Wolfenstein: история развития и деградации
Многие ошибаются, считая Doom – первым в истории шутером от первого лица. Там нюанс: он был первым по-настоящему трёхмерным шутером, а вот вообще первой компьютерной стрелялкой с камерой из глаз был Wolfenstein 3D, который вышел в 1992-м году, на год раньше, чем Doom. Так что да – Wolfenstein, притом, что потом его затмили конкуренты, является отцом игр в жанре FPS, или, говоря по-нашенски, СПЛ. Но, несмотря на то, что его затмили, он смог выжить, а не загнуться как Quake или Duke Nukem. У этого сериала были хорошие времена и не очень, было развитие, и была деградация. Вот об этом сейчас и пойдёт речь.
Wolfenstein 3D. 1992 г.
Итак, начало истории. Несмотря на присутствие в названии игры термина 3D, на самом деле практически всё здесь было плоским, а для создания эффекта трёхмерности, враги и прочие объекты просто постоянно поворачивались к герою лицом. Тем не менее, разработчик в лице мало кому известной тогда id Software, смог внести в игру немало инноваций, из-за чего её приняли довольно бодро, назвав ужасно реалистичной и очень кровавой. Так, чтобы однозначным хитом – она не стала, но свой след в истории оставила.
С невозможным по нынешним временам бюджетом в 26 000 долларов, Wolfenstein 3D смог предложить 6 глав по 10 уровней, в рамках которых отважный американский спецназовец Бласковиц сражается с сильно альтернативными нацистами, причём первый эпизод был бесплатным, а за остальные уже предлагалось заплатить. После было выпущено несколько дополнений, но дальше проект не пошёл, и продолжение его поклонникам пришлось ждать целых 9 лет.
Return to Castle Wolfenstein. 2001 г.
Перезагрузку франшизы доверили Gray Matter Interactive – ныне не существующей студии, известной по таким хитам как Quake II: The Reckoning и Kingpin: Life of Crime. Получилась ли игра? Вполне!
Прежде всего, нужно сказать, что брендом к тому моменту уже завладела Activision, так что деньги на разработку были. Получился ли у разработчиков хит? Получился очень неплохой, крепкий, интересный и необычный шутер, к тому же имеющий какую-никакую историю. В тот год вышли GTA 3 и Max Payne, так что у геймерской публики было на что отвлечься. Тем не менее, игра получила оценки в районе 85-ти баллов, что в целом отлично её характеризует.
На сцене был всё тот же Бласковиц, отправившийся во всё тот же замок Wolfenstein из классической части, дабы разобраться с гибелью ранее посланного спецагента, и, собственно, наказать всех виновных. Данный шутер, в отличие от Doom и Quake, имел отличие в сюжете: авторы как могли, старались отыгрывать ролевую составляющую, и в целом им это удалось: Wolfenstein явно вернулся в большую игру.
Wolfenstein: Enemy Territory. 2003 г.
Спустя два года выходит продолжение, за которое отвечала уже другая студия – Splash Damage, помогавшая делать Doom 3, а также полностью ответственная за сетевой шутер Dirty Bomb и портирование на ПК классических частей Halo.
Вражеская Территория также заметно отметилась, но абсолютным хитом не стала. В тот год вышли Battlefield 1942 и первая Call of Duty. К тому же сей шутер был больше похож на расширение предыдущей части, чем на полноценное продолжение. Во всяком случае, в графике прорыва не случилось, хотя некоторые изменения были. Прежде всего, новый Wolfenstein отметился выходом из тёмных коридоров на открытое пространство, где происходила львиная доля сражений. Ну, а самое главное было в том, что вместо одиночной кампании, разработчики явили сетевой шутер, да к тому же ещё и бесплатный. В основу геймплея были положены классы, а сражались между собой представители стран германской Оси, и Союзные войска. Получилось неплохо, но поклонники ждали вовсе не этого. То, что они ждали, им смогли предоставить только спустя 6 лет.
