Самовлюблённый Concord: причины провала

ConcordСамовлюблённый Concord: причины провала.

Мало что радует лично меня в интернете так, как неудача каких-нибудь напыщенных бездарей, решивших, что они самые умные, а все окружающие – дурачки. И, судя по реакции в интернетах на разные забавные события, не только меня.

Например, народ немало так потешался, когда дельцы из печально известной Sweet Baby начали прятать на своём сайте игры, для которых выступали консультантами, потому что вдруг выяснилось, что упоминание данной компании стало жуткой антирекламой для любой видеоигры. Или когда, например, начальство Ubisoft доказывало, что Skull and Bones – великолепная игра АААА-класса, за которую вполне можно просить 70 долларов, и которая в итоге провалилась с жутким треском. Но в этой весёлой номинации далеко позади всех оставил бесподобный, неповторимый и уникальный в своём роде шутер Concord, который делали около 8-ми лет, в который вложили минимум 200 миллионов долларов, и сервера которого закрыли спустя две недели после релиза. Согласитесь, эта история достойна отдельного рассказа.

Итак, начнём.

Жила-была американская студия Firewalk, созданная в 2018-м году для того, чтобы «создать устойчивую, ориентированную на людей культуру для разработки видеоигр». Как написано у самой Firewalk в бывшем Твиттере: их студия начиналась с идеи подарить радость игр с мультиплеером более широкой аудитории, для чего они собрали «невероятную команду», у которой уже есть свой стартап.

И вот 2023-м году на огонёк заскочили функционеры из Sony, которые, то ли были под каким-то кайфом, то ли не выспались, то ли смена часовых поясов нарушила у них что-то в организме, но в итоге ими было решено приобрести эту самую Firewalk за необъявленную сумму вместе с тем самым стартапом, коим в итоге и оказался сетевой шутер Concord, впервые представленный месяц спустя после поглощения на очередной PlayStation Showcase.

И вот тут начинаются загадки. То что Concord выглядит как пятикратно переваренное вторичное барахло, было очевидно всем и каждому. Буквально с самых первых кадров стало понятно, что нас хотят угостить каким-то бодипозитивненьким хипстер-шутером с неприятными персонажами, без новых идей, да ещё и за деньги. Как можно было вложить миллионы вечноамериканских долларов вот в это – лично для меня загадка.

Ответов в принципе может быть два: очевидный и конспирологический.

Очевидный ответ заключается в том, что начальство Sony на каком-то этапе просто расслабилось. Жахнула коронавирусная пандемия, миллионы людей по всему миру оказались под домашним арестом, где тут же принялись усиленно смотреть телевизор и играть в видеоигры. Владельцы популярных игр-сервисов в ту пору гребли деньги лопатой. Отчего многим начало казаться, что вот оно – счастье. Будущее за сетевыми и кооперативными боевиками. Людям нравится подобное. Кроме того, это сильно дешевле, чем делать большое, одиночное и сюжетное, поэтому мы будем вкладываться в такие вот позитивные, весёлые, незлые сетевые игрушки. А люди… Что ж, если им нравится подобная мура, значит, с этим  не нужно спорить. Этим нужно пользоваться.

В этом месте, несмотря на очевидность, есть один удивительный момент: игровая индустрия, в общем-то довольно неповоротливая и реагирующая на изменения очень неспешно, как-то слишком быстро решила, что вот этот пандемийный рай теперь продлится десятилетиями, отчего мы теперь, спустя несколько лет, всё ещё продолжаем наблюдать бесконечный поток однообразных кооперативных игр, большая часть из которых наверняка обречены.

Что до ответа конспирологического, то возможно, Concord был просто результатом заговора кого-то из Sony, заработавшего на откатах. Приехал этот кто-то в офис студии Firewalk и говорит:

– А хотите, чтобы вас купила Sony и бюджет вашего барахла раздулся до двухсот миллионов долларов?

– Хотим, конечно, но как вы это сделаете?

– А это предоставьте уже мне.

Далее этот человек возвращается к себе на работу, входит в кабинет кого-то из директоров Sony и говорит:

– А хотите получить себе сетевой шутер с небинарными хипстерами в главных ролях?

– Конечно, нет!

– Но, его хочет купить один очень крупный издатель, который уже готов вложить 200 миллионов.

– Тогда, конечно, хотим! Если так, то дело прибыльное, и мы должны перехватить эту игру у конкурентов.

Ну а дальше этот самый функционер возвращается в Firewalk и получает кругленькую сумму отката за такое эпическое сватовство.

Хотя на самом деле нельзя исключать, что в данной истории имели место оба варианта.

