Почему клоны Dark Souls не могут превзойти оригинал?
Есть такое выражение: копия всегда хуже оригинала. В целом это верно, но есть исключения. Например, в видеоиграх те же Герои Меча и Магии, чьи создатели плотно копировали King's Bounty, значительно превзошли по популярности оригинал, а создатели Dark Souls, которая является полным идейным наследником Demon’s Souls, переплюнули объект своего вдохновения. Однако смог ли кто-то переплюнуть саму Dark Souls? Однозначно нет. Годы идут, а клоны Тёмных Душ не могут превзойти оригинал. Почему так получается? Давайте попробуем разобраться.
За последние годы вышло больше дюжины игр, о которых говорят, как об играх с souls-механикой. Это и Code Vein, и Lords of the Fallen, и Ashen, и обе The Surge, и Hellpoint и Mortal Shell и многие, многие другие, на самом деле неплохие игры. Но все они, тем не менее, замкнуты в рамки подражания. Как многочисленные создатели шутеров, пытаются ск опировать Fortnite, так и не менее многочисленные создателей экшенов от третьего лица, пытаются сделать нечто типа Dark Souls, но только в какой-то своей атмосфере, с какими-то своими особенными механиками. Вы можете сказать, что у кого-то из них получилось, однако ни один из душепохожих проектов не смог даже близко приблизиться к показателям продаж первой, второй, и особенно третьей Dark Souls. Почему так? На мой взгляд, причин несколько.
Причина №1. Неправильный выбор атмосферы.
Представьте, что будет, если сделать игру по вселенной Черепашек Ниндзя, но только про какую-нибудь средневековую Японию. Получится оригинально, но не факт, что хорошо. Варенье с голубцами тоже может быть оригинальным, но кто это будет есть? Вот и тут каждый раз разработчики делают одну и ту же ошибку: предлагают поклонникам очередной свежий взгляд, выдумывая атмосферы.
Например, в The Surge это какой-то киберпанк-боевик про робоапокалипсис, похожий по стилю на Titanfall. Code Vein – это аниме про вампиров. Necropolis – вообще мультяшная игра, хотя и мрачная. Hellpoint – про мрачную космическую базу, больше подошедшую бы вселенной Чужих. Всё это совсем не то, к чему привыкли фанаты. Code Vein они сравнивают с аниме-играми, типа Attack on Titan. Hellpoint – c Dead Space, The Surge – со Star Wars. Ну, оно и неудивительно: если копировать особо плотно, то можно нарваться на обвинения в плагиате от разработчиков, и безыдейной импотенции – от геймеров. Поэтому надо либо копировать так, чтобы было круче, либо не копировать вообще, и делать, что-нибудь другое: стратегии, шутеры, гонки. Однако тут не всё так просто. Что именно непросто, мы рассмотрим в следующем пункте.
Причина №2. Неправильная боевая механика.
Возвращаясь к теме атмосферы, стоит сказать, что, например, атмосфера Lords of the Fallen – вполне ничего себе: в меру мрачное средневековье, которое вполне бы зашло поклонникам Dark Souls, доведись From Software расширить вселенную, перенеся события как бы в наш мир. А атмосфера Mortal Shells вообще попала практически в самое яблочко, где-то даже переплюнув по мрачности и таинственности атмосферу Душ. Однако у этих игр также не получилось. В чём же дело? А дело в недостаточно сочной, честной и отточенной боевой механике.
Dark Souls, хоть и называют слэшером, но это слэшер особенный: в нём врагов не закликаешь. Тут нужно соблюдать тайминги, ловить моменты между передышками врага, следить за выносливостью и стараться не увлекаться атакой. И весь этот букет источает настолько тонкий и гармоничный аромат, что скопировать его можно лишь внешне, в то время как внутри это будет нечто совсем другое. Вот, например, The Surge: ну явно же похожая по механике игра. Но бои сделаны грубо, оружие мало того что некрасивое, так ещё и размахивать им неинтересно. В Code Vein, например, оружие, вроде бы, и красивое, но тяжести не ощущается. Как будто бы китайский пластмассовый меч для косплея в руке держишь. Огромные мечи, высотой в персонажа, девушка-боец удерживает одной рукой – это даже для аниме странно. В Ashen вообще оружия практически нет – одна сплошная рукопашная со стилями. Этот вариант тоже не подошёл. Игра, может и не плохая, но и сказать, что её боевая механика прямо-таки полюбилась миллионам людей – нельзя. Даже обе части Nioh, очень близко подошедшие по качеству боевой механики к Душам, и те не дотягивают. Создатели Nioh уяснили, что людям нравятся сложные игры, но забыли навести баланс, добавив каждому боссу какую-нибудь слабину, за счёт которой его можно побеждать. Поэтому боссы в Nioh – это какие-то сумасшедшие монстры, убивающие с одного-двух ударов. И единственным удачным клоном Dark Souls, который не только смог дотянуться по качеству до оригинальной трилогии, но и переплюнуть его местами, является Bloodborne. И тут как раз мы подошли к третьему и последнему пункту.
Причина №3. Нехватка бюджета.
Возможно, это прозвучит банально, но так и есть: Dark Souls – особенно третья – это дорогая игра: настоящий ААА-проект, чьим создателям хватило денег и на дизайн уровней, и на дизайн персонажей, и на анимацию и на масштабы и просто на наём высокопрофессиональных специалистов. У всех конкурентов же, кроме случая с Bloodborne, денег было банально меньше. Lords of the Fallen делали за три копейки поляки с немцами, из-за чего игра получилась глючной и корявой, хотя и не лишённой некоторого обаяния. Mortal Shells, хоть и неплохо смотрится, но видно, что деньги поджимали: враги однообразные, кампания короткая, боевая механика корявая. Hellpoint – это вообще практически инди-игра. Список можно продолжать.
Какой вывод можно сделать из всего этого? Такой, что достойный клон Dark Souls сможет сделать, либо сама From Software вместе с Хидетакой Миядзаки, либо, кто-то из его учеников, в которого какая-нибудь Blizzard или Activision вложит огромный бюджет. А до этого мы так и будем наблюдать школьную самодеятельность, обречённую на то, чтобы вечно находиться в тени оригинала.