Atomic Heart - мировая афера или шедевр российского игропрома?
Когда Atomic Heart анонсировали, в игровой индустрии случилось, что-то типа взрыва атомной бомбы: эффект был такой, что на трейлер российского проекта обратила внимание практически вся игровая пресса мира, и это понятно: необычная атмосфера, отличная графика и навязчивые ассоциации с BioShock, сделали своё дело. Об экшене заговорили, и тогда, в 2018-м, казалось, что релиз – дело самого ближайшего будущего. Но затем, спустя какое-то время, стало понятно, что с Атомным Сердцем всё гораздо сложнее. Но сначала давайте мы напомним, что это за игра, и о чём.
Вкратце об игре.
Сюжет Atomic Heart повествует об оперуполномоченном, которого отправили на сверхсекретное предприятие, где создавали роботов, и где стало происходить нечто странное, после чего оттуда перестали выходить на связь. Естественно, при посещении этого объекта, выяснилось, что роботы сошли с ума, восстали против своих создателей, и устроили свою небольшую революцию. А учитывая, что всё это происходит внутри советской альтернативной реальности, где Советский Союз продолжал существовать, такая анархия должна была быть срочно устранена. Естественно, главный оперуполномоченный берёт дело в свои руки, и начинает действовать, как велит ему разум, совесть и воинский устав. Всё это с видом от первого лица, частичной нелинейностью и большим дефицитом боеприпасов. Атомное Сердце – не шутер, а экшен, где боям ближнего боя будет уделено куда больше внимания, чем стрельбе. Также здесь заявлена система ремёсел, созданная на основе запчастей, добываемых с поверженных роботов. При этом основное вдохновение главному художественному директору проекта, Артёму Галееву, снизошло не от BioShock, а от детских воспоминаний об атмосфере СССР, и от литературы, которую он читал в те времена: братьев Стругацких, Лема и Гарри Гаррисона. В итоге и получилось, что-то типа советского киберпанка.
Словом, всё хорошо. То, что нам показывали, включая геймплей, вызывало восторг даже у пресыщенной американской публики, а это говорит о многом. Однако весь этот позитивный фон, официально сопровождающий игру, густо смешивался с фоном негативным, сопровождающим игру неофициально, на уровне комментариев на форумах и анонимных интервью. Таким образом, у нас получалось с одной стороны чуть ли не самая громкая российская видеоигра современности, которая имеет возможность показать миру, что не перевелись разработчики на Руси, но с другой – обвинения создателей Atomic Heart, чуть ли не в мошенничестве, поскольку игра якобы не существует ни в каком виде, кроме известных рекламных материалов. В общем, давайте разбираться.
Официальный позитив.
Сначала официально: Атомное Сердце делает студия Mundfish, основанная в 2016-м году людьми, ранее работавшими в рекламном бизнесе, но давно лелеявшими надежду создать какую-нибудь хорошую видеоигру в стиле Fallout или BioShock. Что ж, сказано – сделано: разработка началась. Для этого основателям понадобились средства, как утверждает Википедия, в диапазоне от 5-ти до 15-ти миллионов долларов, которые были вложены лично учредителями из своих средств, а также неким крупным инвестором. На момент мирового анонса Сердца, в Mundfish работало около 20-ти человек. Это была весна 2018-го. К лету студия заключает договор с Nvidia, чтобы получить доступ к современным графическим технологиям и иметь возможность получать своевременные консультации, в том числе по поводу технологии трассировки лучей в реальном времени, которая была заявлена в Atomic Heart, и пока что её наличие не было опровергнуто официально. При этом господин Галеев к тому моменту вынашивал сюжет, атмосферу, образы и геймплейные механики проекта около семи лет. Так что, как это часто бывает, игру начали выдумывать не с нуля, а взяли в оборот уже имеющуюся в голове главного художника, основу, воплощённую в том числе в виде художественных набросков.
Чтобы громче заявить о себе, а также немного подзаработать, разработчики выпускают в том же 2018-м году Soviet Lunapark VR – первую игру студии Mundfish: шутер для шлемов виртуальной реальности, который, после некоторых технических проблем, всё-таки дошёл до релиза. Если взглянуть на реакцию тех, кто сыграл в Steam, то можно увидеть, что игра заработала только 46% позитивных отзывов, прежде всего, из-за технической сырости проекта в плане настроек, управления и самого геймплея. Ну да ладно. Ну, сделали ребята простенький VR-шутер – молодцы. Попробовали себя в деле, получили опыт, немножко заработали, и теперь могут возвращаться к допиливанию своей главной игры.
Странные предзаказы.