В итоге, как бы там ни было, Concord выпускают в люди, несмотря на то, что весь интернет несколько месяцев подряд разрывался мольбами закрыть разработку, сделав вид, что ничего такого не было. Но как её закроешь, если уже вложено 200 лямов, как утверждает издание Kotaku, не считая, кстати, стоимости покупки самой студии-разработчика, и если разработка длилась около восьми лет? Правильно, жалко закрывать. Так что Concord выпихнули из гнезда в вольный полёт. И тот, не смотри, что назван так же как известный французский авиалайнер, сходу грохнулся оземь.

Давайте разберёмся, откуда такая антипатия? Подумаешь, клон Overwatch, мало ли их было? К тому же какие-то новые уникальные классы, уникальные механики – вполне можно и поиграть. Но всё оказалось гораздо тоньше.

Во-первых, Concord вообще весь полностью состоит из заимствований. В нём своего нет практически ничего.

Во-вторых, вот эти воук-персонажи, за что они сражаются друг с другом? За повышение внимания к вопросам социальной, расовой и половой дискриминации? Ну так эта тема уже надоела давно хуже горькой редьки.

В-третьих, Concord ни с того ни с сего оказался платным, хотя выглядит строго как бесплатная игра. А ведь есть халявный Fortnite, а ведь есть Valorant, PUBG, CS, Warface, Apex Legends и ещё куча всего. А тут вдруг платная игра. Внимание, вопрос: чем же таким она отличается, что за неё хотят денег прямо сейчас? И, боюсь, что кроме как повышенной жадности своих создателей, больше отличий-то и нет.

Наконец, в-четвёртых, если бы Concord выпустил какой-нибудь ноунейм – ещё куда б ни шло, но кто его выпустил? Sony! Великая и ужасная Sony, которая и PlayStation свои продаёт гораздо успешнее, чем Microsoft – Xbox, потому что Sony приучила к выпуску очень дорогих и весьма качественных одиночных сюжетных игр, равным которым редко кто делает. А тут вдруг такая дешёвая попытка выехать на хромой козе, которая, как бы, должна победить на скачках.

В общем, случился эпический провал. Не просто провал года, и даже не десятилетия, а вообще главный провал в игровой индустрии за всю историю её существования. В Skull and Bones, хотя бы сыграть ещё можно, в отличие от Concord.

Короче говоря, сервера закрыли, а обладатели дисковых копий Concord – а есть и такие – положили их в шкафчики и завели будильники на 2034-й год или даже на попозже, когда коробки с дисками столько редкой игры (всего 25 тысяч тираж, из них подавляющее число – копии цифровые) обретут ценность как предмет коллекционирования.

Одновременно с этим студию Firewalk закрывают, а всех сотрудников, а это 172 человека, увольняют. И тут наступает квинтэссенция всей истории, когда вдруг даже самые непонятливые прозревают, и осознают истинные причины провала Concord.

Истинная причина крылась в том, что делали его самовлюблённые, напыщенные, нарциссичные, страдающие обострённым чувством собственной важности, бесталанные, озабоченные борьбой за права меньшинств ребята, которые видеоигры не любят настолько, что даже притвориться, что любят – не могут.

В своём прощальном письме к аудитории они продемонстрировали жутковатую психологию современных моралистов нового времени. В их обращении не прослеживается вообще никакой рефлексии по поводу грандиозного провала. Ни одной тени сомнения на их позитивных физиономиях. Вообще никакого запасного мнения. Они просто правы, потому что все из себя позитивные и жизнерадостные. Достаточно прочесть вот это: «Мы собрали невероятную команду и доставили геймерам отличный шутерный опыт». Доставили они, чего уж. Доставили так доставили. Этот их опыт был закрыт спустя две недели после релиза, а их самих вымели наружу веником, как никчёмный мусор.

Лиза Браун

Но главная заслуга в провале Конкорда, как по мне, лежит на его главной художнице, некоей Лизе Браун. Издание That Park Place провело небольшое расследование в этом направлении и опубликовало весьма занятные результаты. Оказалось, что мисс Браун до крайности озабочена воук-культурой и поэтому даже проводит в офисе лекции на тему соблюдения всевозможных прав, из-за чего требовала, чтобы к ней обращались никак иначе, как профессор Браун. А тем, кто отказывался так её называть, поскольку никакой она не профессор, конечно же, она устраивала скандалы и угрожала увольнением. Доставалось и тем, кто на лекции не ходил. Кроме того, мисс Браун неоднократно признавалась, что очень не любит оружие, и страдает от того, что делает игру со стрельбой. Ну, а когда была коронавирусная пандемия, она требовала от начальства студии уволить всех, кто не привился. Когда же о её похождениях стало известно широкой аудитории, и дамочку принялись травить в интернете, та огрызалась в ответ заявлениями в том ключе, что если люди не хотят играть в Конкорд, то скоро им вообще не во что будет играть.

Такая вот история.