Обзор ПК-версии I am Setsuna или печальная история о жертвоприношении
I am Setsuna – проникновенная попытка проехаться по ностальгическим чувствам поклонников классических JRPG, времён PlayStation 2, в целом, и Chrono Trigger в частности. Если же вы не знаете, что такое JRPG, и почему к известной аббревиатуре добавили букву J, и никогда не играли в японские ролевые игры середины девяностых, то не стоит закрывать страницу. Возможно, момент настал, и, прямо сейчас, вы имеете отличную возможность открыть для себя ранее неизведанный видеоигровой жанр.
В нашем случае речь пойдёт о ПК-версии данной игры, хотя в мире существует ещё и версии для PlayStation 4 и Vita. Также стоит отметить, что игра вышла ещё в феврале 2016, но до этого она существовала только в японоязычном варианте, а, играть в ролевое фэнтези с глубочайшим упором на сюжет, не понимая смысла сказанного, это, знаете, уже за гранью. Поэтому, всем, кому недоступен язык самураев, осталось ждать 19-го июля, когда игра появилась в Steam в том числе.
Итак, I am Setsuna – классическое RPG с видом сверху. Буква J в её названии обозначает слово Japan, то бишь, указывает на определённую специфику страны-производителя. JRPG отличаются от простых RPG точно также, как отличаются индийские фильмы, от не индийских. Следовательно, отсюда такие разграничения.
Появление столь странного названия, которое можно перевести как «Я Сетсуна» обязано имени главной героини – рыжеволосой девушки по имени Сетсуна (что в переводе с японского обозначает Печаль, а в переводе с английского, если немного притянуть за уши, Закат Солнца), живущей в глухой деревне на окраине цивилизации. Но, если, кто-то подумал, что играть предстоит за эту самую девушку, и тут же сморщился – фу, очередная девчачья игра – то поспешим сообщить, что главный герой совсем не Сетсуна, а некий молодой человек – наёмник без роду и племени, которому заплатили за доставку этой самой девушки к алтарю, где она, впрочем, должна отправиться не под венец, а прямиком к местным богам, ибо алтарь этот не простой, а жертвенный, а Сетсуна, собственно, также девушка непростая, и её, как вы понимаете, решено принести в жертву богам. Причём, за процессом будет наблюдать, чуть ли не всё «цивилизованное общество», ибо принести очень надо, поскольку крокодил не ловится, не растёт кокос, и никакие другие средства не помогают. Нужно ли говорить, что холодный, равнодушный ко всему, а, порой, и жестокий главный герой, втянувшись в эту историю, постепенно будет оттаивать, и проникаться судьбой Сетсуны, превратившись из её палача в защитника. Это всё, что вам нужно знать о сюжете, ибо дальше пойдут уже лютые спойлеры.
I am Setsuna – лирическая игра. В такое, наверное, нужно играть с чашкой чая в руке, закутавшись в тёплый плед, и поглядывая на пушкинскую осень за окном, или же на меланхолический снегопад. Столь странное имя конвоируемой главным героем девушки (вы бы назвали свою дочь – Печалью, а сына, например, Грусть?) передалось и самой игре. В то время как на заднем фоне постоянно играют грустные композиции с упором на фортепианное соло, на экране, занесённым снегом, тоже всё не очень весело. Нет, I am Setsuna выглядит превосходно. Не в том плане, превосходно, что понравится современным геймерам, а в том, что должна будет удовлетворить запросы геймеров старой школы, ибо I am Setsuna – игра-ностальгия, и всё здесь сделано так, чтобы вы, играя, с грустью вспоминали о деньках былой молодости, о том, как в детстве или отрочестве рубились в Chrono Trigger, и о том, что раньше деревья были больше. В общем, игра преисполнена сюрреалистичной грусти, занесённой снегом и отполированной атмосферными музыкальными композициями.
Но, если вы не знаете, что такое JRPG, и на I am Setsuna будете взирать с точки зрения современного геймера, не знакомого с классикой, то картинка и анимация вам может и не понравиться, ибо к мультяшности здесь добавляются нелюбимые многими всплывающие цифры урона, большое количество чисто азиатских спецэффектов, появляющихся во время боя, а также схематичные битвы, когда стороны конфликта просто демонстрируют атакующее действие, не стараясь действительно попасть по врагу. Выглядит это так: здоровенная черепаха махнула у себя перед носом лапой, а трое членов вашей группы, стоявшие поодаль, дёрнулись, получив урон. Затем уже, кто-то из ваших махнул мечом перед собой, и пришёл черёд дёргаться уже для черепахи. Такое, конечно, случается не всегда, но иногда, в битве с большими чудовищами, бывает, и, честно говоря, не нравится совсем.
