Что не так с играми про Чужих?
Вселенная Aliens в игровой индустрии – одна из самых желаемых, но в то же время сложных и не всегда финансово успешных. При этом нужно подчеркнуть, что, когда американцы говорят об Aleins, то они ведут речь вообще о пришельцах с других планет, под чьей личиной могут выступать самые разнообразные существа. В нашем же случае это Чужие – вполне конкретные ребята, вдохновлённые одноимённой кинофраншизой. И вот о том, что не так с играми про Чужих, сейчас и пойдёт речь.
Прежде всего, нужно сказать, что видеоигр о Чужих удалось найти всего восемь штук, притом, что одна предназначена для аркадного автомата, три являются консольными эксклюзивами, и только две – Alien: Isolation и Aliens: Colonial Marines доступны на современных ПК с Windows. В общем, как видите, бренд мощнейший и известнейший, но игр по нему – раз, два и обчёлся. Ну не считать же, в самом деле, присутствие ксеноморфа в Mortal Kombat X полноценной игрой про Чужих. Почему так получилось?
На мой субъективный взгляд главная проблема состоит в следующем: вселенная Чужих – это мрачная научная фантастика, не терпящая суеты и глупости. Фантастика для взрослых, где взрослые, неглупые люди, в меру сил решают взрослые проблемы, принимая соответствующие решения. Что до ксеноморфов, то их прелесть в загадочности, эдакой таинственности, и, конечно, смертельной опасности для всего живого.
Почему не взлетел Прометей и особенно Завет? Потому, что, во-первых, в этих фильмах не было нормальных чужих, во-вторых, на экране, хоть и показывали взрослых, но поступали они, как тупые подростки из известного жанра подростковых фильмов с банальностями типа: «давайте разделимся, чтобы быстрее найти маньяка». Исчезла таинственность, исчезла угроза, исчезло всё волшебство, несмотря на то, что технический уровень создателей подскочил в разы. Однако на IMDB Чужой 1979-го года имеет 8,4 балла, а Чужой 2017-го – 6,4, что является красноречивым фактором того, что далеко не всё решает технологический прогресс. Если ты можешь обеспечить фильм крутой графикой, но делаешь героев идиотами, а вместо бодрого боевика насыщаешь произведение философией и риторическими вопросами, то у тебя ничего хорошего не получится, если ты не Стэнли Кубрик.
Однако возвращаемся к видеоиграм. Это кинематографическое отступление было необходимо, чтобы точнее описать корень проблемы. Итак, вселенная Чужих – это мрачно, пугающе, опасно и правдоподобно. В то же время, это произведение про людей, а не про инопланетное чудовище. В играх этот баланс также нужно соблюдать, что получается очень плохо. Вместо того чтобы делать как было описано выше, игровые компании собирают своих продюсеров, финансовых директоров, маркетологов, психологов, собирателей статистики, и прочих ребят, чьё присутствие необходимо больше для проектирования какого-нибудь нового гамбургера в сети быстрого питания, а не в игровой студии. Собирают и начинают обсуждать.
И вот, не успело обсуждение толком начаться, как финансовый директор говорит, что выгоднее всего делать что-то сетевое, желательно на популярные мотивы Королевской Битвы. Специалист, отвечающий за статистику сообщает, что сейчас больше всего зарабатывают игры, ориентированные на китайский рынок. Психолог заверяет, что их основной аудитории нравятся яркие краски и разноцветные костюмы, а продюсер говорит, что он сейчас играет в GTA 5, и у него есть пара идей на этот счёт. По итогам обсуждения, отчёт несут главному директору на стол, и тот, в промежутках между слежкой за биржевыми котировками, открывает папку, и читает о том, что по вселенной Чужих, права на которую они получили, рекомендуется сделать сетевой шутер в стиле Fortnite с героями из китайского фольклора, в котором были бы машины, мотоциклы и вертолёты. Особо не вникая, проект утверждается, а когда кто-то несогласный начинает протестовать, ему на пальцах, с цифрами, аналитикой и статистикой доказывают, что он не прав. Помните кинофильм Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар: «Опрос показал, что зрители любят обезьян».
Ясно, что всё это сильно утрированно, но в целом суть не меняется: как ни странно, Чужие сейчас не в моде. В мире современных игровых трендов Чужим попросту нет места, особенно сейчас, когда данной франшизой завладел Disney. Что данная мега-корпорация сделала со Звёздными Войнами, мы уже имеем удовольствие наблюдать. Теперь пришёл черёд Чужого, а за ним и Хищника.
Единственная игра про Чужих, к которой лично у меня нет претензий, и которая оказалась настолько хороша, что многие фанаты сразу же причислили её к разряду культово-каноничных – Alien: Isolation. Но – вот вам сюрприз – данная игра еле-еле окупилась. Спустя полтора года после релиза, тираж этого ужастика едва перевалил за 2 миллиона, что, конечно, не провал, но и не успех. Именно поэтому ребятам из Creative Assembly не дали сделать продолжение, несмотря на то, что они хотели. Но не пройдёт много времени, когда мы увидим данную франшизу в лапах какой-нибудь Activision или Electronic Arts, где, глазом не моргнув, запилят какой-нибудь сетевой шутер, нарушив все те обязательные условия, о которых было сказано раньше, ведь главное – деньги, а то что фанаты будут плеваться – это никого не волнует. Ubisoft со своей Валгаллой, или Bethesda с Fallout 76 не дадут соврать.
В итоге у нас парадокс: Чужой устарел, и годится разве что в виде бойца для какого-нибудь файтинга. И единственное более или менее реальное, на что поклонникам вселенной стоит надеяться – какой-нибудь добротный кооперативный сетевой шутер в стиле GTFO, или что-то типа этого. А всем, кому хочется правильных Чужих – пересматривать классику, или переигрывать в Alien: Isolation.