Цензура в видеоиграх, ESRB и Федеральный Конгресс США
Современные поклонники видеоигр, даже самые маленькие знают, или, во всяком случае, подозревают, что есть игры для совсем маленьких, или, скажем, для взрослых. Возрастные рейтинги стали обыденностью. В частности организация под названием Entertainment Software Rating Board оставляет свои следы в виде аббревиатуры ESRB на каждой видеоигре, которая была создана, либо просто допущена на рынок США. Поэтому сейчас всё прекрасно: родителям не нужно ломать голову над выбором игры для ребёнка. За них голову уже поломали дяди-цензоры, которые оставили на игре отметку об её возрастном рейтинге.
Однако так было далеко не всегда. В 80-х годах, или даже в ранних 90-х, каждый мог купить абсолютно любую игру, поскольку в США не было единой системы регулирования данного вопроса. Так было до тех пор, пока общественность, а после и политики, не озаботились видеоиграми Mortal Kombat и Night Trap от Sega. В обеих играх был полный порядок с кровью и реалистичной жестокостью. Регулировать вопрос возрастного рейтинга взялся сам Конгресс США.
Тогда в 1994-м году родился проект Закона о Рейтинге Видеоигр, за созданием которого стоял один из тогдашних сенаторов Джон Либерман. Американцы справедливо решили, что внутренние рейтинги других стран им не подходят, в связи с чем решили принять соответствующие меры в виде открытия федерального расследования с последующим созданием этой самой Entertainment Software Rating Board.
Закон не прошёл, а вот организация ESRB осталась. К слову, к вопросу Закона о Рейтинге Видеоигр возвращались снова. Случилось это в 2005-м году, когда всё тот же Джон Либерман, заручившись поддержкой Эвана Бэя и Хилари Клинтон, снова попытался протолкнуть закон в Конгрессе, напирая на то, что такие вещи, как Grand Theft Auto: San Andreas, обогащённая модом Горячий кофе, не должны попадать на прилавки магазинов вообще. Закон снова не приняли, решив пойти по более либеральному пути. Впрочем, некоторые штаты США всё же приняли подобие таких законов, так что и по сегодняшний день в том же штате Юта и ещё некоторых, славящихся своими пуританскими взглядами нельзя купить некоторые видеоигры. Ну, а если бы такой закон всё-таки протолкнули бы на федеральном уровне, то сейчас бы игровая индустрия выглядела бы совершенно по-другому.
Непримиримый адвокат Джек Томпсон
Один в поле не воин – известная всем поговорка, которая имеет свои аналоги у всех народов мира. Что может сделать один человек, борющийся с игровой индустрией? Да, ничего. Индустрия, на то и индустрия, чтобы там за ней стояли огромные корпорации с корнями в правительстве, а также миллионы и миллиарды долларов. Ни один человек, даже если он президент США не может сколь бы то ни было значительно повлиять на развитие видеоигр. Впрочем, один человек всё-таки есть, и зовут его Джек Томпсон.
Мистер Томпсон – рядовой, довольно успешный адвокат, который в один прекрасный день решил объявить войну видеоиграм. То ли он слишком сильно желал прославиться, то ли действительно «не правильные» видеоигры не давали ему покоя, но, как бы там ни было, война была объявлена, и мистер Томпсон начал тратить время и деньги на то, чтобы донести свою мысль до общества.
Томпсон охотился за жестокими, кровавыми, антисоциальными играми. Найдя такую, он тут же расписывал её в своём блоге, напрашивался в телевизионные передачи, чтобы высказать там свою точку зрения, а также просил принять участие в его борьбе некоторые общественные организации. Как признавались некоторые топ-менеджеры игровых компаний, этот самый Джек Томпсон был у них, как бельмо на глазу.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что мистер Томпсон проиграл. Слишком крупную рыбу он хотел поймать. Какое-то время он успешно тягался с рыбой, но впоследствии она его съела: Джек Томпсон был лишён права заниматься адвокатской деятельностью, но пока это случилось, он успел попить много геймерской крови.
Фраза «Меня заставили сделать это видеоигры», которая одно время была довольно популярна в США, принадлежит мистеру Томпсону. Как сказал бы современный подросток, Томпсон активно форсил подобным мем, стараясь сделать его крылатым и максимально узнаваемым. Применял он его в отношении преступников, которые, якобы, совершали свои злодеяния под впечатлением от видеоигры. Мистер Томпсон нередко выступал в роли адвокатов различных ребят, которые, попросту оказывались либо непроходимо тупыми, либо душевнобольными, и доказывал, что преступления бы не было, если бы не жестокие видеоигры, в которые играли его подзащитные. Тем, кому интересно, могут посмотреть некоторые выпуски телесериала Закон и Порядок с его участием.