Кстати, раз уж мы заговорили о битвах, то у игрока будет возможность проводить их в двух режимах: в пошаговом и полуавтоматическом. При этом, вне зависимости от выбора режима, боевая механика не поменяется: у каждого из героев, кроме того же привычного индикатора здоровья, будет и индикатор действия, при полном заполнении которого герой сможет сделать, что-то полезное для себя и окружающих. В остальном же никаких особых нововведений. Те, кто играл в коллективные RPG типа Baldurs Gate или Pillars of Eternity, адаптируются моментально. При этом, в I am Setsuna у героев, которые получат какой-то отрицательный эффект в бою, типа кровотечения или отравления, есть шанс погибнуть уже после завершения боя, поскольку, так называемые, дебаффы никуда не деваются с гибелью последнего врага, и, путешествуя, скажем, по глобальной карте, герои могут погибнуть, если вовремя не принять меры.
Кстати, о путешествиях. I am Setsuna – сугубо снежная игра. Путешествовать придётся по заснеженному краю, испещрённому горными хребтами и устланному лесами. Но, чем ближе к финалу, тем чаще придётся опускаться в столь нелюбимые многими подземелья. И тут у игры начинаются проблемы с разнообразием. Дело в том, что дизайнеры проекта, так хорошо постаравшиеся над созданием соответствующей атмосферы, совсем забыли понаделать разнообразные локации, и в итоге мы вынуждены часами путешествовать (общая протяжённость одиночной кампании I am Setsuna оценивается в 25-30 часов) по одинаковым подземельям, и сражаться с одинаковыми монстрами. Всё это явственно выдаёт в разработчиках желание растянуть прохождение, заполнив игру одинаковым, повторяющимся контентом.
Также в I am Setsuna имеются определённые проблемы с сюжетом. Мы не будем раскрывать всех подробностей, но, на наш взгляд, персонажи и их история не раскрылись даже наполовину. После завершения игры у вас, возможно, появится ощущения недосказанности, а на языке повиснет вопрос: «И это всё?». I am Setsuna прекрасно, многообещающе начинается, но со временем складывается впечатление, что разработчики меняют дорогого сценариста на дешёвого, и начинается банальщина. Многие мотивы героев покрыты туманом, между самими героями постоянно висит недосказанность, а создание эмоциональной связи между героями и геймером, проходит как-то вкривь и вкось. В итоге, при большом желании поддаться обволакивающей атмосфере, и обострённому порыву сопереживать персонажам, получается как-то не очень. То ли это мы тут все очерствели и превратились в бездушных скотин, то ли разработчики схалтурили.
Хотя, у нас есть определённое объяснение сложившемуся эффекту: I am Setsuna не имеет российской локализации. Только японская и английская, и это, на наш взгляд, главный минус игры, который тут же лишает её своего обаяния, которое она могла бы произвести на отечественных геймеров, получи она русскоязычную озвучку и полноценный перевод. А так, приходится или постоянно сидеть со словарём, или тупо пролистывать, ибо в I am Setsuna, как и других классических играх подобного жанра, 99% всей информации приходится усваивать посредством чтения. Видеозаставок в игре нет, а те редкие моменты, когда персонажи о чём-то начинают общаться, созданы на базе самого движка Unity, так что сэкономили не только на локализаторах.
Также стоит отметить заметно рваное развитие истории, развивающейся, зачастую, с неконтролируемым ритмом, когда, после уютного прохождения череды локаций, и сбора добра по сундукам, вдруг, геймера бросает в водоворот событий, после чего, его, уже начавшего привыкать в сюжетной круговерти, опять забрасывают в однообразное болото, где захочется избегать новых битв по причине их однообразности. Ну, и, конечно, нельзя не замолвить слово и о некоторой предсказуемости сюжета. Достаточно вам понять, что I am Setsuna – это печальная история для взрослых, где весёлые события не происходят в принципе, как тут же вы начнёте потихоньку и верно предсказывать будущую судьбу большинства персонажей.
В остальном же перед вами классический ретро-закос с иконками, выполненным в 8-битном стиле, в с боевой механикой, почти полностью снятой с Chrono Trigger, и с заточенностью под управление с геймпада. Впрочем, возможность рулить игровым процессом при помощи клавиатуры, также никто не отменял. Несмотря на то, что игра имеет явное родство с PlayStation, I am Setsuna прекрасно слушается Xbox-геймпада, так что никаких проблем с управлением не возникает.
Резюме.
Нам понравились: качественный закос под JRPG 90-х годов – бальзам на душу олдфагам, приятная, пусть и специфическая, картинка, боевая механика с прямой доставкой из Chrono Trigger, атмосферная музыка и снег.
Нам не понравились: надоедающие через несколько часов бои, однообразные локации, особенно это касается подземелий, отсутствие российской локализации, что при обилии текстовых диалогов угнетает, немного предсказуемый сюжет, и недосказанность, витающая вокруг персонажей. Такое впечатление, что сценаристов просто уволили на середине проекта, что плохо сказалось на установлении не только налаженного диалога между героями, но и на пресловутой эмоциональной связи между ними и геймером.
Наша оценка – 7 баллов. Довольно крепкий середняк очень редкого жанра. Чтобы заставить себя пройти игру до конца, нужно действительно очень любить JRPG, хорошо знать английский, и не быть слишком жизнерадостным.