TOP-10 ярчайших игровых студий с самой недолгой жизнью

О людях, проживших крайне яркую, но непродолжительную жизнь, часто говорят: «Сгорел как комета», подразумевая, что жизнь оных была коротка, но оставила след в истории. В игровой индустрии такие также есть. И, сегодняшний, немного грустный рассказ, будет посвящён десяти ярчайшим студиям-разработчикам, которые приходили из ниоткуда и выпускали один или несколько хитов, чтобы потом уйти в никуда. 10 место. Team Bondi. (2003-2011).
Расставляя студии по степени яркости, начать решено было с данной компании, которая в борьбе, пусть и за последнюю ступень нашего хит-парада, потеснила много куда более именитых студий, ибо у Team Bondi ярких игр было больше, а жизни короче. Итак, чем же прославилась данная австралийская студия, о которой вы – держу пари – до нынешнего момента ничего не знали? Прославилась она одной единственной игрой: L.A. Noire. Это была первая и последняя игра от данного коллектива, которая удалась более чем. Этот приключенческий детектив в атмосфере Америки 40-х, о полицейском, расследующем запутанное убийство, оказался на высоте. Пресса хвалила его наперебой, объясняя, что игр с более интересным сюжетом найти будет непросто. И, казалось, перед разработчиками открываются потрясающие перспективы, но не сложилось. Компания обанкротилась, потому, что права на Нуар остались за Rockstar. Там же остались и деньги. Затем, правда, студию выкупили, и та даже успела анонсировать игру под скандальным названием Шлюха Востока – очередной детектив про Шанхай 30-х годов, но выпустить её так и не пришлось. 9 место. United Front Games. (2007-2016).
На первый взгляд, девять лет – это не так мало. Однако для игровых компаний, которые могут делать один проект 3, 4 или даже 5 лет, это весьма непродолжительный срок. Так вот, за всё это время, данные ребята, отметились несколькими играми, среди которых были всякие ремастеры и сборники, но была у них и своя личная игра, главный предмет их профессиональной гордости под названием Sleeping Dogs – отличный по своим временам экшен про большие разборки в огромном Гонконге. Игра получилась своеобразной GTA, но со специфическим азиатским колоритом и открытым миром, что на 2012-й год было всё ещё довольно редким явлением. Ну, а дальше случилось банальное: основная масса денег за игру ушла Square Enix, а в United Front Games, ещё несколько лет поработали подрядчиками для других студий, да и закрылись, так и не доделав духовное продолжение Псов под названием Войны Триад. 8 место. Pyro Studios. (1996-2012).
Технически данная компания из Испании продолжает работать и сейчас. Но, она теперь называется Pyro Mobile, и, как вы понимаете, выпускает соответствующие игры, которые малоинтересны для нас с вами. Но до 2012-го у компании были времена, куда получше, несмотря на то, что фактически это была студия одной игры, зато какой. Эту студию мир запомнит по тактическому сериалу Commandos. Сейчас принято игры подобного жанра называть стратегиями. Но тогда, на заре нулевых, мы, играя в Behind Enemy Lines или Men of Courage, честно говоря, не задумывались об этом. И лично я бы назвал этот жанр изометрическим стелсом, а не стратегией в буквальном смысле, однако, оставим понятия, и вспомним те игры. Сказать, что они были потрясающими – это выразиться недостаточно точно. Это был настоящий кладезь блестящих идей, который дал рождение таким проектам как Desperados, Robin Hood, и, конечно же, Shadow Tactics. Карьера студии дала трещину, когда та выпустила третий Коммандос, оказавшийся неуместно новаторским, и, проще говоря, скучным. Но мы всё ещё ждём ремейков классики. 7 место. 2K Marin. (2007-2013).
Ещё одна яркая студия-однодневка, которая начала с того, что портировала на PlayStation 3 первый Bioshock. И, получилось это у неё так отлично, что руководство поручило ей делать Биошок №2. Сказано – сделано. Игра вышла замечательной. Да, здесь не было романтической атмосферы третьей части, вознёсшую данный сериал на пик популярности, но зато она получилась правильной и классической, как с геймплейной точки зрения, так и с атмосферной. И, казалось бы, у студии теперь работы будет, хоть отбавляй, но там, к великому разочарованию, принялись скрещивать бульдога с носорогом, выдумав шутер из стратегии XCOM. В итоге, игра под названием The Bureau: XCOM Declassified провалилась по всем фронтам, чему, вероятно, несказанно порадовались поклонники классического XCOM-а. Ну, а затем, спустя несколько месяцев, материнская компания в лице той самой 2K Games, расформировала своё дочернее подразделение, распихав сотрудников по другим студиям. 6 место. Xatrix Entertainment. (1994-2002).
Данная студия также известна под названием Gray Matter Interactive, но именно её первое имя до сих пор сладкой музыкой отзывается в ушах геймеров постарше, помнящих игры начала нулевых. Всего Xatrix выпустила 7 игр. Вроде бы неплохо за неполные-то 8 лет, но при этом в большинстве случаев это были скромные проекты, типа дополнения для Quake 2, но был в жизни студии и один мега-хит своего времени: бандитский шутер Kingpin: Life of Crime, который студия выпустила за 3 года до своего закрытия. Игра, базирующаяся на движке того же второго Quake, выжала из него всё, что можно было: всю красоту и всю физику, снабдив уникальной атмосферой, отличным сюжетом и не менее отличным геймплеем со смесью стелса, открытой стрельбы и головоломок. Ну, а на нашем рынке сей шутер прославился своими пиратскими переводами, среди которых были и корректные, и вообще без цензуры, где закадровые голоса непрофессиональных актёров гнули такие маты, что играть в подобное можно было только в наушниках. Ну, а закончилась история этого коллектива тем, что он влился в ряды Treyarch, и теперь делает скучные Call of Duty, с тоской вспоминая о былой романтике. 5 место. Rebel Act Studios. (1997-2002).
