5 примеров того как нами манипулировали разработчики Dragon Age: The Veilguard
Когда-то давно на Западе запустили тему обострения женского и мужского равноправия. Сделано это было зачем? Затем, чтобы женщины не только получили доступ к мужским кошелькам, но и сами начали зарабатывать деньги. Потом она дорвались до детей. Вот эти полки со сладостями в магазинах на уровне детских глаз, реклама, ориентированная на тех, кто помладше. В игровой индустрии это вылилось в войну за бесконтрольную привязку банковских карт родителей к отдельным видеоиграм или целым консолям. Есть мнение, что если собрать все родительские деньги, которые спустили малыши на донаты в играх, можно было бы много чего наворотить: избавить Африку от голода, очистить все реки мира, понастроить школ с больницами. Теперь, когда уже деньги тратят все, корпорации начали плавно, но уверенно насаждать невежество и безграмотность среди потребителя, который, впрочем, и сам по себе особо в интеллектуалы в основном не стремится. И если в той же автомобильной индустрии это насаждается за счёт рекламных буклетов, где вместо подробных технических характеристик написано: «Выбирай сердцем!», то в нашей любимой игровой индустрии это выражается, например, в предложении оформлять предзаказы без демонстрации геймплея.
Но это совсем уж в расчёте на тупых. Некоторые поступают, как им кажется, тоньше, принимаясь манипулировать эмоциями геймерского сообщества. Особенно этим неплохо так отметилась BioWare и Electronic Arts, покуда рекламировали последнюю часть Dragon Age. И то, как это было, вы сейчас узнаете.
Встречайте: пять примеров манипуляций от разработчиков Dragon Age: The Veilguard.
1. Манипуляции с визуальными эффектами. Меняйте видеоматериалы, не меняя саму игру.
9 июня 2024 года в YouTube выходит первый трейлер Dragon Age: The Veilguard, который сталкивается с откровенно катастрофическим приемом зрителей. Настоящий холодный душ 47 тысяч лайков и 293 тысячи больших пальцев вниз, должно быть, дали отделу маркетинга BioWare пищу для размышлений, потому что следующее видео, опубликованное 24 октября 2024 года, уже отличалось гораздо более приглушенной цветовой гаммой и объяснением, что Veilguard – это тоже мрачно и таинственно. Эту разницу можно увидеть, даже если просто сравнить превьюшки тех видео.
На первом фиолетовом фоне мы видим гигантское лицо Тааш, свидетельствующее о том, что в то время EA еще не стеснялась вообще ничего. Напротив, на втором мы уже видим дракона, окутанного игрой тени и света, что значительно больше соответствует ожиданиям игроков, особенно старых поклонников серии. Второй трейлер приняли гораздо лучше, так как здесь соотношение лайков к пальцам вниз составило 26 тысяч против 39 тысяч. Да, минусов всё ещё много, но в отчётах уже можно будет сказать, что минусы ставили по инерции и нарисовать красивый график падающего количество дислайков, судя по которому можно предположить, что в итоге кривая дислайков вообще устремится к абсолютному нулю.
2. Манипуляция воспоминаниями. Обращайтесь к ностальгии поклонников.
Небинарно-приключенческий экшен Dustborn достиг в Steam головокружительного показателя в виде 83-х игроков на пике, что для продукта такой небезызвестной компании как Quantic Dreams, просто натуральное позорище. Вы, наверное сейчас подумали: «Что это за Dustborn такой и какое он вообще имеет отношение к нашей теме?». Да, если бы Veilguard называлась только Veilguard, я подозреваю, что онлайн у него был бы сопоставимый с Dustborn.
Давайте не будем обманывать себя, ибо ностальгия – это такая штука, которая продается лучше всего. Когда преданные поклонники старых ролевых игр слышат про BioWare, они сразу же обращают внимание на игру, о которой идёт речь, а когда вы еще добавляете подзаголовок Dragon Age, этим вы заставляете их незамутнённый разум впадать в меланхолические воспоминания своих собственных первых приключений в Dragon Age Origins, или у кого там как часть была дебютной. Только эти три слова: BioWare, Dragon и Age спокойно обеспечат 90% текущих продаж Veilguard.
Но давайте ответим сами себе: имеют ли какое-то отношение нынешние творцы к творениям 20-летней давности? Ответ вы знаете: если и имеют, то это единицы. А десятки и сотни других специалистов, от которых зависит то, какой будет будущая игра, во время выхода первой Dragon Age ещё под стол пешком ходили – в лучшем случае. В худшем – они вообще не врубаются в тему, и им всё равно где, как и на чём зарабатывать деньги.
3. Манипулирование ожиданиями. Заставить оппонентов спорить о продукте.
Не случайно, что после плохо принятого первого трейлера отдел маркетинга разработчика и издателя всё же решил опубликовать первые кадры с геймплеем, где первые 2/3 видео были сосредоточены на редакторе персонажа. Это было сделано неслучайно. За счёт этого маркетологи стремились достичь двух целей. Во-первых, они обратились к, так сказать, казуальным игрокам, пусть и знакомым с серией Dragon Age. Например, к девушкам. Не секрет, что для большинства женщин-геймеров важны не боевая механика, устройство инвентаря и прочие детали, а просто персонажи и отношения между ними. Во-вторых, им нужно было показать тему, которая вызовет наибольшие споры, то есть шрамы от удаления молочных желёз, изменения цвета кожи, небинарно-половые вопросы и всё в таком духе, чтобы побудить часть своей аудитории понести по социальным сетям и форумам вести о том, что в Veilguard сплошная разноцветно соя. Хоть некоторые представители BioWare и демонстративно обижаются на таких людей, но их крики им тоже важны, потому что на пользу идёт любая шумиха.
