Почему мы перестали делать хорошие видеоигры?

Плохому танцору мешает известно что. Что мешает отечественным разработчикам видеоигр? Большие доходы, вследствие чего все обленились? Маленькие доходы, вследствие чего никто не берётся за серьёзные проекты? Кризис жанра и отсутствие новых идей? Неверная государственная политика? Почему ещё несколько лет назад отечественный игропром гремел, а из под рук наших творцов выходили, если не шедевры, то запоминающиеся игры, а сейчас мнение о нашем игропроме находится, где-то на том же уровне, что и мнение о российском кино, которое, за редчайшим исключением, людям, имеющим интеллект хотя бы чуть выше среднего, смотреть не рекомендуется. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Государственная поддержка. Наше правительство нельзя упрекнуть в том, что оно совсем не интересуется своим народом, но вот, что касается сферы игровой индустрии, то тут всё плохо. Например, в США и Англии постоянно выделяются гранты на перспективные игровые разработки, которые, как правило, попадают в кассу простых, инди-студий. Заметьте, эти гранты в корне отличаются от тех, которые направлены на, так называемое развитие демократии. Гранты игровые – сугубо для своих, распространяемые внутри страны. Ну, ладно, США и Британия – это далеко, и там данная индустрия развита не в пример нашей, но вот же есть Польша, которая под боком, и чьё правительство выделило в прошлом году несколько миллионов злотых студии CD Projеkt RED на поддержку штанов и на то, чтобы компания снова радовала мир играми, не хуже третьего Ведьмака. Отличное начинание, и было бы неплохо, если бы, что-то подобное происходило и в России. Обезьянничанье.
Западная культура заразительна. Она проста и доходчива. Она действует не на всех, но на многих. Наши игровые разработчики – тоже люди, и тоже хотят обезьянничать. Одни клепают очередной «наш ответ Голливуду» вываливая на головы зрителям жуткий шлак, другие хотят петь блюз, как афроамериканцы в гетто, но получается тамбовско-рязанские напевы, с которых те же из гетто только посмеются. В ходе подобных изысканий родилась такая жуткая штука, как русский рэп. Ну, а про наших рокеров, не имеющих ничего своего, и слепо копирующих западных артистов я вообще молчу. Аналогичное происходит и в игропроме. Наши пытаются сделать, что-то на американский манер, словно бы сапожник, всю жизнь шивший сапоги, решает пошить, например, платье. В итоге у него получится один большой сапог, который никому не нужен. Приводит примеры неудачного подражания я не стану, вы сами их знаете, скажу лишь, что утрата самоидентичности – это плохо. Прозападная коммерция.
Этот пункт похож на предыдущий, но имеет одно отличие: если один отечественный рэп-исполнитель начинает кривляться, подражая афроамериканцам, делает это от души, то другой, вынужден это делать, чтобы вписаться в коньюктуру, иначе его попросту говоря не купят. Вот и пытаются наши Иваны да Степаны делать игры для Джонов и Биллов, заглядывая им в глаза и рот, пытаясь угадать на что они смотрят, и что жуют. Получается так коряво, как только возможно. Я знаю кучу примеров, когда в тех же США с удовольствием слушали, что-то исконно русское, фольклорное, этническое, самобытное, и не помню ни одного примера, когда отечественная копия американского развлекательного жанра вызвала бы серьёзный интерес на Западе. Копии никого не интересуют, если есть оригиналы. В итоге разработчики вынуждены работать с западными покупателями, и выпускать игры на западных площадках, представляя свою продукты на корявом английском, частенько забывая, что нас там не ждут, и, что радовать свою публику может быть гораздо выгоднее. Желание быстрых денег.
Не секрет, что многие наши талантливые специалисты бросают серьёзные свершения и начинают элементарно кустарничать, выпуская пачками однообразные флеш-игры или унылые браузерки с лютым донатом. Похоже, что такие товары легче продать. Они пользуются популярностью больше, чем какой-нибудь исторический экшен на основе, например, Тихого Дона или Войны и Мира. Поэтому, за редким исключением, отечественный игропром ассоциируется только со всевозможными Весёлыми Фермами, браузерками и кучей игр для социальных сетей. Это как, если гениальный художник портретист перестанет творить шедевры, на которые уходят месяца, и начнёт писать лики господ по три талера за штуку, тратя при этом на каждый портрет по паре дней. Неверие инвесторов.
