Есть ли будущее у браузерных игр?
В эпоху мощного компьютерного железа, DirectX 12, динамического освещения и открытых миров с процедурной генерацией погодных условий, такая штука как браузерные игры, кажется, совсем забыта. А ведь были времена.
Браузерки воцарились в игропроме на рубеже Нулевых. Тогда интернет был дорогим и совсем слабым, модемы смешно пищали и трещали, и речи о том, чтобы поиграть в сетевой шутер, даже если такой и найти, не было. Но народу жутко хотелось мультиплеера, и ему этот мультиплеер дали в виде многочисленных браузерных игр, часть из которых стала культовой. Вот об этом и пойдёт речь в нашем материале.
Во что играли тогда и играют сейчас?
В первую очередь, конечно же, в стратегии. Стратегии могли брать цифрами и текстом, разбавляя всё это минимумом графики, что было крайне важно для браузерных игр, запускаемых на маломощных компьютерах. В то время как мозг поклонников шутеров оказывался дорисовывать эпические полотна грандиозных сражений, а также карту созданных империй, устроенные по-другому мозги любителей стратегий отлично справлялись с поставленной задачей, и все были довольны.
Самой первой, и, наверное, самой популярной браузерной стратегией мира стала легендарная Travian, в которую продолжают играть до сих пор, несмотря на то, что ей уже скоро стукнет 20 лет. Геймплей в ней был прост и уникален: вы выбираете одну из рас, опираясь на собственный характер и приоритеты, и получаете в награду скромный хуторок, в котором кроме пары бродячих собак, нескольких крестьян, ветхой ратуши и скромных артелей по добыче примитивных природных ресурсов, ничего не было. Задача игроков сводилась к экономическому развитию хутора, возведения вокруг него крепостных стен, увеличения добычи всякого полезного и, в конечном итоге, строительству военных объектов, набору армии, и наведения страха на соседей. Бои здесь происходили мгновенно, и их расчёт производился специальным калькулятором, который, опираясь на численность и род войск, а также иные условия, назначал победителей и проигравших. Здания строились в реальном времени, войска шли в реальном времени, солдаты обучались в реальном времени. Всё это занимало много часов, и человек, отправивший атаку на отдалённый город, которая дойдёт до цели через 12 часов, терял покой в ходе этого времени, томительно ожидая результат. Этим игра и брала.
Позже появились очень талантливые, и не менее, а то и более интересные клоны, типа Grepolis, Война Племён, Tribal Wars 2 и т.д. Популярность жанра не упала. Браузерные стратегии продолжают оставаться популярными и по сей день.
Одной из разновидностей стратегий являются и спортивные менеджеры типа 11х11 или Goal United, где вы сможете побыть управляющим футбольным клубом, и попытаться привести своих подопечных к победам во всех предлагаемых турнирах, начиная с тех, которые предназначены для одиночного покорения, и заканчивая сетевыми, где вашему коллективу придётся столкнуться с реальными командами других игроков. Подобные игры могут быть отличной заменой для тяжёлых, требовательных к железу и времязатратных стационарных симуляторов схожего типа.
Но не стратегиями едиными. Со временем в браузерном жанре стали процветать MMORPG. И такие игры как Гладиаторы, Carnage, Троецарствие или та же Time Zero, в своё время собирали у себя огромную аудиторию. Эти игры подкупали простотой освоения, совершенно минимальными системными требованиями, довольно неплохой графикой и доступностью. Абсолютное большинство таких игр было, есть и продолжит оставаться бесплатными, что сделало их очень популярными во всём мире. Притом что по концентрации того специфического удовольствия они не особо уступали своим клиентским, платным конкурентам, особенно на заре 2000-х, когда разработчики ещё не научились поражать графикой.
Были также и шутеры, конечно же, тактические, в основном пошаговые, на основе которых родилась потом Total Influence и много других подобных игр. Но вообще, постапокалиптических браузерных MMORG, которым дал идею знаменитый Fallout, довольно много, и та же Z-War стала для многих чудовищным пожирателем свободного времени. Тогда, когда браузерные ММОRPG ещё не скатились в самокопирование, а действительно показывали интересные идеи и красивую графику, играть в браузерную игру было не менее увлекательно, чем в какую-нибудь стационарную. Тактические, пошаговые шутеры привлекали своей настольной сущностью. Если раньше мы бросали игровые кости, передвигая фигурки солдат по полю, и рассчитывали вероятность попадания с уроном, то теперь это делает за нас машина, которая всё скучное и хлопотное берёт себе, а для игроков оставляет всё только самое интересное.
Естественно, нельзя забывать о многочисленных браузерных играх из социальных сетей, рассчитанных в основном, на женскую аудиторию из числа наших мам. Все эти Танцуй, Ферма Джейн, Счастливая Семья, Коррупция и прочие тому подобные проекты, затягивают определённую категорию граждан не слабее, чем какого-нибудь подростка Counter-Strike.
Что ждёт браузерные игры?
Однако давайте вернёмся к первичному вопросу, заданному в самом начале нашего материала: что ждёт браузерные игры? Будут ли подвергнуты забвению, или наоборот, с ростом технологий смогут проявить себя небывалом образом, затмив часть клиентских игр?
Скорее всего, и не первое, и не второе. Браузерные игры не пропадут, так же, как не пропали в своё время театр и газеты, когда появилось телевидение, которое, в свою очередь, не пропало, когда появился интернет. Несмотря на общую информационно-развлекательную сущность, все эти явления – ягоды с разных полей, поэтому за будущее браузерных игр переживать не стоит. Мощности вычислительной техники растут, и вместе с новыми технологиями клиентских игр, будут расти и технологии игр браузерных. Кроме того, бесплатные, простые и затягивающие игры, рассчитанные на недели, а то и месяцы прохождения, по прежнему будут актуальны среди тысяч офисных сотрудников, которым скучно на своём рабочем месте, и в распоряжении которых имеется несколько сотен вполне достойных браузерных игр, которые пойдут на любом офисном ПК. Вряд ли, конечно, нужно ожидать, что браузерки по популярности переплюнут остальной игропром с его ААА-блокбастерами, ибо условия слишком не равны, и они остаются нишевым продуктом, но свой кусок пирога, где-то между клиентскими и мобильными играми, браузерные игры обязательно урвут.