Fallen: A2P Protocol: сквозь Wasteland, Fallout и XCOM

Мир пошаговых ролевых игр уходит своими корнями в стародавние времена, когда трава была зеленее, а компьютерные мышки были с шариками. Пошаговость отлично отвечала относительно слабым возможностям техники тех лет. Не нужно было поддерживать одновременно несколько процессов, рискуя, чтобы происходящая на экране каша не натолкнулась на непонимание геймера и компьютера. Пошаговые игры, во-первых, очень интересные. Они берут своё начало с настольных игр, где также все действия производились в пошаговом режиме. В общем, это были настоящие игры. Со временем, однако, мир пошаговых ролевых игр постепенно угасал. После Fallout 2 и немножечко менее знаменитого Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura (где уже можно было переключаться в режим реального времени), по большому счёту, ничего не выходило больше десяти лет. Пока в США не вспомнили, что всё хорошее новое – хорошо забытое старое, и не перезапустили моду на пошаговые RPG, среди которых преобладали стратегическая направленность. Проходить такие игры нужно было целой группой персонажей одновременно. Такой была Divinity: Original Sin, такой была The Banner Saga, такой были обе последние части XCOM, и такой была, в конце концов, Wasteland 2. При этом последние два проекта были особенно успешными. Их отличал крупный бюджет, который был обеспечен родословной двух этих игр, чья история уходят в конец 80-х – начало 90-х. Теперь, 7-го апреля 2015-го года к ним присоединился проект под названием Fallen: A2P Protocol. Разработала его испано-бразильская студия Red Katana, занимавшаяся до этого созданием мобильных приложений и простеньких аркадных видеоигр. Всё так и было бы, если бы в один прекрасный день руководство студии не подалось бы на Kickstarter с этим проектом. На данной площадке такие игры традиционно ценятся, но не менее традиционно там отдаётся предпочтение исключительно американским игроделам. Даже талантливым ребятам из Европы приходится прыгать выше головы, чтобы собрать необходимые средства. Но ребятам из Красной Катаны удалось покорить публику. Под рассказы о том, какую прекрасную игру они собираются сделать, в копилку проекта накапало 75,5 тысяч долларов. Довольно немало для такой скромной компании, однако критически мало для серьёзной видеоигры, которая попала бы в хит-парады различных видеоигровых изданий. И вот, 7-го апреля проект Fallen: A2P Protocol вышел в свет в рамках Steam Early Access. Произошло это без шуму и пыли. Игру, прямо скажем, не ожидали все профильные журналы, и для неё не открывали сервис предварительных заказов. Инди-проект есть инди-проект. Однако всё-таки кое-что в игре привлекло и это что-то – богатое наследство Wasteland, Fallout и XCOM. Итак, после запуска игры разработчики честно нас предупреждают, что, мол, ребята, версия 0.5. Даже не бета, а совсем не просохшая альфа. Но при этом релиз финальной версии обещает состояться 4-го июня этого же года. Есть большие сложности с тем, что игроделы управятся с возложенной на них задачей, ибо, понахватав отовсюду по верхам самые главные элементы игровой механики и общую фоллаутовско-бешеномаксовую атмосферу, игра имеет массу пробелов, нестыковок и ряд моментов, искусственно усложняющих геймплей.
Первое, что обращает на себя внимание – визуальный стиль, который более известен, как Фоллаут-стиль, однако не все знают, что этот самый Fallout создавался под впечатлением кинофильма Mad Max 2, он же Бешенный Макс. Все атрибуты в наличии: всё та же Пустошь, всё те же песчаные бури (Да! В игре есть песчаные бури), всё те же антуражные панки, необычное оружие и полное запустение и разруха, навеянные постъядерным безвременьем. К сожалению, испанцы из Красной Катаны, к слову, работающие практически без исключения на Макбуках, и говорящие на Айфонах, в силу своей хипстерской душевной слабости пошли на поводу у рынка, решив умаслить своих прямых и наиболее вероятных инвесторов, а именно: геймеров США. Поэтому события Fallen: A2P Protocol происходят ни где-нибудь, а в США, которые накрыло сначала ядерной зимой, а потом уже и летом. Никто не против? Значит, продолжим. Жаль, но мы могли бы получить самобытную игру о приключениях, где-нибудь на Пиренеях, на солнечной Мальорке или Лас-Пальмосе, но не сложилось, поэтому будем довольствоваться тем, что есть. Сюжет – самое слабое место данной игры. Даже тот же, заточенный на постоянные, по сути, однообразные, но жутко интересные, бои XCOM, – самый слабый в сюжетном отношении проект, среди себе подобных, по сравнению с Fallen: A2P Protocol может считаться шедевром сценарной мысли. Тут же всё происходит до боли странно: несколько караванщиков решают залезть на некий завод, где, якобы, хранится некий источник энергии, что-то типа ядерной батарейки, став обладателем которого можно решить ряд бытовых вопросов. Для этого караванщики решили залезть на свалку, где обитают явно уголовного склада панки, которых мы отлично помним по кинофильму Бешенный Макс 2. Короткий диалог с представителями банды, один из панков заходит сзади и бьёт одного из наших героев дубинкой по голове, после чего он приходит в сознание уже в казематах. Вот тут-то и начинается стрельба – главное, что есть в игре.
