Kickstarter: народные деньги на народные игры

Так уж случилось, что в индустрии видеоигр деньги решают далеко не все. Иными словами, правило: чем больше денег – тем лучше игра, – не работает. Ясно, что в тот проект, куда пришли крупные инвесторы, с большими деньгами, там менеджеры не дадут оступиться. Они будут контролировать каждый шаг, проводить опросы, составлять психологические портреты будущих покупателей и т.д. Но, тем не менее, часто и густо, игры не только не компенсируют собственную себестоимость, но и не задерживаются в памяти людской. И чем дальше, тем чаше происходит подобное. Ещё Стивен Спилберг сказал, что для того, чтобы вся киноиндустрия США рухнула, достаточно провалиться в прокате двум-трём наиболее кассовым блокбастерам. Так вот, на другом берегу стоят малоизвестные, независимые студии и просто отдельные личности, с собственными свежими, оригинальными и многообещающими задумками, но денег им никто не даёт. Во-первых, у этих людей элементарно нет выходов на заинтересованных инвесторов, а во-вторых, даже если и найдётся потенциальный инвестор, не каждый захочет, вот так вот, взять и отдать собственные деньги, не пойми кому. Свежесть взглядов и оригинальность, они только на первый взгляд кажутся чем-то очень хорошим. В большинстве своём, такие взгляды часто бывают глупы, если не сказать больше. Поэтому и инвестируют в то, что уже зарабатывало деньги. В то, что уже в теме. Отсюда бесконечные кинофильмы по мотивам комиксов, отсюда бесконечные видеоигры со всевозможными ремейками и сиквелами. Потрудитесь, поищите групповой снимок компании Microsoft начала 80-х годов с молодым Биллом Гейтсом и посмотрите на их лица и внешний вид. Тот, кто дал им денег на создание Windows – гениальной прозорливости человек. Хищник Давайте вспомним такие кинофильмы, как Хищник или Взвод. Посмотрите на их бюджет и их сборы. Разница в разы и сотни. Хищник вообще задумывался, как кинофильм категории В. Однако вот что делает авторский гений. Проще говоря, что касается киноиндустрии – все лучшие и наиболее любимые фильмы Голливуда – авторские фильмы. Не снятые сонмищем знатных продюсеров с подключением крупных капиталов, а довольно простые фильмы, где работает режиссёр и его команда. Однако мы отвлеклись. Итак, гражданам, которые имеют отличные, как они полагают, задумки, ничего не остаётся, как отдать свой проект на заклание краудфандинговой экзекуции, а проще говоря – пойти христаради с протянутой рукой к мировому сообществу. Таким простым людям, как Вы – читатель. А, как мы знаем, народное признание – оно самое крепкое. Никакими Оскарами и Game-премиями его не разбить. Народ – лакмусовая бумажка, которая скажет, есть ли у проекта перспектива или нет. Если проект не взял вес в толчке на том же Kickstarter, то нет смысла вообще далее над ним работать. Народная воля – крепче титана. Из наиболее знаменитых краудфандинговых площадок, безусловно, является Kickstarter. Хотя есть ещё тот же Indiegogo или Fundable, где финансировать проект предлагается уже аккредитованным инвесторам. Но, именно Kickstarter самый-самый. Сам скрытый смысл названия этого проекта подразумевает некий пинок в зад на старте. Вот и идут туда за пинками, длинной вереницей все, кто хотят заработать, а миру дать взамен нечто интересное. То ли француз то швейцарец Венсан Эттер из Федеральной политехнической школы, что в Лозанне, изобрёл особую математическую модель, которая, по одним известным изобретателю параметрам, даёт оценку успешности того или иного проекта на Kickstarter. Данная модель имеет свой сайт и каждый сможет собственнолично убедиться в перспективах интересующего его проекта. Так вот, эта самая модель говорит нам следующее: у проекта, который пришёл на Kickstarter или 95-100% успеха (меньшинство) или 0-5% (подавляющее большинство). Такая вещь, как 40-60% там не встречается вовсе. Это говорит о том, что, как и в жизни, основную кассу собирают единицы, а остальные продолжают сидеть в канаве и дышать полынью горькой. Клей ХьюбертА вот сам Клей Хьюберт (Clay Hebert), создатель KickstarterHacks, рассказал следующее. Во-первых, мало просто прийти с очень хорошей видеоигрой. Нужно уметь подать её правильно и красиво. Во-вторых, мало прийти с хорошей игрой и красиво подать оную, нужно ещё показать людям, что ты не ком с горы, а вот, пожалуйста, моё резюме, вот моя рабочая команда, вот наши планы и т.