STALKER 2 - барахло или шедевр?
Не прошло и десяти лет, как Stalker 2 всё-таки вышел. Или нет, как раз прошло. Четырнадцать лет прошло на самом деле, с того момента как эту игру впервые анонсировали. Анонсировали, чтобы отменить. Но Ждалкером её назвали вовсе не тогда, а уже после 2018-го года, когда GCS снова объявила о разработке. Этот самый ждалкер тогда собирались выпускать раз пять, наверное, но каждый раз что-то мешало. В народе про такое говорят: Манька дома – Ваньки нет. Ванька дома – Маньки нет. И когда казалось, что надежды уже нет, и Ждалкер перенесут в неизвестность в очередной раз, игра всё-таки вышла. Но хорошая ли это игра или плохая? Произведение искусства или халтурная кустарщина? Барахло или шедевр? Ответ на этот вопрос мы сегодня и попытаемся узнать, пригласив для беседы двух наших старых знакомых: Оптимиста и Пессимиста. Так что, без лишних слов, давайте приступим.
Слово предоставляется Оптимисту.
Оптимист.
Ну что сказать. За одно то, что Stalker 2 вышел, его уже нужно любить. Разработчики, проживая на Украине, прожили и продолжают проживать различные неприятности, в том числе и опасные для жизни. Плюс у них был пожар в студии, сгорели какие-то сервера, где наверняка хранилось что-то важное, какие-то исходники разрабатываемого проекта. В общем, в плане силы воли им не откажешь. Нужно было взять себя в руки, чтобы вытерпеть все эти крики недовольных очередным переносом. Опять же, многие, кто делал оригинал, уже не в студии, так что всю тяжесть разработки пришлось взвалить на молодёжь. Ну и, конечно, основной офис разработчиков уехал в Европу, а их родные и близкие остались дома в известных условиях, и работать ежедневно, волнуясь о том, как там твои домашние – весьма непросто. Поэтому просто из-за этого я предлагаю объявить Stalker 2 игрой года. Как минимум, игрой года, вышедшей на постсоветском пространстве.
Пессимист.
Тебя послушать, так можно сказать, что дизайнеры и программисты GCS одной рукой рисовали и писали, а другой сбивали беспилотники и отбивались от ракет. Всё у них прекрасно там. Киев гораздо безопаснее многих столиц мира, в том числе и европейских. А что до того, что они уехали и волнуются, бедненькие, так известно, что многих из них забирали в Чехию, или где там они поселились, вместе с семьями. А то что у них пожар был, так не фиг было забивать на пожарную безопасность. А вот этот аргумент про то, что, мол, игру долго делали, и поэтому теперь её надо любить и благодарить создателей за то, что она вышла – вообще бред. Эдак у нас играми года будут всякие тупые долгострои типа Skull and Bones, которые всенепременно должны быть самыми почитаемыми. Всё это ерунда, ибо за годы разработки Stalker 2 устарел технически, а возможно и морально, а возможно и аморально. Ещё надо посмотреть, будет ли в игре политическая чернуха. Русского в ней уже нет. В России она не продаётся. За что мне её любить и уважать – непонятно.
Оптимист.
Ладно, с этим проехали. Давай теперь поговорим о том, как игру встретили. На Opencritic она сейчас набрала 77 баллов – не самый плохой результат как для, не то, чтобы инди-проекта, но явно игры, у которой нет за плечами сотни миллионов долларов бюджета. Эта игра, на секундочку, из Восточной Европы, от студии, которую на Западе знают лишь знатоки. Вон, например, Ворнер Бразерс выпустила Suicide Squad: Kill The Justice League. Сколько та игра заработала? 59 баллов. А ведь там всемирно известная франшиза, гигантский бюджет, крутая студия Rocksteady, отвечавшая за разработку. А посмотри – получилось совсем слабо. У GCS же выдался да, не мега-шедевр, не 90+, но тоже вполне неплохо. Все мы знаем, как относятся в той же Америке к студиям из Восточной Европы. Их там в лучшем случае не знают. В худшем, начинают топить сразу же, чтобы деньги местных американских игроков не уходили за границу, а оставались дома. Рецепт простой: чужое ругай – своё хвали. Поэтому к тем 77 баллам, что Stalker 2 получил, нужно добавлять ещё минимум 10.
Пессимист.
Да, рассуждаешь ты прекрасно, конечно. Давно из танка вылез? В смысле, давно интернет подключил себе? Если что, то Украину превозносят на международной арене уже лет десять как, а последние два года, с ней вообще носятся как с божественной реликвией. То Зеленский у них человек года, то украинская экономика – одна из лучших экономик, то нарушения прав человека на Украине не обнаружено. То, что Запад закрывает глаза на весь тот бардак, который царит на родине GSC – это очевидный факт. Поэтому по моему личному мнению, 10 баллов нужно не прибавлять, а отнимать, а то и 20. Вот тебе для наглядности простой эксперимент: введи в интернет запрос по-английски: «Stalker 2 is nothing short of a miracle», то есть «Сталкер 2 - это не что иное, как чудо» и ты офигеешь от того, сколько разных западных игровых изданий использует именно это определение, и вообще именно это словосочетание в точности в своих обзорах. Это о чём говорит? О том, что обзоры куплены. Обзоры – реклама. Обзоры, писанные по указанию. Заказная писанина по техническому заданию, где сказано, о чём писать, о чём нет. Забыл, что ли как про Horizon Zero Dawn все хором, совсем не сговариваясь, писали, что эта игра лучше, чем Mass Effect 2? Тут та же самая бадяга, так что обзоры эти подстава, на которые лучше вообще не обращать внимания.
