Сухопутные крысы Total War: Warhammer 2

Total War: Warhammer 2 – отличная игра, если, конечно, вам нравятся, военные, тактические стратегии в реальном времени, и вы не против фэнтези. Если фэнтези вы не приемлите, и вам хочется максимум реализма, то данная игра не подойдёт. Не подойдёт, хотя бы потому, что в ней нет морских сражений. Сражений нет, а моря, тем временем, повсюду, и суши гораздо меньше, чем воды. В чём же проблема? А проблема в упрощении. Морские сражения низвели до уровня автоматического боя. На карте имеется куча островов, откуда те же скавены приплывают на своих чудо-кораблях, захватывать и грабить большую землю. Но устроить мощную зарубу на воде – нельзя. Кнопка боя подёрнута серой пеленой, и всё, что вам остаётся – надеяться на благосклонность рандома. Несмотря на это игра считается серьёзной стратегией не для всех. Чтобы понять, почему убрали морские сражения, нужно немного окунуться в историю. Например, в старинной уже Total War: Empire, битвы кораблей были, но, как ни странно, они были плохо оптимизированы, и игра безбожно тормозила, когда сталкивались две корабельные армады. А если ещё к этому добавлялся и погодный эффект, типа проливного дождя, то вообще играть было невозможно. Поэтому игроки часто корабельные бои перематывали, а то и вовсе не уходили в море, предпочитая управлять пехотой, а флот использовали только как транспорт. Если же какая-то страна начинала грабить ваши торговые пути, то к её границам просто направлялись армии, которые начинали банальный отжим территории. И, когда столица врагов захватывалась, все флота автоматически исчезали. Это работало. Но, даже если вам везло, и игра не тормозила, то корабельные сражения были похожи на какой-то транспортный симулятор, где нужно было рассчитывать траектории поворотов, и думать, каким боком, куда выстрелить. Это было, фактически, отдельная игра, и многим подобное не нравилось, ибо люди привыкли к сухопутным сражениям, а тут, прямо целый симулятор. В итоге, морские сражения перематывали снова.
Но тут далеко за примером ходить не нужно. Не только Total War испытывала проблемы с водой. Например, есть такая условно-бесплатная, онлайн-стратегия Grepolis, которую сделали создатели Войны Племён и Tribal Wars, и чья главная особенность заключалась именно в морском факторе. В армиях обязательными юнитами были корабли с различными функциями. А все города находились исключительно у берегов. Ваша империя обязательно была раздроблена на острова, и просто так перемещать внутри неё войска было непросто, ибо приходилось пользоваться лодками. Всё это было хлопотно и усложняло геймплей. Кроме того, непонятно, что мешало людям взять, да и соорудить столицу, где-нибудь на неприступных горах, избавив себя от перспектив нападения со стороны вражеского флота. Но, затея не выстрелила. Игра, конечно, популярностью пользуется, но далеко не такой, какой пользуется та же Война Племён. Все эти морские приключения банально оказались неинтересны для людей, ибо отвлекали. Так и тут, морские сражения в Total War отвлекают. Флот строится долго, стоит очень дорого, на его содержание приходится также выделять немалую сумму, а потерять его можно в два захода, ибо даже у ряда мелких, европейских стран есть со старта мощные флоты, которые они не расходуют, а терпеливо ждут вас, чтобы обрушить всю свою мощь на ваши парочку свежеотстроенных фрегатов. Поэтому многие на флот банально забивают. Ну, а раз забивают, то потом, когда приходится столкнуться с врагом, банально не знают, что делать, и, как результат, предпочитают довериться случаю, нажав на автоматический расчёт боя. Вот и получается, что Total War: Warhammer 2 не просто упростилась, но и отбросила атавизмы – малоиспользуемые части своего организма, которые не пользуются популярностью. Да, вместе с морскими сражениями в игре до предела упростили экономику. Теперь все деньги делаются в столице области, в то время как городков в регионах попросту не существует. Это печально, ибо на самом деле часто бывает так, что какой-нибудь периферийный город как раз-то и делает весь бизнес, а столица – на то и столица, чтобы сидеть, щёлкать на счётах, и вовремя собирать оброк. Да и сражения, если честно, тоже немножечко упростились. Из-за малого количества дальнобойных юнитов (лучники и прочие катапульты делают мало погоды), всё рано или поздно сбивается на толчею, а там уже как пойдёт. В этом плане сражения в Total War: Warhammer 2 похожи на то, что было в Rome 2, но только тут есть «авиация», магия и ещё такая штука, как эксклюзивные чудовища, медленно умирающие, и способные в одиночку раскидать парочку рот тяжеловооружённой пехоты. В общем, не везде получилось упрощение, но, что касается сражений на воде, то там разработчикам крыть нечем – их нет. Впрочем, есть ещё одна теория, более циничная и злободневная. Морских сражений нет, потому, что их банально не пожелали делать. То ли времени не хватило, то ли денег, то ли всего хватало, но решили не тратиться, и подумали, что и так сойдёт, и так купят. И, нужно сказать, этот расчёт оправдался. Что до теории о том, что вселенная Warhammer вообще ни разу ни морская, и, что корабли там неуместны, то в ней есть лишь часть правды, ибо с кораблями там всегда был полный порядок, хотя, конечно, основное внимание им не уделялось. Тем не менее, если вы поклонник этой вселенной в целом и Total War: Warhammer 2 в частности, то на претензию об отсутствии боёв на воде, придумайте, какую-нибудь более состоятельную отговорку, а рассказы про «кораблей по лору нет» – не подходят. Ещё одна конспирологическая теория гласит о том, что корабли будут в будущем. Возможно, их добавят в третьей части, ибо не секрет, что Total War: Warhammer – трилогия, а, может быть, возможность корабельных сражений, так сказать, в режиме онлайн, будет открыта для тех, кто приобретёт соответствующе дополнение. Если это действительно случиться, то это будет совершенно ужасно, и прецедентов, подобных этому мир попросту не знал. Но, полагаем, что всё куда более прозаично: игроделы решили сосредоточиться на сухопутных боях, и не думать над корабельным балансом, ибо для этого нужно выдумывать, фактически, вторую игру, которая, как и в той же Empire может оказаться никому не нужной.