Империя Онлайн. Развиваем экономику
Стратегия Империя Онлайн, безусловно, военная игра, где нужно много воевать, подготавливать кадры, планировать атаки и организовывать оборону, но без экономической основы ничего этого не будет. Как говорил маршал Джан-Джакопо Тривульцио, а позже повторил гражданин Наполеон «Войне нужны три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги». Вот и давайте узнаем, как создавать экономический базис в Империи Онлайн.
Всего в игре существует пять типов ресурсов.
Самый главный ресурс – люди. Людей нельзя купить или продать. Чем больше людей, тем большую армию и экономику можно создать. Люди платят налоги в казну, работают на ресурсодобывающих объектах и нанимаются в армию. Далее идёт древесина – традиционно важный ресурс, используемый в основном при строительстве, однако некоторые военные единицы также требуют дерева. Следующий ресурс – камень. Без камня не укрепить городские стены, не возвести крепость. Кроме этого камень необходим для проведения исследований, а также для строительства некоторых гражданских сооружений. Железо. Данный ресурс очень важен для строительства армии. Иногда требуется для исследований, и почти никогда не нужен в строительстве. Если сначала у вас будет переизбыток железа, то в дальнейшем у вас обозначится его дефицит. Если ваш сосед начал покупать железо, знайте – он собирает армию. Все те, кто меняет дерево и камень на железо, поступают аналогично.
Ну, и, наконец, золото, куда ж без него. Почти всё золото добывается из налогов. Никаких золотоносных шахт в игре нет. При этом золото нужно везде и всегда. Впрочем, разжиться золотом можно за счёт продажи излишков ресурсов, но этот вариант не всегда подходит.
Слева вверху вы можете видеть количество населения вашего городка. Чем больше ферм – тем больше людей вы сможете прокормить. Если упёрлись в популяционный потолок, стройте фермы. При этом численность армии в Империи Онлайн не учитывается в общем количестве населения. В учёт идут только гражданские. Если армия мала, то нужно уменьшить наём работников, закрыв несколько мануфактур. В итоге всю игру вам придётся балансировать на золотой середине между хорошей армией и хорошей экономикой.
Что касается прироста населения, то на его численность влияет не только количество ферм, но и развитость медицинских технологий. Чем лучше с медициной, тем больше жителей. При этом следует обращать на тип рельефа местности. Он сильно влияет на максимальную популяцию. Так для холмистой и лесистой местности верхний предел равняется 160-и тысячам, для полей и лесов – 170 тысяч, для горной – 150, а для лесистой и горной – до 140-ка тысяч жителей. Наиболее густонаселёнными являются степные земли, тут количество жителей доходит до 180-ти тысяч. Природные ограничения можно расширить за счёт медицинских технологий и амбаров.
Теперь о других ресурсах. Итак, налоги платят только безработные жители. Т.е., чем больше у вас работает и воюет, тем меньше вы получаете золота в казну, и наоборот, чем меньше вы воюете и добываете ресурсы, тем больше имеете золота. На начальном этапе игры крайне важно максимально вкладывать всё, что только можно в строительство ресурсодобывающих сооружений. Золото не очень важно. Если вы будете экономить и поднимете налог, то рост населения у вас может не только не прибавляться, но и вообще убавляться. Поэтому наплюйте на золотой запас, кормите сытно своих людей и обеспечивайте их работой. Тогда ваш городок начнёт расти. Когда он вырастет и свободных рук станет всё больше, тогда-то можно будет подумать и об армии, поскольку праздношатающиеся будут исправно платить налоги.
После того, как у вас появится какая-никакая армия, можете к мирному варианту развития экономики, присовокупить вариант военный. Всё-таки Империя – игра военная, и без хорошенького грабежа тут не обойтись. Вообще-то у вас существует два способа заставить другого игрока помогать вашему городу материально. Для начала можно устраивать набеги. Если набег успешен, но ваши войска будут брать в плен мирных жителей. За каждого жителя вам будет начислено по 5 золотых. Однако, чтобы мародёрством сильно не увлекались, разработчики ввели понятие Чести. Эта самая честь убывает, если вы сильно замарадёритесь. В этом плане Империя Онлайн похожа на Stronghold Kingdoms. Следующий вариант – осада самой крепости, а не просто угон в плен мирного населения. Брать крепость в осаду долго, сложно и затратно, кроме того для начала понадобится разрушить стены, для чего придётся потратится на осадные орудия. В общем, война требует денег, это факт. В итоге, все ресурсы, которые вы сможете похитить у противника, система сама переделает в золото.
