности, что не нравится, как бы, обывателю, а в другом – те, кто считают его просто бессмысленной белибердой, нагнетающей атмосферу, как некоторые песни Мэрилина Мэнсона, которые создают настроение, но имеют текст сомнительной связности. Кто-то говорит, что актёры, озвучивающие вступительные речи боссов, а-ля Лотрик младший принц, не понимают, о чём вообще речь. То же самое касается и вступительных, тревожных, пропитанных опасностью монологов, которыми сопровождались начала каждой из частей. А кто-то уверен, что у игры есть полноценный сюжет, в котором все находятся на своих местах, и в котором так называемой лор настолько глубок, что хватило бы снять многосезонный сериал. В общем, ещё одна спорная тема.
Everybody's Gone to the Rapture.
Этот приключенческий симулятор ходьбы в своё время гоняли почти все стримеры и ютуберы планеты – настолько это было модно, загадочно и утончённо. Но были и те, кто не понимал, о чём эта игра вообще, зачем её сделали именно такой, и в чём её прелесть в принципе? Странные болезни жителей округи, некая инопланетная, неведомая сила, пытающаяся общаться с людьми, какой-то странный карантин, больше похожий на предместье райского Эдема, сцена с самосожжением и, наконец, странный, мало что объясняющий финал. Всё как в некоторых фильмах категории арт-хаус: вроде бы и страсти и необычная картинка, а в итоге ничего непонятно. Точнее, понятно, но не всем. Кто-то считает, что игра находится на грани гениальности, и тот факт, что её не понимает большинство людей – тому подтверждение (хорошее, кстати, объяснение). Другие видят диаметрально противоположное: каплю смысла и бездну пафоса. Словом, снова ещё один риторический вопрос без ответа.
Death Stranding.
Ну, а завершим мы игрой, которая удивила многих, причём удивление это было далеко не всегда приятным. Что это было, мистер Кодзима? Где бодрый экшен, где внятная история, где глубокие характеры героев? К чему этот сюрреализм, рассказы об абсолютной доброте и куча нелогичных геройских поступков? Зачем Сэм вообще согласился на это? Где его мотивация? Почему его никто не наградил? Почему вы не отправили вместо него дроны, мистер Кодзима? Темпоральный дождь вам помешал? Так укройте их чехлами из такой же материи, из которой сшит плащ героя? Но тут же из второго лагеря крикнут, о том, что вы ничего не поняли, и понять вам не дано, что творение Кодзимы гениально, бесконечно глубоко и вообще Игра года. На моей личной памяти не было подобного, чтобы ААА-игра от Sony получала столь диаметрально противоположную критику. Ещё один шедевр, гениальность которого люди поймут лишь через года, или просто глупая затея в красивой обёртке, но пустым содержанием? Будем рады услышать от вас мнения в комментариях на этот счёт.