Гайд по войнам и армиям в Crusader Kings 3

Всем привет, дорогие читатели. Если вы уже успели поиграть в Crusader Kings 3, то наверняка знаете, как тяжело в ней найти идеальный баланс, особенно в соотношении сил армии и экономики. В сегодняшней статье мы постараемся рассказать вам, сколько войск вам нужно держать на начальном этапе, а также то, как определить, кто из противников нападет на вас. Помимо прочего, мы вкратце «пробежимся» по союзам, первым походам, армиям и другим особенностям военной тактики в Crusader Kings 3.

Итак, т.к. игра сделана довольно-таки реалистично, в военном плане, то вы должны запомнить одну истину. Победить в войне можно только, если ваша армия превосходит по численности вражескую, либо равна ей, но в этом случае будет учитываться качество ваших войск и их преимущество на местности. Также можно выиграть войну, пленив вражеского правителя. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кто будет на вас нападать?

Понятно, что в теории все, кто не союзники враги, а значит каждый из них может на вас напасть. Но прежде всего будут идти войны за титулы. Т.е., допустим на начальном этапе у вас есть графство. Из нескольких графств формируется герцогство. Делайте вывод, что в начале игры вашими потенциальными врагами будут представители других графств вашего герцогства. 

Например, существует герцогство Сибирь. У вас есть в нем графство Сибирь. Смотрите на другие графства и видите, что помимо вашего есть еще 2: Бардак и Велогорье. Это ваши первые потенциальные противники, ибо, как и вы, они будут стремиться объединить герцогство в единое целое, чтобы получить заветный титул.

Соответственно, чтобы обезопаситься от нападения, вы должны обладать армией, равной по силе каждой из вражеских. Таким образом вы будете знать, какое количество армии нужно держать, чтобы не уходить в минус по экономике.

Тоже самое касается и герцогств. Рано или поздно вы получите титул герцога, соответственно опасаться вам нужно будет таких же герцогов. Потенциальные ваши противники – это герцогства, которые входят в одно королевство. В случае с Сибирью – это Ишим и Тара. Т.е., когда вы получите титул герцога Сибири, вы должны будете добавить рекрутов в вашу армию, чтобы численность ее была равной или превосходила численность армий в вышеуказанных герцогствах.

Такая же история будет и с королевствами, и с империями, но это уже мид и лейт-гейм, и до этого вам еще очень далеко. 

Еще один момент вам стоит учитывать. Периодически чекайте королевство на создание титула. Как только он будет создан, можете начинать серьезно опасаться вторжения, причем нескольких герцогств одновременно. Дело в том, что в вашем королестве появится король. Естественно, он не потерпит того, что одно из его герцогств будет неподвластным ему и бросит все силы, чтобы вас разбить.

Что касается нападения со стороны соседних герцогств, но уже из другого королевства. На начальном этапе можете сильно об этом не беспокоиться, т.к. у них в герцогствах и королевстве будет происходить подобная история. Но в дальнейшем – это тоже ваши враги и вам нужно будет обладать достаточной армией, чтобы отбиваться от них.

Союзы

Союз – это крайне полезная вещь, особенно в том случае, если вы где-то прозевали экономику или армию. Вы должны понимать, что с более титулованным персонажем вам вряд ли удастся заключить союз. Поэтому ищите «братьев», обладающих аналогичными титулами. 

Вернемся все к той же Сибири, к королевству. Оно состоит из 3 герцогств: Сибирь, Ишим Тара. Допустим у вас имеется армия в 500 воинов. Допустим, в соседних герцогствах – 500 и 800, соответственно. Таким образом вы должны будете заключить союз с более слабым герцогством, дабы вместе противостоять более сильному. Так вы дополнительно еще можете немного сэкономить на размере армии и сильнее удариться в экономику. 

Заключить же союз можно, создавая династические браки. Собственно, выдавая своих дочерей замуж за представителей другого герцогства, вы обеспечите себе надежное прикрытие тылов. Кроме того, если поставить матрилинейный брак, то вы сможете забирать к себе наследников такого брака, что тоже на начальном этапе пригодится вам, для разветвления вашей династии.