Теперь нужно подумать над распределением заработанного и добытого. Часть ресурсов придётся выделить для строительства. Всегда трезво оценивайте ситуацию. Если боевые действия вам не угрожают, то вкладывайте всё в гражданские и промышленные объекты. Также не забывайте о своих учёных, ибо технологии нельзя развить из ничего, не вложив ни копейки, а без технологий не получится создать ни армию, ни нормальную крепость. Если дела плохи и война на носу, то продавайте ресурсы, копите золото и вкладывайте всё в армию. Солдатам нужно платить зарплату. Кроме того если вы состоите членом в какой-либо фракции, то, наверняка, вам также придётся заносить ресурсы и золото в общую кассу. При этом, чем сильнее фракция, чем больше в ней игроков, тем больше вам придётся платить.
В итоге мы плавно подходим к торгово-экономическим отношениям. Здесь, как и в Греополис, как и в Войне Племён также есть рынок и на нём завязано очень многое. Правда в Империи Онлайн есть свои собственные рыночные особенности. Наиболее актуальным методом является продажа ресурсов за золото. Поэтому сразу начинайте изучать технологию «Торговля». Чем выше торговые технологии, тем меньший процент биржевой комиссии с вам будут брать. При этом цены на ресурсы – не постоянная величина, она колеблется в зависимости от ситуации. К примеру, вот наступили новогодние праздники, или, скажем Рождество. Администраторы сразу вводят мир. Воевать нельзя, стало быть армейские казармы становятся переполненными и железо резко падает в цене, поскольку набирать армию временно не нужно. С другой стороны, если в районе случится наплыв молодняка, который не будет пока воевать, а будет строиться, то железо также может упасть в цене, поскольку молодняк будет массово предлагать не нужное пока железо.
Теперь изучим типы местности в провинциях вашей империи. Всего в игре предусмотрено 6 видов местности, о которых мы уже говорили: горы, холмы, поля, леса и т.д. К примеру, жить удобнее в степи, а держать оборону в горах. Следовательно, провинция в полях даст бонус к приросту населения, а горная провинция даст бонус к обороне, но вычтет при этом из населения.
Крепости и хранение ресурсов. Для начала нужно сказать, что обязательно развивайте крепости. С каждым новым уровнем крепость добавляет 10% к добыче ресурсов и приросту населения. По мере роста ресурсного запаса вам придётся подумать о хранении ресурсов и изучении банковского дела. Для начала банки нужно разогнать минимум до 3-го уровня. Это позволит вам брать более выгодные кредиты. Кстати, если кто-то думает, что за счёт количества провинций он сможет многократно усилить экономический потенциал, то он ошибается, ибо с каждой новой провинцией добыча ресурсов снижается на 20%. Иными словам 100-процентная производительность будет только у первой провинции. У второй будет уже 80, у третьей 60 и т.д. Шестая провинция даст в итоге нулевой прирост.
Поэтому разработчики придумали изучение технологии под названием «Бюрократия». Бюрократия 5-о уровня поднимет до 100% экономическую эффективность первых двух провинций, а шестую с нуля подтянет до 25%, что будет крайне ощутимо.
Кроме этого вам нужно будет обязательно изучать Централизацию. Данная социальная технология отвечает за успешность расширения территории. Для того, чтобы получить, к примеру, 11 провинций, вы должны будете изучить Централизацию до 10-го уровня.
В общем, делайте всё таким образом, чтобы ваши города были максимально эффективны в экономическом плане. Подбирайте бонусы для местности, бонусы для крепости и бюрократические бонусы. Помимо этих технологий обязательно изучайте Университет и Архитектуру. Первая технология сэкономит средства на будущих исследованиях, а вторая сэкономит средства на строительстве новых зданий, что особенно полезно в дебюте игры.
Ну, и раз игра называется Империя Онлайн, не забывайте о колонизации, поскольку единственное, что принесёт вам победу и поможет удержаться в борьбе за место под солнцем – расширение границ вашей империи. Для этого сначала нужно обеспечить прирост населения, после завалить население работой, а уже потом подтвердить свои амбиции армией, но это уже будет немного другая история.