К слову, забегая вперёд, в следующей, доступной для бой локации, история безобразно повторяется: герои пришли к очередным бандитам, и в процессе разговора наш герой снова получает по голове от зашедшего сзади гопника с дубинкой. Весь этот детский сад нужно исправлять. Справятся ли разработчики до анонсированного начала июня – тот ещё вопрос. Однако мы отвлеклись. Начинается бой. В распоряжении у наших героев пистолеты, странные ножи, именуемые в игре катанами, а также не менее странная пика – помесь лыжной палки и клюшки для гольфа, которую без затей назвали ножом. В общем, сразу прекрасно видно, как глупо ведут себя противники. Они стараются максимально сократить дистанцию, при этом зачастую выбирают для этого более долгий путь. Разговоров о консолидированных действиях, либо каком-то подобии осмысленности атаки, к примеру, когда все начинают бить исключительно самого слабого, тут нет. Герои в свою очередь все как один оснащены 10-ю баллами действий, 4 из которых уходит на выстрел или перезарядку, а 1 на то, чтобы пригнуться за укрытием. При этом ножи и катаны бьют сильнее пистолетов.
Окружающая местность очень похожа на то, что мы видели в Fallout, за тем лишь исключением, что всё не изометрическое, а 2D, за счёт чего карту можно вращать. В общем, классический Wasteland 2, если термин «классический» уместен в применении к этой молодой игре. Если отбросить визуальный стиль, то всё больше напоминает XCOM: то же обилие препятствий и та же система прицеливания. Даже за поворот камеры отвечают те же Q и E. Но в отличие от XCOM, здесь можно обыскивать окружающие объекты в виде ящиков и сундуков. Убитые враги, к слову, также оставляют на месте гибели зелёные коробки, в которых можно порыться и забрать всё, что нужно. В игре есть аптечки, оружие, патроны, бронежилеты, шлемы и прочие экипировочные предметы первой необходимости. Наши герои, хоть и имеют одинаковое количество очков действий, различаются по максимальному пределу объёма запаса здоровья. Враги умирают смешно. После удара пикой или выстрела из пистолета они улетают метров на двадцать, словно их дёрнули верёвкой, привязанной к взлетающему реактивному истребителю. Враги улетают, а плоская, многоуровневая, застывшая в текстурах кровь остаётся на несколько секунд, а потом исчезает, плавно растворяясь. Всё это было бы уместно в игре для мобильных устройств, на чём, собственно, и специализировались ребята из Красной Катаны, но игра-то вышла на ПК… В общем, дадим им время, вспомнив старую русскую пословицу о том, что дуракам половину работы не показывают. К сожалению, отключить пошаговый режим нельзя. Двигаться к точке сбора, или же к контейнеру, который нужно обыскать, приходится в режиме пошаговом, при этом всё происходит с несвойственной испанцам медлительностью. А переключение с героя на героя вообще занимает до трёх секунд, что совершенно неприемлемо. Но если вам не хочется обыскивать территорию, а всех врагов вы уже убили, можете нажать на Esc и перед вами окажется окошко, где будет сообщено о том, что миссия завершена, пожалуйте на глобальную карту. Единственно, что здесь передвигается в режиме реального времени – автомобиль. Иконка автомобиля быстро мотается по карте вслед за вашими мышиными кликами. Ездить бесконечно нельзя, у машины есть свой ресурс, выражающийся в каких-то загадочных энергетических единицах. Каждая новая миссия являет собой новые боевые локации с более сложными врагами, а сами локации больше и имеют усложнённую архитектуру. По сути – чистый XCOM: бой за боем, никаких диалогов и особого сюжета. Играть в Fallen: A2P Protocol с непривычки может оказаться неприятно: элементарное наведение на врагов и систематическая необходимость отжимать Esc, если вы передумали стрелять (Почему нельзя было эту функцию вывести на правую клавишу мыши?) – раздражает. Но потом втягиваешься. На данный момент мы не будем оценивать игру, подождав её финального релиза, отметив, что столь необычный проект, создатели которого вдохновлялись X-COM, Fallout и Shadowrun (о Wasteland они почему-то умолчали) может оказаться самым настоящим пристанищем для поклонников жанра.