д. В-третьих, мало прийти с хорошей игрой, подать её грамотно и иметь за плечами хорошую команду. Крайне важно быть предельно честным с обществом, не обманывать его, не приукрашать, не выдумывать идеальную игру. Как заверяет мистер Хьюберт, как только пришедший человек, на вопрос: – «Для кого будет эта игра?» отвечает, что для всех, то можно сразу помахать такому оптимисту рукой. Как говорил Василий Шукшин (это мы уже не Клея Хьюберта цитируем, на всякий случай): – не нужно обманывать зрителя, выдумывая для него сюжет и персонажей, чьи характеры потом режиссёр будет сталкивать, пытаясь выявить истину или родить мораль. Зритель, он чуткий. Он сразу чувствует, где ложь, а где правда. Так и с играми на Kickstarter. Оптимальный вариант (мы опять возвращаемся к мистеру Хьюберту) – сделать такую игру, о которой ты сам бы мечтал, в которую сам бы играл. В общем, халтура тут не проходит. Давайте теперь взглянем на краткий список наиболее громких игровых проектов, которые собрали огромные суммы на Kickstarter. Star Citizen. Эта игра уже вытянула 36 млн. $ чуть больше, чем за полгода, а деньги всё идут и идут. С первого взгляда, вроде бы обычный ММО-симулятор полётов на космических кораблях. А вот, поди ж ты, оказывается, что народ мечтает о такой игре и даёт деньги не просто так, а в счёт получения будущего диска с игрой. Project Eternity от Obsidian Entertainment. Эта игра собрала почти 4 млн. $, получив почти в четыре раза больше, чем рассчитывали изначально. Double Fine Adventure. 3,5 млн. $. Здесь вообще сумма оказалась в 8 раз больше, чем нужно было. Wasteland 2 тоже получила 3 млн. $. Большие студии не хотят делать RPG старой школы, вроде Fallout или Arcanum, а ребята из скромной InXile Entertainment взяли и предложили обществу отличную реинкарнацию ролевого постапокалипсиса с пошаговыми боями. Да не просто предложила, а чуть что случись, чуть малейшая загвоздка, бегала за советами к игрокам, спрашивала: как лучше сделать, как бы вам хотелось, мои милые инвесторы? В этом-то и весь смысл проектов, подобных Kickstarter. То ли дело ты пошёл в, пусть и дорогой, ресторан, где тебя могут таким попотчевать, что не будешь знать потом, куда бежать, то ли тебя накормят в уютной домашней обстановке, сто раз переспросив о твоих предпочтениях. Дальше идут Planetary Annihilation, Shadowrun Returns и Homestuck Adventure Game, которые заработали приблизительно по 2 млн. $ на брата, заранее обеспечив себе успешный приём после релиза. Кстати, ещё одна особенность проектов, собравших много народных денег, заключается в том, что их сразу же готовы приобрести более крупные компании, небезосновательно полагающие, что это вложение никак не может быть убыточным. Проанализировав большинство успешных игровых задумок, можно твёрдо сказать, что всё это или прямое наследие игр старой школы, или их реинкарнация. Компании-гиганты видеоигровой индустрии, клепая один за другим одинаковые шутеры и ролёвки, гонясь за мгновенной прибылью, сами создали дефицит интересных, не оскорбляющих интеллект человека, игр. Автор уверен, что если сейчас выпустить на Kickstarter графический мод для «того самого» Контр Страйка 1.6, который, ничего не меняя, сделал бы из него современную, не режущую глаз, игру, то успех был бы гарантирован. Посмотрите на китайский CrossFire, который, являясь клоном Контр Страйка, с графикой ниже среднего, вышел в мировые лидеры по прибыльности, принеся своим создателям почти миллиард за один 2013-й год. Да, что там говорить. Если бы авторские права позволяли, то большие деньги собирали бы элементарные HD-моды для любимых игр того, не самого старого поколения, у которого уже есть деньги, но в игры оно ещё играет. И не просто играет, а ностальгически вздыхает по «тем временам». Дайте пять новых замков, двадцать карт и сто новых артефактов для Heroes of Might and Magic 3. Заберите Fallout 3, а дайте новый сюжет для Fallout 2, добавив города и расширив многократно мир. Дайте Нормальный HD-мод для Diablo 2 и добавьте ещё пару уровней, придумав новых недоизвергнутых демонов. Дайте широкоформатный мод для Commandos, добавив к нему несколько новых сюжетов и персонажей. Старички ещё поработают. Порадуют игроманов старой школы, покажут молодёжи «как надо», а также заработают денег разработчикам. Это как раз тот случай, когда старый конь, пусть и не вспашет глубоко, но и борозды не испортит. Обратите внимание, каким цветом заиграли игры про зомби-апокалипсис и прочие околосталкерные нюансы. А много ли было таких игр за последние 10 лет? STALKER, да недоигра Zombi Island. Автор уверен, что в будущем нас ждут ещё более громкие игровые проекты, которые сейчас только рисуются на бумаге или вовсе сидят в головах талантливых людей. Всё самое интересное ещё не случилось. Будут новые рекордные сборы и новые игры, которые будут разметать с полок виртуальных магазинов ещё на стадии зародышной альфа-альфа-версии. И, естественно, тема зомбиапокалипсиса будет развиваться. Тяжёлые на подъём, неповоротливые, но очень богатые монстры игровой индустрии скоро сами начнут инвестировать в зомби-эльдорадо, выжимая из покупателя всё до последней капли интереса к теме, да только поздновато будет. Все сливки уже собраны, пусть и не на Kickstarter. Ведь, та же DayZ, разошедшаяся миллионным тиражом в виде альфа-версии, когда ещё сами разработчики не советовали покупать её, – это ли не народное признание и самый настоящий краудфандинг? Смотрите за горизонт. Много интересного нас ждёт впереди.