Коронавирус убивает игровую индустрию
Термин «коронавирус» плотно вошёл в нашу жизнь. Коронавирус, он же COVID-19 – вирусная инфекция, вызвавшее явление, уже названное Всемирной Организацией Здравоохранения, пандемией, то есть, чем-то глобальным и нехорошим. Эдакой эпидемией-Lite. Вирус заразен, но, к счастью, довольно слаб. На текущий момент в среднем шанс умереть от него составляет меньше 1%. В день от коронавируса, по состоянию на 9-ое марта, умирает по 56 человек. Много ли это? Для сравнения, от малярии в день умирает 2000, от СПИДа – 2100, от пневмонии – 2200, от гепатита Б – 2400, и от туберкулёза – 3000 человек. Последний – рекордсмен среди инфекций. Даже от такой нечастой штуки бешенство умирают в три раза чаще, чем от коронавируса. Естественно, жизнь каждого человека бесценна, но давайте посмотрим правде в глаза: коронавирус – модная болезнь, раздуваемая мировыми, в том числе и отечественными СМИ. Помните некогда страшную лихорадку эбола, с которой носились несколько лет назад? Сейчас от неё в день умирает 5 человек. Шанс погибнуть от сердечного приступа в ходе любовных утех с какой-нибудь румяной девицей – и то выше.
Тем не менее, игровой индустрии, да и вообще всему шоу-бизнесу, как европейскому, так и американскому, нанесён беспрецедентный удар. Никогда ещё в современной истории человечества не было ничего подобного, чтобы массово закрывались кинотеатры, театры, стадионы, отменялись сотни грандиозных мероприятий. Всё это мощнейшим образом долбануло по игровой индустрии.
Каким-то чудом провели выставку PAX East, где показали много чего интересного, включая Baldurs Gate 3. Это мероприятие стало просто глотком свежей воды в знойный день. Но на этом всё. Человечество безвольно сдалось под напором глобализационных трендов. Начинаем загибать пальцы: PlayStation Meeting, Taipei Game Show, BAFTA Games Awards, EA Play, куча кибертунриров, наконец, Е3 – всё это уже отменено. Неизвестно, что будет с Gamescom, BlizzCon и прочими GameAwards.
Отмена этих мероприятий станет безусловной катастрофой для множества игровых студий, у которых нет огромных бюджетов. Представьте, что фермер целое лето растил тыкву, в надежде повезти её на фестиваль тыкв, и выиграть там приз, заключив выгодные контракты на поставки тыкв для Хэллоуина. И вот фестиваль берут и отменяют. Что делать фермеру с тыквой? Непонятно. Видимо, нужно съесть самому. Тем же самым будут заниматься десятки, а то и сотни студий – играть в свои игры у себя дома, вместо того, чтобы вести переговоры с инвесторами, издателями, договариваться о кредитах, слиянии, общаться с живой аудиторией, и вообще показывать товар лицом.
Помните мультфильм про робота Валли? Там было показано людское общество, где каждый живёт сам по себе, не зная, как выглядит его сосед за стенкой. Все целыми днями пялятся в мониторы, и едят доставленную на дом еду. Так вот, нечто такое, хоть и в очень облегчённом варианте, уже случилось с нами. Ждёте осенней презентации PlayStation 5 и Xbox? Не сильно удивляйтесь, если старт продаж этих консолей перенесут в неизвестность. Может так статься, что их банально не будут покупать, потому что запуганные люди будут бояться выходить на улицу. Кроме того, если государства начнут закрывать границы, то с поставками этих самых консолей также начнутся проблемы. Ну и самое главное: их элементарно могут не успеть собрать. В каком-нибудь Тайване объявят карантин, и вот Sony и Microsoft остаются без SSD-накопителей. В своё время старт продаж PlayStation 3 перенесли на год, из-за нехватки детали стоимостью в 5 центов. Ею оказался лазерный диод в дисковом приводе. Что мешает случиться, чему-то подобному сейчас?
Вы все видели ту серию переносов игр с весны, на осень, либо в неизвестность. Были перенесены: Cyberpunk 2077, Dying Light 2, Wasteland 3, ремейк Final Fantasy 7, The Last of Us Part II, Marvel's Avengers, Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, Ghost of Tsushima и ещё множество проектов, рангом поменьше. Есть мнение, кое-кто жалеет о своём желании подогнать выпуск игры под начало продаж будущих приставок, когда о видеоигровой индустрии будут говорить по всей земле. Ведь жирные коты из крупных издательских компаний рассчитывали на то, что подождать придётся полгодика, а на самом деле ожидание может растянуться куда на дольше. Кто играл в Plague Inc – знает о чём речь.
Но, что же будет дальше?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть только предположение: всё потихоньку устаканится, и уже к середине лета ситуация нормализуется. Лекарство найдут, и к коронавирусу станут относиться так, как и подобает относиться к обычному гриппу – с опаской, но без священного ужаса. Тем не менее, удар уже нанесён. Прямо сейчас, пока вы ни о чём не подозреваете, в мире срываются разработки крупных и долгожданных видеоигр, разработки существующие замораживаются, либо замедляются, игры, которые пытаются делать – теряют в качестве. Иначе и быть не может, когда все напуганы, и сидят дома, работая дистанционно. Многие серьёзные компании не в состоянии сделать хорошую игру, сидя днями и ночами в обнимку друг с другом: что говорить о качестве продукта, который будут делать вне центрального офиса. Словом, всё довольно серьёзно, и не потому, что коронавирус, а потому что паника, которая оказалась гораздо страшнее. Но мы, как обычно, будем верить только в лучшее, надеясь, что этот год всё же порадует нас отличными играми.