Возрастной рейтинг в видеоиграх, как метод борьбы за рынок
Интересная штука; на каждом углу сейчас модно кричать о «у нас свободная страна», «долой цензуру», «даёшь свободу слова» и о прочей сомнительной демократчине, однако, параллельно тут же вводят всё новые и новые возрастные ограничения на любой видео и аудио материал. Однако говоря о том, что, дескать, всё это не правильно, и что России никакие рейтинги не нужны, потому что «ребёнок включит телевизор…» и т.д. Однако не стоит забывать, что Россия, хоть и родина слонов, но, в то же время много чего перенимала, перенимает и будет перенимать у Запада. Переняла она и систему возрастного рейтинга видеоигр, но сделала это с умом. Собственно, то, что творится с возрастными рейтингами в Европе и Америке, не снилось даже самому ортодоксальному пуританину отечественного законотворчества. У них там, возрастной ценз, в отличие от нас, и оформляется по-другому и рассчитывается иначе и иначе заставляет разработчиков строить маркетинг. Мы, как обычно, пошли другим путём.
Не рецензируйте, да не отрецензированы будете.
Российская рейтинговая система появилась позже всех. До сентября 2012-го года, когда у нас вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Северной Америке уже существовал рейтинг ESRB, в Европе – PEGI, а в Японии – CERO. До поры до времени среди продажи видеоигр населению на просторах Отечества творилось чёрт знает что. Мамаши покупали своим детишкам GTA 3 с рейтингом +18, только потому, что «ну, он же просит», да и сами маленькие детки, с трудом добирающиеся до прилавка, покупали всякие Warfare 2, Carmageddon-ы и т.д. А улыбчивые продавцы с готовностью продавали нашим детям игры для самых взрослых. Ну, и что – спросите вы, и будете правы. Ведь в магазине напротив тем же детям продают пиво, сигареты и прочие прелести. Чем может навредить ребёнку какой-то непонятный значок в углу коробки с диском? Да, собственно, ничем. Старшее поколение само играло в DOOM и BLOOD и не задумывалось ни о чём.
Так продолжалось до 2012-го года, когда вышеуказанный закон вступил в силу. Отныне, в России стали действовать иные правила. Часто и густо стали карать не только за продажу несовершеннолетним алкоголя и сигарет, но и за продажу игр, которые не отвечают установленным возрастным рамкам. Призадумались тут и производители игр, вместе с локализаторами. Ведь, терять потенциальных клиентов никому не хотелось. Так вот мы и пришли от Soldiers of Fortune, где можно было весело отстреливать конечности врагам, к бескровному и корректному Call of Duty. Впрочем, кровавых игр, с множеством сцен насилия и прочих, щекочущих нервы вещей, меньше не стало.
По сути, рейтинг, утверждённым принятым в Думе законом, достаточно формален. Реально наказать, несмотря на огромные штрафы, можно мало кого. Слишком уж сложен механизм ловли за руку. Поэтому закон служит в качестве рекомендации родителям, слабо разбирающихся в содержимом игры. Ведь есть торрент-трекеры, где даже младенец может скачать Mortal Kombat 2011, есть, в конце концов, тот же Steam, который позволяет покупать что угодно, на слово, поверив информации о возрасте зарегистрировавшегося.
Так вот, помимо ESRB, PEGI и CERO существуют также BBFC из Великобритании и USK из Германии, но всё же, наиболее популярны именно первые три. Объединяет эти рейтинги одно – гиперболизация. Чего стоит только присвоение рейтинга 18+ The Elder Scrolls Online от ESRB. Чиновники усмотрели в игре «жестокое насилие», «сцены сексуального характера» и «ненормативную лексику». На что ребята из Bethesda выразили массу протестов, но, впрочем, забрали игру на доработку, оставив для релиза лишь первую выпущенную партию.
PEGI также любит пошутить. Европейцы, к примеру, не допускают подробной графической детализации в играх до 12-ти лет. Если игра имеет вменяемую графику, то играть в такое могут только дети, старше 12-ти. Всем, кто младше, разрешается играть в игры, где допускается, лишь «некоторая схожесть» с реальностью. Впрочем, тот же The Elder Scrolls Online, скорее всего, получил бы от PEGI не 18+, а «только» 16+, хотя, спорить не берусь.
CERO – наиболее интересный рейтинг. Достаточно лишь сказать, что его придумали японцы, как сразу вокруг оного появляется нездоровый интерес. К примеру, вовсе неоднозначная Final Fantasy IX имеет рейтинг А, что обозначает абсолютную пригодность для всех возрастов, начиная, грубо говоря, с пелёнок. Сюда же можно отнести и Need for Speed: Shift, где вообще творится чёрт знает, что: авто мотаются по тротуарам, бьются, нарушают все возможные ПДД, скрываются от правоохранителей и т.д.. В Европе и Северной Америке Need for Speed: Shift дают рейтинг 16+, к примеру. Далее у японцев совсем интересно. Детство у них заканчивается в 12 лет, ведь именно этот период отмечают создатели CERO, как ключевой. Всем 12-летним можно запросто играть в Street Fighter IV или, к примеру, в Halo Wars. Следующим ключевым этапом отмечаются 15 лет с совсем уж прекрасными Silent Hill, Devil May Cry и т.д. Далее, впрочем, у японцев всё идёт, как у остальных людей. Однако нельзя не отметить меньшую щепетильность и прыганье на цырлах вокруг собственных детей. Возможно, именно поэтому Япония, вот уже много лет является главным медиа-поставщиком наиболее экзальтированных и эпатажных телешоу и прочего видео-контента. Как говорится, поколение выросло.
