Так что же лучше: DotA 2 или League of Legends?
Среди немалого количества сетевых игр МОВА-жанра, безусловно, DotA 2 и League of Legends являются главными конкурентами, которым можно и даже нужно устроить небольшое соревнование, где по итогам нескольких раундов, игре можно будет выставить финальные оценки. Да, мы знаем, что эти игры не похожи во многих аспектах, да мы знаем, что если создатели DotA 2 позиционируют игру как RTS-RPG, то бишь, – ролевая стратегия в реальном времени, то League of Legends – с виду чистый МОВА жанр. Также можно вспомнить разную механику заклинаний, но, тем не менее, если вы читаете данный материал, значит, сравнение этих игр имеет право на жизнь.
Итак, начинаем сравнивать. За первый раунд, по традиции, оценок не даём. Чистый разогрев.
DotA 2 и League of Legends – проекты, распространяемые по модели free-to-play. Игры вышли в октябре и июле, только League of Legends в 2009-м году, а DotA 2 в 2013-м. Обе являются детищами американских компаний: калифорнийской Riot Games и вашингтонской Valve Software соответственно. При этом, если детище великого и ужасного Гейба Ньюэлла – сверхгигант игровой индустрии, благодаря которому появились такие шедевры, как Half-Life, Counter-Strike, Lefr-4-Dead, Team Fortess и другие, не говоря уже о интернет-магазине Steam, то Riot Games находится в совершенно другой весовой категории. У этой компании в активе только одна League of Legends.
Но, тем не менее, как видим, безродный выскочка оказался серьёзным соперником для богача-дворянина, который, если верить слухам, слизал идею у конкурента, добавив в неё свой взгляд. Ведь, разработка DotA 2 началась спустя год после выхода League of Legends, чья слава уже гремела из окон интернет-клубов, и сверкала со страниц игровых журналов. Но это всё домыслы, которые нас, по большому счёту не интересуют совершенно.
Визуальная составляющая.
По традиции сравнение начнём с графики. Итак, как уже было сказано ранее, между выходом одной, а потом другой игры, лежат немалые четыре года. Весьма значительный срок для игровой индустрии. К примеру, если сравнить две части какого-нибудь Call of Duty 2013-го и 2009-го, то разница будет значительная. Здесь же мы такого не наблюдаем. Графика просто разная, хотя, по скромному мнению автора, DotA 2, в силу известных причин, выглядит краше.
Противники Доты утверждают, что у игры пластмассовые, ненатуральные герои и глупые, некрасивые крипы. В отличие от обаятельных миньонов в League of Legends, с её более гармоничной, хотя и мультяшной анимацией.
Противники League of Legends вполне обоснованно могут заметиить, что у ЛоЛ-ки устаревший движок, что выполнена она в анимешном стиле, а при одном взгляде на неё сразу вспоминается, что перед нами уже заслуженный ветеран, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что касается Dot-ы, то прорисовка персонажей выполнена детально, до самых мельчайших подробностей, чем не может похвастаться конкурент.
В целом, конечно, графика в этих играх – дело вкуса, и кто-то за ламповую теплоту первого Diablo отдаст десять тысяч Diablo III, но если подходить чисто с технической точки зрения, то, DotA 2 выглядит более современно и выполнена более тонко. Поэтому по итогам этого раунда DotA 2 получает 4,5 балла, а League of Legends только 4.
Звуковая составляющая.
Звук в обеих играх очень качественный. Создатели обеих привлекли к озвучке героев настоящих актёров. Герои DotA 2 более разговорчивые. Это можно бы занести в актив игре, но, кто сказал, что разговорчивость – это всегда хорошо. Кому-то говорливость героев может и надоесть. В ответ на недостаточно длинный язык, в League of Legends больше действий, которые имеют свой звук. Но тут же можно сказать, что оркестровая музыка Доты гораздо эпичнее и качественнее, но зато в Доте нет русской озвучки, а в ЛоЛке есть. Чтобы заставить героев в Доте говорить по-русски, нужно дополнительно качать голоса героев, которые на данный момент, к тому же, ещё и не озвучены в полном составе.
В общем, по итогам этого раунда обе игры получают по четвёрке. На отлично не наработал никто. У Доты нет русских голосов, а у ЛоЛки чувствуется меньший бюджет в записи музыкальных композиций. В общем, ничья.
Герои и Чемпионы.
Переходим к героям и чемпионам. Тут у League of Legends дела обстоят неоднозначно. Всё потому, что в DotA 2 всего имеется больше сотни героев. Причём, доступны совершенно все. Разнообразие удивительное. Создателям League of Legends о таком буйстве красок и оригинальности остаётся только мечтать. В ЛоЛ-ке дают только порядка десяти героев, именуемых тут чемпионами. И всё. Хотя можно заметить, что некоторым не нравится получать всё и сразу, ибо стремиться далее, как бы, вроде, и некуда.
Зато в League of Legends история персонажей проработана гораздо глубже. Это не бог весть какое преимущество, но тем, кто хочет глубоко проникнуть в обе игры, в её историю и найти взаимосвязь между персонажами, то в League of Legends с этим дело обстоит получше.
Но вот в Доте 2 герои имеют более широкий спектр взаимодействий с предметами и персонажами, что не просто усложняет игровой процесс, но делает его более интересным, по причине своей непредсказуемости. В Лиге Легенд ничего подобного нет, зато в ней всё нормально с балансом. Небольшое количество чемпионов проще было отбалансировать, чем сотню дотовских героев. Поэтому, если чемпионы при чистом PvP-поединке имеют приблизительно равные шансы на успех, то в DotA 2 есть такие перекошенные герои, столкнув которых, результат будет известен заранее.