Возвращаемся и мы к ней. Некоторое время назад на сайте Atomic Heart открылись предварительные заказы. Это довольно серьёзная заявка. Похоже, что данный экшен может выйти побыстрее, чем Stalker 2, чьи создатели о прездаказах даже не помышляют. На данный момент на сайте имеется возможность оформить предзаказ для ПК и PlayStation 4. Купить версию для Xbox One, несмотря на то, что она была заявлена – нельзя. На сайте сказано, что игра выйдет в Steam, однако оформление предзаказа в Steam невозможно, зато там в качестве даты релиза указано, что она «будет анонсирована». Ну и ладно: практика предзаказов на персональном сайте – обычное дело для тех студий, которым нужны деньги, и которые не хотят выплачивать комиссию сторонней торговой площадке. Однако есть на странице с предзаказами некоторые нюансы. Во-первых, и версии для ПК, и версии для PS 4 стоят одинаково: 2000, 2800 и 4000 рублей за Загружаемое, Люксовое и Атомное издание соответственно. Это необычно, поскольку игры для ПК, во всяком случае, в России, практически всегда стоят значительно дешевле. Во-вторых, там же в скобочках сказано, что предзаказ даёт скидку в 50% и 30% на первые два издания, которые после релиза будут стоить по 4000 рублей. Позвольте, но почему разные издания вдруг будут стоить одинаково, ведь в описании явно видно, что Люксовая версия будет иметь больше контента, типа «маски основателя» или доступа к частным каналам в Discord. Ну и, в-третьих: сам ценник в 4000 рублей, это как-то сильно выбивается за рамки фактически инди-проекта. Ведь у Atomic Heart до сих пор нет издателя. Его роль взяла на себя сама Mundfish, что фактически означает инди-статус. Кроме того, при всём уважении, кто такая Mundfish, чтобы просить за игру, которую ещё никто не видел, такие деньги? Это, конечно, личное дело самих разработчиков, но не кажется ли вам, что цены на странице предварительных заказов были выставлены, что называется, от фонаря? Вот тут-то и пришла пора дать волю сомнениям.
Слухи и опровержения.
В начале 2019-го в Сети появился рассказ, написанный на основе интервью то ли бывших, то ли реальных сотрудников Mundfish, восемь из которых смогли железобетонно предоставить доказательства участия в разработке.
Если сильно вкратце, то эти люди поведали следующее: вся студия состоит из трёх человек: Максима Зацепина, Олега Городишенина и уже известного нам Артёма Галеева. Зацепин – генеральный директор и инвестор, Городишенин – продюсер, а Галеев – ключевой разработчик, ответственный за дизайн. Именно последнего человека источники называли главным идейным вдохновителем Атомного Сердца, на котором, собственно, всё и держится. Первые же два специалиста якобы в разработке видеоигр ничего не понимают, и занимаются преимущественно тем, чем умеют, то есть рекламной раскруткой, что у них получается очень хорошо. Игра была названа «продуктом дизайнера и маркетолога». Отдельно было сказано о том, что у Mundfish нет постоянного коллектива, что там текучка кадров, и что иногда доходило до такого, что полностью увольнялись все сотрудники, а затем, спустя какое-то время, набирались новые. В данный момент, кстати, официальный сайт студии имеет 12 вакансий. В списке указаны ведущий дизайнер уровней, 3D-аниматор, художник окружающей среды и ещё ряд других похожих специалистов, притом, что программист нужен всего один, имеющий опыт работы с Unreal Engine 4. При этом некоторые вакансии висят ещё с марта, хотя есть и более свежие.
На ту статью, посвящённую проблеме разработчиков Атомного Сердца, последовал обширный ответ от самих разработчиков, которые сказали, что все те проблемы были связаны с разработкой Soviet Lunapark VR, и что доказательства в виде скриншота анонимной переписки – это не доказательства. Впрочем, со своей стороны, там не предоставили вообще никаких доказательств, просто заявив, что всё это домыслы и «жонглирование слухами». Но при этом факт увольнения некоторых сотрудников, которые, дескать, не справлялись, там признали, добавив, что скоро начнут серию англоязычных стримов Атомного Сердца, и что выложат бета-версию до конца года. Это был январь 2019-го. То есть бета должна была подъехать ещё год назад. Мы не видели ни беты, ни стримов, зато был красивый геймплейный ролик, в конце которого герой пал в битве с кем-то типа босса. Ролик был настолько красивый, что – выскажу личное мнение – очень похож на постановку, когда на движке игры сделали якобы геймплей. Уж больно гладко всё получилось: без запиночки и без единого лишнего движения, плюс на редкость уместные комментарии закадрового NPC-экскурсовода. Мы видели множество более дорогих игр, которые делали десятки специалистов в течение нескольких лет, и которые игрались заметно хуже. Конечно, лично я хотел бы ошибаться, но замечу, что в вакансиях Mundfish сказано о работе в коллективе на 10 человек. 10 человек – это статус скромного инди, но никак не ААА по цене в 4000 рублей.
Вместо эпилога.
В завершении хочу сказать вот что: никто не призывает считать руководство студии Mundfish какими-то нехорошими людьми, желающими обмануть всех и вся. К примеру, глава Xbox, Фил Спенсер, последние несколько лет только тем и занимается, что даёт обещания, которые потом нарушает, и ничего – считается душкой и добряком. Создателям же Atomic Heart можно пожелать лишь успехов, тем более что игра действительно может получиться неплохой. Но тут есть нюанс: весь позитив по отношению этой игры можно продвигать только в случае отказа от оформления предварительного заказа. Тот же, кто по какой-то причине решит отдать свои деньги авансом за кота в мешке, который может быть и не котом вовсе, вполне может иметь конкретные претензии к разработчикам, например, в связи с нарушением данных обещаний, касаемо сроков. Ну и да – мы ещё не видели нормального, человеческого геймплея. И, есть такое подозрение, что на самом деле Атомное Сердце может оказаться совсем не такой игрой, о какой многие успели себе помечтать. И тогда те 46% в Steam адресу того забавного VR-ответвления о советском лунапарке, могут показаться не такой уж и плохой оценкой.