Возвращаясь к предыдущему пункту, могу сказать, что отечественных игроделов я понимаю. Всем хочется зарабатывать больше, работая при этом меньше. Многие, может быть, и согласились бы работать над крупными проектами, дабы реализовать свои амбиции, но беда в том, что проектов таких крайне мало, ибо инвесторы не верят в такое. Им оно элементарно непривычно. Этот как в допетровскую Россию привезти картошки тамошним купцам, и предложить выращивать и продавать. Никто на такое не подпишется. Нашему инвестору проще построить торговый центр, чем инвестировать, например, в Stalker 2, потому, что торговый центр – вот он, а виртуальную игру за вымя не пощупаешь. Тут нужен мощный рывок, чтобы какая-нибудь студия, выпустив крупную игру, озолотилась, тем самым подтолкнув частный капитал к инвестициям в игропром. Пиратство.
Нельзя исключать, что инвесторы были. Были да сплыли, а точнее обожглись на беспредельном уровне пиратства. Игры элементарно крадут, находя возможным играть в них, не заплатив ни копейки. Поэтому мы имеем сейчас, что ни новую игру, то, что-то сетевое, что спиратить невозможно. В своё время любовь поклонников Сталкера угробила вторую часть, которую уже, было, начали разрабатывать. Любовь была настоящей, а, как известно, настоящую любовь за деньги не купишь, она достаётся бесплатно, вот и получали наши геймеры бесплатно всю трилогию, лишив разработчиков миллионов, а может и миллиардов. Вот вам и наглядный ответ на тему: почему это плохие инвесторы не хотят давать денег на хорошие игры, которые бы полюбили отечественные, и не только, геймеры. Уход старой школы.
Золотой век мирового игропрома выпал на 90-ые годы. Это случилось из-за того, что компьютерные технологии совершили качественный скачок, и разработчики видеоигр – вчерашние геймеры – достали с полок проекты видеоигр, нарисованные карандашом в тетради, и с любовью принялись реализовывать задуманное годами ранее. Немаловажно также то, что раньше видеоигры были больше искусством, чем коммерцией, а теперь это практически всегда коммерция, а там где люди больше любят деньги, чем своё дело, ничего хорошего не получится. Аналогичная ситуация, только в меньшем масштабе, случилась и у нас: старые идеи иссякли, самобытные авторы, не боящиеся выразить свой талант, ушли на пенсию, уехали в США или занялись другими, незаметными нашему глазу проектами, а на арену вышли граждане-копирайтеры, пытающиеся заработать, создавая копии, о которых я рассказал ранее. В итоге в отечественном игропроме, да и вообще во всём так называемым шоу-бизнесе, образовался кризис жанра: новых идей нет, настоящих, буйных и кипучих творцов нет, финансов для реализации задуманного нет. Кто не согласен, может ещё раз пересмотреть передачу, которую показывало нам ОРТ в новогоднюю ночь.
Русские игры для русских? Так может, стоит уже русским разработчикам начать делать игры для русских? Говоря «русский» и «русских» я имею в виду 143-миллионное и многонациональное население нашей большой страны. Вы можете запросто быть бурятом или этническим армянином, но если вы умеете и, что самое главное, хотите делать качественные игры, то, может пора уже бросать ориентироваться исключительно на западного покупателя, ибо там вы всё равно мало кому нужны, и разворачиваться навстречу нашим гражданам, которые за последние года уже привыкли, что за игры нужно платить. Уже покупка игр в том же Steam не выглядит глупым расточительством, и вряд ли найдётся много людей, которые скажут, что потратить одну-две тысячи рублей на по-настоящему качественную игру, созданную нашими для наших – непозволительная штука. Так что есть мнение, что если бы американцы хорошо б подумали, и ввели санкции ещё и в отношении наших разработчиков видеоигр, то это пошло бы на пользу не только им, но и всем нам. Напоследок выражу надежду на то, что было бы хорошо, если б данный материал дошёл не только до простых разработчиков видеоигр, но и до потенциальных инвесторов, а там, глядишь, и до кое-кого из наших чиновников. Ведь, как показывает практика, если разом навалиться, проблему можно решить. А то, что наша игровая индустрия вот уже много лет не балует нас, чем-то действительно качественным – безусловно, проблема.