И ещё одна компания из Испании, которая доказывает своим печальным примером, что в мире игровой индустрии недостаточно быть талантливым разработчиком. Нужно ещё быть не менее талантливым хозяйственником и экономистом. Юридически данная компания продолжает существовать, но уже после превращения в MercurySteam Entertainment, с новым начальством и новыми целями, и, честно говоря, с тех пор там не сделали ничего запоминающегося. А вот, когда эта студия была целиком и полностью независимая, то там делали такую игру, в какую играли бы сами, и которая получилась такой, какую не одобрило бы ни одно начальство, а именно: очень сложной и совсем не дружелюбной к новичкам. Игра эта называлась Severance: Blade of Darkness, и вышла она за 8 лет до Demons Souls, которой тогда не было даже в проекте. Клинок Тьмы был так крут, что и сейчас, с небольшими оговорками, в него запросто можно поиграть даже на самых современных ПК, благо, он поддерживает широчайший выбор разрешений. Тут тебе и отличные бои, и колоритные враги, и куча комбо, и самое главное – феноменальная атмосфера с ярким эффектом присутствия. Сейчас уже такого не делают, а жаль. 4 место. Illusion Softworks (1997-2008).
Что, не знаете такой студии? А ведь именно она стоит во главе разработки первой и второй Mafia. Только с тем учётом, что Mafia: The City of Lost Heaven делала строго данная студия, а Mafia 2 уже, вроде как Hangar 13, но только не то сборище клоунов, которое выпустило третью часть, а настоящие мужики под руководством Даниеля Варвы, которые правильно воспитывались, смотрели правильные фильмы и читали правильные книги. У этой студии, за её короткую историю, было несколько хороших видеоигр. Тут вам и Vietkong, и Hidden & Dangerous, ставшие почти целыми сериалами, но именно Мафии стали пиком её творчества, и именно после Мафий мир вообще узнал, что в Чехии, умеют делать игры, и кроме Самороста, могут выпускать настоящие шедевры, в которые будут играть и на западе и на востоке. К сожалению, бренд Mafia был утерян, костяк коллектива ушёл, студия переименовалась и влилась в новую реку, которая постепенно смыла с неё всю идентичность. 3 место. Loki Software. (1998-2002).
Почётная бронза достаётся настоящей хитовой студии. Настоящая комета, так ярко освещавшая небосклон, что об её затухании многие жалеют до сих пор. Вот, что она выпустила (начинаем загибать пальцы): Heretic II, Myth II, Quake III Арена, Руну и Солдат Удачи. Весьма неслабо, да? Но самым главным её хитом бесспорно остаётся Heroes of Might and Magic III – гениальная, пошаговая стратегия всех времён и народов, имеющая кучу модов и тысячи авторских карт. Эта игра настолько крутая, что нынешние дельцы ничего подобного повторить не в состоянии, что доказала Ubisoft, выпустив ремастер, который получился абсолютно убогим, несмотря на старание создателей. Причины закрытия не называются, но, смею предположить, что основатель компании, банально распродал все бренды, и, заработав несколько миллионов долларов, просто ушёл в отпуск. 2 место. Troika Games (1998-2005).
И ещё одна феноменальная студия, которая за свои неполные 7 лет жизни успела выпустить три игры: гениальный Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, просто хорошую The Temple of Elemental Evil, и Vampire: The Masquerade – Bloodlines. Фактически студия шла на рекорд: все её игры были отличными. В этом плане она даже затмевала Valve Software, которая всё же выпустила одну халтуру под названием Рикошет. Здесь же всё от души и по делу. Если бы подобное выпустила, например, Blizzard, все бы приводили данные игры в качестве подтверждения гениальности этой компании. Ну, а тут, какая-то Troika. Да: Арканум был весь из заимствований, да, у Вампира была куча технических проблем. Но гениальность этих игр подтверждает то, что они успешно прошли испытание временем, а про ваш PUBG забудут через 3 года, как забыли про Rocket League, которая также гремела во времена оные. Жаль, но именно Vampire привёл разработчиков к банкротству. Так иногда бывает, когда игру не могут распробовать вовремя, и отдают ей все лавры спустя годы, когда уже поздно. 1 место. Black Isle Studios. (1996-2003).
Это было начало нулевых. Время массовой гибели гениальных студий, сотворивших ту самую Золотую Эпоху игростроя. В индустрию приходили жирные коты – дяди с большими деньгами, и ломали устои. Кто-то продавал бизнес, не выдержав соблазна богатством, кто-то уходил на повышение в крупные компании, кто-то оказывался не в состоянии соперничать с корпорациями. И Чёрный Остров – одна из тех студий, о закрытии которой лично я жалею больше всего. Почему? Потому что она сделала Planescape: Torment, две части Icewind Dale, и, конечно, незабвенный Fallout 1 и Fallout 2 – настоящий Fallout здорового человека, а не курильщика и алкоголика, который вписал своё имя золотыми буквами в историю игростроения. Ну, а теперь, тем, кто любит ролевое и олдскульное, приходится с надеждой взирать на Obsidian Entertainment, куда перешла львиная доля сотрудников Чёрного Острова, обанкротившегося после затянувшегося фиаско с последними частями Icewind Dale. Это были 10 студий, успевших за свою короткую жизнь оставить своё имя в истории игровой индустрии. На этом всё. Играйте только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.