Wolfenstein. 2009 г.
И снова перезагрузка. Вследствие пропущенных лет, новую часть решили назвать коротко, громко и ясно. Приём известный в игровой индустрии: Doom и God of War также обнуляли подобным образом, отказываясь выдумывать новые названия.
Итак, новый Wolfenstein вышел, и что же его ждало? Его ждала мощнейшая конкуренция: 2009-й выдался плотным на шутеры. В этот год вышли Left for Dead 2, Borderlands, Call of Duty: Modern Warfare 2, Resident Evil 5 и другие. В общем, было непросто, и игра оступилась. Хотя, конечно, неудача случилась не потому, что конкуренция была высока, а потому что сам проект оказался проблемным. Что говорить, если привычные оценки в районе 85-ти, в этот раз едва вытягивали на 72-74 балла. Почему так получилось? Потому, что проект, судя по всему, пришлось выпустить раньше срока. В игре была сильно размытая графика, большое количество багов, глупые враги и несерьёзные, слишком аркадные перестрелки. Примечательно, что затем студия-разработчик, а это была Raven Software, целых десять лет делала одни только Call of Duty, которые получались у неё вполне ничего.
Wolfenstein: The New Order. 2014 г.
И снова большой перерыв. Прошлая неудача заставила нового издателя, коим стала Bethesda, подумать над ошибками прежнего владельца, и расширить бюджет, чтобы это было похоже на действительно большой шутер. Затея удалась: новый разработчик в лице шведской MachineGames, выпустил не шедевр, но вполне неплохую игру, где всё тот же Бласковиц летит на встречу своей судьбе к замку Черепа. В том году также были конкуренты: Far Cry 4, Destiny, Call of Duty: Advanced Warfare, Titanfall, и другие, но Новый Порядок смог сделать так, чтобы игру запомнили. Лучше всего отметились злобные враги и крутое оружие, если бы не короткая кампания на 5 часов, было бы совсем хорошо. Тем не менее, Bethesda и MachineGames смогли добиться важной вещи: они изобрели новый стиль этой франшизы, добавив ей больше футуризма и чего-то типа дизельпанка, убрав из игры мистическую начинку. Именно Новый Порядок стал той игрой, от которой Wolfenstein отплясывал следующие года. Это было несомненным развитием, но при этом уже приходилось утверждать, что за 20 с лишним лет этому бренду так и не удалось ни разу достичь по-настоящему громкого успеха.
Wolfenstein: The Old Blood. 2015 г.
То, что вышло через год, уже было больше похоже на деградацию. То, что вышло, являлось банальным расширением прошлой части, в которой и графика, и геймплей остались прежними, а вот продолжительность кампании сократилась почти вдвое: если Новый Порядок проходили в среднем за 5 часов, то на осваивание Старой Крови достаточно было и трёх. Но с другой стороны, прошёл всего год – что вы хотели получить за это время? Это же не Call of Duty, над которыми работают разные студии: здесь всё та же MachineGames и всё тот же сюжет, только с небольшими изменениями. Поэтому сходу отличить New Order от Old Blood, если увидеть кусочек геймплея, даже горячим поклонникам, и тем не всем удастся. Именно поэтому новая часть была встречена без особого восторга. Пресса оценила игру умеренно, дав почти те же оценки, что и прошлой части, снизив немного баллы за повторение. В общем, если это была и не счастливая деградация, то паразитирование на успешной технологии, из которой пытались выжать всё, что только можно, пока она не устарела.
Wolfenstein II: The New Colossus. 2017 г.