По-своему такая стратегия не глупа. Казуальные игроки иногда тратят немалые суммы на отдельные игры, хотя по статистике они в целом покупают их реже. Маркетологи BioWare не зря решили, что именно эти ребята имеют наибольшие шансы заплатить деньги за Veilguard, чем условный поп-культурный геймер. Потому что такие люди не будут вникать в тему, следить за всевозможными проявлениями халтуры от разработчиков. Для них это не игра, а продукт, и будут они не играть, а употреблять. Им нравится, что этот продукт красиво и качественно упакован, а внутри его абсолютно безопасное соевое содержимое. Ни магии крови, ни возможности навредить союзнику, ни нормального злодея. На данном этапе настоящий поклонник данной серии не рассматривается, так как он всё равно в итоге купит эту игру из-за того, что он уже был встревожен собственной ностальгией, отключившей его критическое мышление при покупке игры (вспоминаем пункт №2).
С другой стороны, как уже было сказано, те, кому весь этот небинарный цирк уже надоел, тоже отлично подходят под созданную пиар-модель распространения новостей. Ни один твиттер-бот, ни одна реклама не распространят информацию о скандальной игре так быстро, как люди, которые сознательно и искренне её презирают, потому что они распространяют такие новости бесплатно и будут говорить о них гораздо дольше и чаще, чем умеренные поклонники определенного бренда. Это сказывается на продажах? Чаще всего да, но это всё же не конкретная константа. Вряд ли где-то в толстых учебниках маркетологов есть такая информация, что шумиха из-за наличия в игре половых извращений обязательно поднимет продажи на сколько-то процентов. Но как бы там ни было, по обе стороны баррикад есть люди, которые вообще не играют в видеоигры и в некоторых случаях могут затмить в социальных сетях реальных потенциальных клиентов, помогая заранее сформировать мнение о продукте.
Тем не менее, есть ощущение, что такой вот чёрный пиар больше навредил Veilguard, чем помог, чему подтверждением несколько разочарованные комментарии от разработчиков.
4. Манипулирование результатами. Пусть только дружественные издания получат копию игры.
Самая лучшая форма лести – имитация, и нет ничего более воспроизводимого и повторяющегося, чем первые обзоры Dragon Age Veilguard от крупных игровых изданий. Все они, как мантру, повторяют клише про «возвращение к форме». Это было настолько заметно, что сразу же напрашивалось предположение о том, что либо с редакциями были заключены контракты на использование конкретных клише для получения рецензентской копии, либо они настолько не соображали в теме, что позволили Chat GPT написать обзоры за них.
Итог получился однозначным, отсутствие беспристрастного подхода к продукту и, как следствие, сознательное введение потребителя в заблуждение, мотивирующее оного совершить приобретение некачественного, неподходящего ему продукта. А в то же время многие известные блогеры открыто возмущались, что не получили предрелизной копии, поскольку в предварительной беседе с разработчиками не стали заверять, что находятся без ума от Veilguard. При этом многие из них даже после выхода первого трейлера были настроены довольно оптимистично по поводу предстоящего нового релиза. Оптимистично, но не беззаветно. Такая себе демонстрация своего рода инфантильности со стороны Electronic Arts, поскольку желание заткнуть любую критику Veilguard, отразилось на разработчике, потому что геймеры ненавидят цензуру, а интернет – такая штука, где что-то скрывать бесполезно.
Кроме того, не лишним будет вспомнить, как администрация Metacritic начала удалять отрицательные отзывы о Veilguard, потому что они, мол, написаны расистами, сексистами и вообще негодяями. Ну, вы поняли: все животные равны, но некоторые равнее.
5. Манипулирование мнениями. Заставить стыдиться тех, кому игра не понравилась.
Ну, а напоследок совсем кратенько, ибо и так ходим по тонкому льду, если вы понимаете о чём речь. BioWare выпустила на сцену пару своих сотрудников, а также спустила с цепи несколько прикормленных представителей прессы – язык не поворачивается назвать их журналистами – которые принялись заниматься одним простым делом: объяснять, что тем, кому Veilguard не понравилась, должно быть стыдно. Им должно быть стыдно за то, что они такие злые, такие нетерпимые, такие белые, такие – какие угодно.
Есть такая детская сказка «В путь по реке времени» называется, английского писателя Дональда Биссета. Так вот, там героям встречаются три злобных мышонка, которые нападали на них с криками: «Нельзя! Не смей! Стыдись!». Эдакие агрессивные морализаторы, укорявшие героев за какие-то их естественные поступки, не являющиеся чем-то нехорошим. Где-то, видимо, мистер Биссет сталкивался с такой тактикой давления, когда в человеке, за счёт бесконечных подзатыльников и битья по рукам, пытаются вырастить комплекс неполноценности и постоянного желания извиняться за любое своё движение или слово. К аналогичному приёму прибегли и разработчики Veilguard, но, к счастью, без особого успеха.