Такая война длилась несколько лет. Геймеры данного гражданина ненавидели, а родители-пуритане уважали. Его приглашали выступать в церквях, школах и на различных собраниях. Вроде бы неплохо и правильно, ибо уж где-где, а в индустрии видеоигр бардака хватает, но впоследствии мистер Томпсон, что называется, вовсе слетел с катушек. В частности, ему не понравился социально-строительный симулятор The Sims 2, по причине наличия в оном постельных и прочих околоэротических сцен. Ну и отдельно он прошёлся по Grand Theft Auto, которую, понятно, никак нельзя было обойти.
Пик Джона Томпсона пришёлся на 1997-й год, который ознаменовался, среди всего прочего, ещё и громким преступлением в одном из колледжей США. Тогда один студент открыл стрельбу и успел убить нескольких человек, пока его не нейтрализовали. В этом случае мистер Томпсон попытался увязать убийство троих учеников с любовью преступника к Grand Theft Auto, дескать, – виноват не он, а жестокие, и бессердечные игроделы. Ну, а за пару лет до этого он аналогичным образом пытался привязаться к кинофильму Дневники Баскетболиста с молодым Ди Каприо в главной роли.
Затем в 1999-м году Томпсон повёл дело о коллективном иске к Rockstar и ID Software на общую сумму в 33 миллиона долларов. Были и другие исковые заявления к владельцам сайтов порнографического содержания и к тому подобным представителям развлекательной индустрии сомнительной ценности. Главное дело на 33 миллиона длилось два года, и в 2001-м году иск был отклонён. Впрочем, этого оказалось мало для того, чтобы остановить такого упорного гражданина, как Томпсон. Он продолжил свою деятельность, объявив войну очередной части Mortal Kombat, и скандальному Manhunt. Также к суду были привлечены некоторые поп-группы и Facebook. В общем, говоря словами классика «Остапа несло».
Весь этот карнавал длился вплоть до 2007-го года, пока неугомонному Джону Томпсону не было нанесено самое сильное поражение. На Томпсона самого подали в суд за клевету и нарушение кучи законов. В результате общественную организацию, которую он возглавлял, решено было закрыть, а самого мистера Томпсона лишить адвокатской лицензии и оштрафовать на 43 миллиона долларов. Иск был полностью удовлетворён.
Aliens: Colonial Marines и обман покупателей.
Проблема обмана покупателей в видеоигровой индустрии не стоит так остро, как в других сферах купли-продажи и товарообмена, однако, тем не менее, бывает и такое. В частности, в последние годы случаи, когда сначала публике показывали одну игру, а после чего продавали немного другую, участились. Таким способом, уже взятым в качестве постоянного оружия, несколько лет пользуется Ubisoft. Но на самом деле придумали это не во французской компании. Первопроходцами, по крайней мере, теми, кто первый попался на этом, были студии Gearbox и Sega, которые выпустили в 2013-м году шутер Aliens: Colonial Marines.
Мало того, что игра не оправдала своих надежд, плохо продавалась и принесла одни только убытки, на неё ещё и подали в суд. Дело происходило в окружном суде Северной Калифорнии. Тамошняя канцелярия зарегистрировала коллективный иск от двух недовольных геймеров, которые потребовали больше миллиона долларов от создателей Aliens: Colonial Marines. Официальный повод – обман покупателей. Во-первых, по их мнению, графика в игре оказалась совсем не такой, какой она должна была быть. И что демоверсия игры слишком сильно отличалась от финальной версии, и что отличие было вовсе не в пользу итогового релиза. Во-вторых, геймеры уличили игроделов в применении особого алгоритма, который просто растягивал уже имеющуюся картинку, искусственно добавляя ей разрешения, несмотря на то, что графика при этом заметно ухудшалась.
Сначала иск подали на одну только Sega, которая являлась издателем этого шутера. Но хитрые японские юристы решили облегчить свою участь и потребовали привлечь и Gearbox, которая-то и являлась разработчиком игры. Дело рассматривалось больше двух лет, пока суд не решил, что студия Gearbox не является ответчиком, поскольку просто выполняла то, что ей приказал заказчик в лице Sega. Дело до сих пор рассматривается, и, судя по всему, вопреки сложившейся практике, когда игровые компании всегда выходили сухими из воды, здесь истцам всё-таки удастся поиметь с компании-издателя определённую сумму.
Данный пример стал тем стоп-краном, который остановил те компании, которые рассчитывали в будущем провернуть нечто подобное. Ну, а мы будем надеяться, что за свои коммерческо-графические трюки когда-нибудь ответит и Ubisoft, которая, честно говоря, давно уже злоупотребляет геймерским терпением.