Не забывайте и о том, что ваши союзники могут вас предавать. Тут вам нужно будет обратиться к чертам характера «соседа» (об этом читайте ниже). Если у него имеется характеристика бесчестный, вероломный и тому подобное, то можете ожидать от такого правителя всего, чего угодно.

Качества правителей и их отношение к вам

Еще один момент, который позволит вам определять, кто на вас будет нападать, а кто нет – это характеристики (черты характера) правителей соседних государств. 

Допустим, рядом с вами находится правитель, обладающий добродетельным и сострадательным характером. Можете смело игнорировать данное государство, ибо нападать оно на вас не будет. А вот если вражеский правитель обладает воинственными чертами характера (бесстрашный, рисковый и т.д.). 

Не меньшую роль будут играть и ваши отношения с соседями. Например, если у вашего соседа положительное к вам отношение, то он вряд ли на вас нападет. А вот если отношение отрицательное, да еще и черты характера соответствующие – таких соседей опасайтесь прежде всего.

Численность армии на разных этапах игры и ее состав

Теперь, когда вы уже поняли, кого и чего нужно опасаться, пора перейти непосредственно к юнитам. Тут вы сможете создавать профессиональную армию, а можете формировать налетчиков. Тут у племен явное преимущество, т.к. именно они могут формировать налетчиков. Естественно, что вам придется опасаться таких же налетчиков со стороны вражеских государств, если вы начали игру за племена. 

В случае ограбления вы получите достаточно мощный дебафф на ограбленном регионе, на 5 лет, который сведется к тому, что замедлит практически все характеристики его развития.

Также не забывайте о том, что племена будут создавать армии не за деньги, а за престиж, который с лихвой вернется, после очередного налета.

Защититься от таких налетов вы сможете, сформировав небольшую профессиональную армию. Также вы должны знать, что в игре присутствует только несколько типов юнитов. В среднем они сводятся к:

Пехоте.

Стрелкам.

Коннице.

Копейщикам.

Каждый из юнитов будет обладать преимуществом на определенной территории. Например, пехота сильна в лесистой местности, стрелки – в лесу и на холмах, копейщики – имба на холмах и горах, ну а конница – в степи и на открытой местности.

Таким образом вы сразу должны формировать отряд, который будет обладать преимуществом именно в той местности, где находится ваше государство. В случае с Сибирью, где сплошные леса, вы вполне можете сформировать пару отрядов стрелков и легкой пехоты, чего с головой хватит для обороны границ от налетчиков.

Однако это все касается начальных этапов. В случае с войнами, вы также должны будете смотреть, какими войсками обладает ваш сосед. Если у вас одинаковые, по составу, армии, то будет решать ее численность. Если армии разные, то старайтесь забайтить противника на войну в выгодном, для вас, регионе. 

Используйте женщин, приходящих ко двору, чтобы заманивать в свои ряды побольше рыцарей. Это также немаловажно скажется на старте и в мид-гейме.

Междоусобные войны

Ближе к мид-гейму и лейту вы поймете, что враги могут быть не только внешними, но и внутренними. Против вас может создаваться фракция. Например, у вас есть какая-нибудь империя. В этой империи могут объединиться несколько графов, которые будут недовольны вашим правительством и заходить выйти из состава государства.

Допускать этого не стоит, т.к. и без того у вас будет достаточно проблем с наследованием трона и титула, вне зависимости от его величины. Таких противников вам нужно будет либо ликвидировать, либо как-нибудь перевербовать. Изначально выбирайте самого «буйного» смутьяна, а уже после разбирайтесь с остальными. 

Делаем вывод, что расслабляться не стоит даже в том случае, когда у вас единая империя. Всегда старайтесь контролировать ситуацию, чтобы не доводить до междоусобных войн, ведь ваши вассалы могут воевать не только с вами, но и друг с другом.

На этом мы, пожалуй, закончим наш сегодняшний гайд и будем прощаться. Оставайтесь с нами, у нас для вас припасено еще много всего интересного.