Игровые рейтинги. Важно ли нам мнение других?
Давно известно, что вкус и цвет – отличный повод для мордобоя. Но как быть, когда мы хотим узнать о качестве некоего произведения, не имея возможности или желания оценить его самостоятельно? Правильно, кроме как узнать мнение другого человека, вариантов больше нет. При этом это должен быть кто-то кто никак не заинтересован ни в критике творения, ни в его похвале, и желательно, чтобы этот человек понимал толк в том, о чём рассуждает. Именно поэтому в мире существуют рейтинговые ресурсы, без которых разобраться, что к чему, порой, абсолютно невозможно.
Мы в ответе за тех, кого оценили.
Ну ладно, вот мы пришли на какой-нибудь условный Metacritic, и смотрим что у этой игры общая оценка 1 из 10-ти, как, например, у FIFA 20. Но мы точно знаем, что она не так плоха, что в неё постоянно играют различные топовые стримеры, что по ней проходят чемпионаты, что в неё ежедневно играют миллионы людей, и что она ставит рекорды продаж во многих странах. С другой стороны, есть Shenmue 3, у которой геймерская оценка составляет 7,9 балла, но ты точно знаешь, что игра провалилась в продажах, и ты с трудом можешь вспомнить, когда видел в последний раз трансляции данного приключения. Как так получается? Стоит ли верить оценкам? Получается, что не стоит. Но можно ли утверждать, что любая игра с плохой оценкой является хорошей, а игра с хорошей оценкой – наоборот? Также нельзя.
Вспомните детство. Наверняка у вас были такие истории, когда в каком-нибудь детском саду на каком-нибудь утреннике, при появлении Деда Мороза, или какого-нибудь разодетого клоуна, кто-то из детей радостно смеялся и хлопал в ладоши, а кто-то пугался и плакал. Люди даже в самом нежном возрасте, и то имеют отличные друг от друга мнения. Что говорить тогда о тех, кто прожил подольше и увидел побольше.
Приведу, на мой взгляд, показательный пример из киноиндустрии. В 2015-м году вышел фильм под названием Ведьма, она же Ведьма из Новой Англии. После его просмотра лично я остался в полнейшем восторге. Я пересматривал отдельные моменты, включал оригинальную звуковую дорожку, и гуглил личности актёров, принимавших участие в съёмках. Но каково же было моё изумление, когда я увидел, что на Кинопоиске Ведьма получила весьма посредственные 6,5 балла, что в целом можно назвать проходняком. Хорошо, что я не полез сразу смотреть рейтинг, иначе бы Ведьма так и прошла бы мимо меня. А, например, Стражей Галактики, заработавших там же вполне сносные 7,7 балла, лично я не смог смотреть совсем. О чём это говорит? О том, что и любительские, и, так сказать, профессиональные оценки, не являются абсолютом, догмой и неким золотым стандартом. И в мире наверняка существует много всякого, что вам бы очень понравилось, но о чём вы не знаете по причине низкого рейтинга того произведения.
Мы все эксперты.
Кстати, о профессионалах. Выставлять оценки игре – самое простое, что может вообще быть в этом мире. Довольно забавно наблюдать за некоторыми, типа, экспертами, которые в напыщенных, витиеватых терминах, демонстрирующих их эрудицию, описывают какую-нибудь простенькую аркаду из вселенной Марио, и в конце рассуждают о её перспективах. Оценка – это ваше собственное мнение, за которое вам никто не имеет права пенять. Однако у некоторых бывают с этим сложности. В студенческую бытность неоднократно видывал девушек-зубрёжниц, которые отлично шпарили слово в слово по конспекту или учебнику, но которые впадали в ступор, когда преподаватель просил их выразить личное мнение по поводу того или иного вопроса.
Так вот, когда дело доходит до оценки видеоигры, можно сказать, что мы все эксперты. Достаточно быть немного в теме, знать с какой стороны берётся в руки геймпад, и как управлять компьютерной мышкой, и вот вы уже можете составить своё мнение, выразив его где угодно, пусть даже на страницах крупного игрового издания. За много лет своей работы в отрасли, я неоднократно наталкивался на неадекватные рецензии, чьи авторы вообще ничего не понимали ни в игре, ни в математике. Он мог дать за ключевые игровые элементы в целом по 4-3,5 балла из 5-ти, а в конце поставить игре посредственные 2,8, так что стереотип о том, что в крупных игровых изданиях работают какие-то особые эксперты – глубоко ошибочен. Я, или вы по основным пунктам ничем не уступаем самым видным профессионалам, пишущим рецензии. Однако разница между нами и нами – есть.
А судьи кто?
В чём главная особенность настоящего профессионала, составляющего обзор на видеоигру? Правильно: он не может позволить себе сказать правду. Такая штука как корпоративная этика, боязнь начальства и нежелание поссориться с издателем, предоставившим доступ к игре, делают свои дела. В итоге получаются подобные явления:
- Diablo 3 на Metacritic получает 88 баллов из 100 от прессы, 4 балла из 10-ти от геймеров.
- FIFA 20 – 80 баллов от прессы, и 1,1 балла от геймеров.
- Need for Speed Rivals – 76 баллов от прессы, и 3,4 от геймеров.
- Destiny 2 – 83 балла от прессы и 4,3 от геймеров.