В Bethesda поняли, что дальше так нельзя, и дали разработчикам пару лет на создание новой части, оставив у руля прежнюю cтудию, которая не посрамила: Новый Колосс получил высокие оценки, на уровне Return to Castle Wolfenstein, что, безусловно, говорило о многом. И действительно, хвалить было за что: графон основательно так подтянулся. Никогда ещё Wolfenstein не был так красив. При этом сохранились адреналиновые и сочные бои. Есть тут и сюжет и запоминающееся персонажи, и злобные враги. В общем, игра получилась очень и очень добротной, с какой стороны ни посмотри. Молодое поколение, не заставшее классику, именно таким запомнит Wolfenstein. Игре досталось, правда, за разжигание ненависти и воспевание культа нацизма, чего, к слову, на самом деле здесь не было и в помине, но этот скандал, пожалуй, только повысил градус интереса к проекту.
Словом, получилось очень хорошо. Bethesda показала, что может исправлять свои ошибки, при этом сохранив доверие к MachineGames, которая стала просто крёстным отцом данного бренда, вернув его в современный геймерский мир. Всё говорило о том, что франшизу ждёт большое будущее и мощное продолжение, и никто не мог представить тогда, чем всё в итоге обернётся.
Wolfenstein: Youngblood. 2019 г.
Обернулось всё странным девчачьим шутером, который стал худшей частью всего сериала во всей его почти 30-летней истории. Что это вообще было? Надеемся, когда-нибудь услышать рассказ от Bethesda, потому что вместо жёсткого и где-то даже грубого мальчукового боевика получилась ода феминизму. И ладно бы дело было только в нём, так нет же: у игры сломалась боевая механика: стрельба перестала цеплять, став безвкусной. Примечательно, что к разработке подключили Raven Software – ту самую, которая выпустила второй снизу по качеству Wolfenstein 2009, который до выхода Youngblood был худшей частью, и казалось, что хуже уже не будет, тем более, что Новый Колосс получился отличным. Тем не менее, Bethesda смогла. Как мы знаем уже сейчас, у компании начинался финансовый кризис, и там не могли позволить себе делать дорогие и качественные игры, поэтому решили попробовать выкачать денег из уважаемой публики при помощи этой подростковой поделки про двух дочерей Бласковица, которые пошли вдвоём против глупых и беспомощных нацистов. Получилось очень плохо, и в том же Steam, где обитает множество фанатов Wolfenstein, Youngblood получила провальные 46% положительных отзывов, за которыми последовали весьма невысокие продажи, ставшие для Bethesda роковыми. Можно сказать, что игра в экономию сыграла с издателем плохую шутку, и ему пришлось продаться Microsoft, а ведь совсем недавно Тодд Говард говорил, что люди купят вообще всё, что бы они ни выпустили. К счастью, столь неразборчивых и всеядных геймеров оказалось не так уж и много, как мистер Слышь-Купи себе представлял.
Wolfenstein: Cyberpilot. 2019 г.
Но перед тем, как всё захлопнулось, вышло ещё VR-ответвление: простенький шутерок на полтора часа от всё того же тандема в лице Arkane Studios и Machine Games. Понятно, что сделано всё было незадорого, но и продажи оказались просто никакими. Точные цифры неизвестны, но в Steam эта игра имеет 44 процента и 133 отзыва, а как показывает практика, отзыв в среднем оставляет один покупатель из сотни. Стало быть, Киберпилот имеет на ПК около 10-ти тысяч копий, ведь сложно представить, чтобы эта игра имела сколь бы то ни было большой успех в личном магазине Bethesda.
Это был закат и самой Bethesda, и Wolfenstein. Теперь у данного шутера появился новый хозяин, который – увы – пока не может похвастаться хорошими шутерами от первого лица. Достаточно увидеть, какой у них получилась последняя Halo, чтобы не быть оптимистом. Ну, а мы, тем не менее, будем верить только в лучшее, ведь MachineGames ещё в прошлом году объявила о том, что работает над новой, большой игрой, и, есть мнение, что ею окажется какой-нибудь Wolfenstein 3, чей анонс, а может и выход, должен состояться уже в следующем году.