И всё-таки деньги.
Отмечая некоторую пользу, которую всё же приносят перечисленные рейтинги, нельзя не отметить, что в первую очередь, данные правила были созданы для управления макроэкономическими процессами. Точно также как в спорте, приём двух идентичных медицинских препаратов может трактоваться по-разному. Условный аспирин №1 – разрешён, а условный аспирин №2 – допинг, всего лишь потому, что компания, производящая аспирин №1 является постоянным спонсором всевозможных комитетов, а проще говоря, отлистывает чиновникам, то вторую компанию нужно выдавить с рынка, либо, заставив платить взятки, вынудить плясать под собственную дудку. Иными словами, имеет место элементарные двойные стандарты. Японцы, где огромное влияние имеет компания Sony, задирают некоторым играм из США возрастной рейтинг точно также, как это делают в США идя на поводу у Microsoft, поднимая собственный рейтинг для, вроде бы, безобидных, покемонов сотоварищи.
То же самое, хотя и в меньше степени, можно сказать и про принятую в России систему. Честно говоря, если строго следовать букве закона, то львиная доля всех популярных у детей и подростков игр должна иметь рейтинг «Только для взрослых». При этом во всём, что касается MMO-игр, наше законодательство разбирается слабовато. Особенность ММО, а особенно MMORPG состоит в том, что данные игры могут сильно модифицироваться, начиная, к примеру, как полностью детская, со временем она может низвергнуть на неокрепшую психику игрока массу негатива, точно также как и брутальная с виду игра, на самом деле, должна иметь более заниженный рейтинг. Вот американская ESRB, к примеру, применяет для таких проектов специальный рейтинг «Game Experience May Change During Online Play», дословно – «Игра с возможностью модификации». Данное клеймо, собственно, означает то, что такая игра не может быть пройти полную процедуру рецензирования, поэтому ожидать следует всякого. Зато у наших цензоров есть специальный значок, который невозможен ни на толерантном Западе, ни в полусумасшедшей Японии – «отрицание семейных ценностей». Вот это неплохо. Государство, как бы, даёт понять, что семья – ячейка общества, с папой и мамой, а европейские семьи с двумя папами или тремя мамами, естественно, такое не допустят.
К слову, внедрение в России собственного рейтинга – не столько желание чиновников самоутвердиться и показать, что, дескать, они тоже не лыком шиты и кое-что понимают, сколько желание сэкономить на процедуре получения цензорской оценки для российского продукта от соответствующих европейских институтов. Дело в том, что, к примеру, в тех же благословленных США, ESBR является негосударственной, частной организацией, за которой законодательно закреплено право выставлять возрастные рейтинги всему, что душе будет угодно. К примеру, европейская PEGI, хотя и поддерживается Евромиссией, но, отнюдь, не управляется чиновниками Евросоюза. Можно сказать, что PEGI – государство в государстве. Дело поставлено таким образом для того, чтобы больше зарабатывать, меньше делиться и вертеть рейтингами, как душе будет угодно. А так и происходит. Сделает, к примеру, российская студия какую-нибудь шикарную и гениальную MMORPG и захочет выдвинуть оную на рынок в США, а тамошняя ESRB, по просьбе той же Blizzard с её WoW, возьмёт, и, совершенно необоснованно, влепит конкуренту из России какой-нибудь драконовский рейтинг, в соответствии с которым, в игру смогут играть, лишь убелённые сединами древние индейцы племени команчей. Естественно, автор оставляет за собой право немного упростить и загрубить ситуацию, но в целом где-то так всё и происходит.
Эпиложек.
Резюмируя, можно смело сказать следующее:
1. Возрастные рейтинги для видеоигр на территории России важны и нужны. То, что наши чиновники не скопировали под кальку западную или восточную систему оценки – очень хорошо.
2. Возрастные рейтинги для видеоигр по-прежнему играют слабую роль при выборе продукта конечным покупателем. Маленькие значки просто игнорируются родителями, не говоря уже о детях, которые так и ищут, где бы игру повзрослее достать.
3. Институты, разработавшие, внедрившие и осуществляющие цензорство видеоигрового контента сплошь и рядом преследуют собственные, частнособственнические интересы.
4. И самое главное: «плохая» игра не испортит хорошего человека, равно, как и «хорошая» игра не исправит плохого.