Оптимист.
Что ж, пришло время поговорить о том, как игра выглядит. А выглядит она, скажу я тебе, отлично. Нет больше в мире ни одной такой игры, никакая Metro и никакие Фоллауты не смогут передать эту упадочную атмосферу Зоны. Место, в котором одновременно так страшно и так уютно выживать. Первый Stalker был шедевром на все времена, а второй вообще в принципе не отстаёт. Игра выглядит, как полновесный ААА, но в открытом мире, да ещё и с сюжетом. Много ты знаешь шутеров-выживастиков от первого лица с открытым миром, кроме Far Cry – детской песочницы, где пока на машине выедешь на речку рыбы половить, вынужден убить полсотни бандитов. Это же бред. А вот Stalker 2 – не бред. Он органичен, атмосферен, таинственен и притягателен. Всё то, что нам показывали в трейлерах, уже было божественно, но когда игра вышла, похоже, что её графон оказался ещё лучше, чем было в рекламе на дорелизе. Так что в общем у GCS получился продукт поистине мирового класса.
Пессимист.
О каком мировом классе ты говоришь? Ты посмотри на эти баги? Посмотри на эти кривые анимации. Глянь на поведение неписей – они же тут глухо-слепо-немые. Всё, что может – застревает или проваливается в текстурах. У первой части были проблемы с оптимизацией и с багами. Её допиливали месяцами и годами, моддеры помогали, но то, что вижу лично я у Stalker 2 – это вообще за гранью добра и зла. Игра весит 150 гигов, но при этом патч первого дня будет на 139 гигов, а потом ещё один на 36. Это как называется? Это нормально? А чего сразу бы патч не терабайт? Чтоб люди со слабым интернетиком качали недельку. В обзорах, которые точно не купленные, потому что выпущены малоизвестными изданиями, пишут, что при RTX 3080 и новейшим процессором Intel 9, игра еле вывозит 20 FPS. Плюс постоянные фризы и зависания, вылеты и заикания. Ты сам в этом убедишься, когда сыграешь. Открываешь инвентарь, берёшь аптечку, чтобы подлечиться, а анимация не включается. Приходится закрывать инвентарь и опять повторять действие. Ну и, конечно глюки: то текстуры не догрузятся, то у непися озвучка монолога прервётся, то наткнёшься на кусты, которые растут из воздуха. По техническому исполнению Stalker 2 сильно недоделан, и ближе на самом деле к такому российскому шедевру как The Day Before.
Оптимист.
Ладно, ты мне не веришь. Тогда поверишь людям, которые писали обзоры. Давай я просто перечислю то, за что Stalker 2 хвалят. Понятный для всех сюжет. Нет проблемы потери цели сюжета. Отлично реализованная концепция вселенной. Уникальные и интересные персонажи. Классное сочетание механик шутера и симулятора выживания. Геймплейные ощущения классического Сталкера. Куча отсылок к оригиналу. Шикарная атмосфера. Классные перестрелки. Выбор, который может повлиять на появление новых мест для исследований. Наконец, украинская озвучка. Словом, настоящий шедевр. Таково моё мнение, и его никто не изменит.
Пессимист.
Что ж, раз ты прибегнул к тому, что писали в обзорах, то давай будем последовательными. Я тоже их изучил и сейчас расскажу тебе, о чём писали те же игровые издания, чьими цитатами ты сейчас сыпал. Поехали. Огромное количество багов. Вылеты и зависания. Неуклюжее управление. Неудобный, интуитивно не понятный интерфейс. Куча невнятных персонажей, которые только отвлекают, но никак не влияют на сюжет. Абсолютно сломанный искусственный интеллект ботов. Множество таких же сломанных квестов, которые из-за глюков нельзя закончить. Отвратительная производительность как на консолях, так и на ПК. Управлять геймпадом в игре неудобно. Лазать с ним по инвентарю – вообще жесть. Множество врагов слишком долго убиваются – враги-губки для пуль – такая нереалистичность понравится не всем. Наконец, исследования мира – даже близко не такое интересное как в оригинальной трилогии. Ну и отсутствие русскоязычной озвучки. Так что по факту у нас полное барахло. Таково моё мнение и его никто не изменит.
Ну а, что скажете вы, уважаемые зрители? Ждём вашего мнения в комментариях. А на этом всё. Играйте только в хорошие игры и пусть никто не уйдёт обыгранным.