Подводя промежуточные итоги можно было бы сказать, что League of Legends имеет все шансы на победу, однако сотня с лишним героев из DotA 2, которые доступны все сразу, устраняет то небольшое преимущество, которое получила Лига Легенд за счёт лучшего баланса и более глубокой проработки геройской истории.
Поэтому обе игры получают максимальные 5 баллов.
Донат.
Ну, как не поговорить о такой вещи, как занос реальных денег в кассу разработчиков этих условно бесплатных проектов? Что мы имеем в Доте 2? А имеем мы действительно полное соблюдение главного неписанного правила free-to-play-игры, в соответствии с которым донат никоим образом не должен перекашивать баланс, или усиливать героя, а, стало быть, де-факто, – необходимости в нём нет. Но, тем не менее, игра настолько красива, а желание похвастаться перед дота-друзьями настолько сильно, что не занести пару сотен рублей в кассу игроделов просто нельзя.
В то же время создатели Лиги Легенд сразу же ставят игрока перед возможностью заплатить, и открыть дополнительных чемпионов. Но если сам факт открытия на баланс не влияет, то возможное приобретение костюмов и рун влияет самым откровенным образом. Чемпион с рунами имеет заметное преимущество перед чемпионом без рун. И это только начало, поэтому, несмотря на очевидное неприятие сего факта со стороны ЛоЛщиков, можно с известной твёрдостью заявить, что к League of Legends, в отличие от конкурента, вполне можно применить девиз «Плати и побеждай». Поэтому по факту этого раунда DotA 2 получает 5 баллов за своё абсолютное бескорыстие, а вот Лиге Легенд мы ставим слабую четвёрочку, ибо жадность – это плохо.
Игровой процесс.
Ну, и вот мы подошли к, наверное, главному раунду, в котором попробуем оценить игровой процесс, а по сути, непосредственно, интересность обеих игр. Лиге Легенд нужно отыгрываться, ибо она ощутимо отстаёт. Посмотрим, получится ли ей совершить невозможное.
Итак, начнём с карты: карта заметно больше в Доте. Хорошо это или плохо – не ясно. С одной стороны, на большой карте шире простор для манёвра, с другой стороны, в тесноте можно быстрее группироваться и быстрее добегать до поля боя. На вкус и цвет, в общем.
Далее можно замолвить пару слов о крипах, которые присутствуют в обеих играх. Если в Лиге Легенд они представляют собой исключительно объект для фарма, то в Доте 2 крипы имеют ещё различные свойства, которые можно использовать в своих интересах.
В целом можно точно сказать, что бои в Доте сложнее и разнообразнее. Боевой процесс демонстрирует больше случайностей, в пользу которому идёт даже недостаточно грамотный баланс героев. Лига Легенд в этом плане проще и, если хотите, однообразней. Хотя, опять же, на вкус и цвет все фломастеры разные, и если кто-то уверен в том, что играть в Лигу Легенд в разы интереснее, – это его личное право, которое, в принципе, невозможно оспорить.
Что касается интерфейса и особенностей управления, то тут сказать что-то однозначное очень непросто. Игры элементарно разные. Кому-то больше нравятся анимированные портреты главных героев в Доте, а кто-то видит в них один только отвлекающий, бесполезный фактор. Кому-то нравится, что в Доте панель управления крупная и наглядная, а кому-то кажется, что её можно было бы уменьшить, дав простор основному экрану. В этом плане Лига Легенд, со своей настраиваемой панелью, имеет небольшое преимущество. Зато в Доте есть голосовой чат, что является огромным преимуществом, в то же время можно возразить, сказав, что в ЛоЛке голосовой чат не нужен.
Далее можно припомнить, что в Доте предусмотрен отличный алгоритм просмотра боёв, а также больше возможностей для просмотра различной статистики. Но, из-за этого навигация по меню в Доте для новичка довольно затруднительна. В интерфейсе есть масса мелких кнопочек, нажав на которые, игрок может вообще запутаться и преждевременно потерять интерес к игре. Поэтому для того, чтобы научиться играть в Доту 2, желательно иметь под рукой опытного боевого товарища. Что касается Лиги Легенд, то тут всё гораздо проще, хотя и менее функционально. Тех же задействованных клавиш на клавиатуре у Доты 2 заметно больше, что одновременно делает игру интереснее, но и сложнее.
В общем, резюмируя данный раунд можно было бы сказать, что игровой процесс у игр просто разный, поэтому и оценки нужно ставить одинаковые, однако, играть в Доту 2 всё же интереснее. Ключевыми факторами здесь является огромное количество героев со своими особенностями, а также большее разнообразие происходящего на поле боя. В League of Legends с этим дело обстоит немножечко хуже. Поэтому по итогам заключительного раунда Доте 2 ставим заслуженную пятёрку, а Лиге Легенд 4,5 балла.
Резюме.
Итак, мы имеем победителя, и это DotA 2. Сенсации не случилось: победил более богатый, более опытный и одновременно более молодой конкурсант. Создатели Доты 2 детально изучили Лигу Легенд и сделали свои, далеко идущие выводы. В итоге, Дота 2 получает 23,5 балла, а Лига Легенд, немного поотстав, приходит к финишу также с весьма неплохим результатом в 21,5 балла, которого, впрочем, недостаточно, чтобы догнать конкурента.
На этом, завершая нашу битву МОВА-титанов, мы желаем вам героических побед и ярких ощущений. Всем спасибо и до новых встреч.