10 игр с трассировкой лучей, от худших к лучшим
Ray tracing, он же RTX или, говоря по-нашему, трассировка лучей в реальном времени – технология, в которую вцепились крупные игровые компании, а также производители игрового железа, связывая с нею будущее всей индустрии. Хорошая ли это штуковина? Безусловно. Метод геометрической оптики, отслеживающий направление лучей и взаимодействие их с поверхностями, делает игры красивыми как никогда. Настоящие отражения в зеркалах, на автомобильном кузове, в лаковом покрытии мебели или, в конце концов, в луже, дают дополнительный эффект погружения в игровую атмосферу. И вот о десяти играх современности, где эта самая трассировка реализована мы сейчас и поговорим, начав от худших, и впоследствии дойдём до самых удачных реализаций RTX.
Call Of Duty: Modern Warfare (слабый RTX).
Начнём с плохого примера, когда в общем у неплохой игры получилась плохая реализация RTX. В Activision сильно хотели влезть в отряд игр, обладающих этой технологией, но не собирались переплачивать, потому, что Modern Warfare с RTX и без RTX выглядит практически одинаково. Никаких особых отличий вы здесь не увидите. Ну оно и неудивительно: игра задумывалась как сетевой шутер, а сетевые шутеры никогда не были про графику. Но, правда, одно отличие есть: со включенной трассировкой заметно падает FPS, в среднем на 15 кадров, что, для игры подобного жанра, может быть крайне критично.
Shadow Of The Tomb Raider (слабый RTX).
Ещё один пример халтурной реализации трассировки в, по сути, неплохой игре. Весь нюанс в том, что на ультра-настройках, что с RTX, что без, этот боевик смотрится одинаково, хотя так быть не должно, и разница должна быть огромна. Включение трассировки здесь производит эффект лёгкого ремастера эффекта световых лучей. Игра становится в целом чуть более светлой, но не более. В обычной ситуации подобного результата можно достичь за счёт простого подкручивания яркости в настройках, и вовсе не обязательно покупать новую консоль или видеокарту нового поколения, чтобы увидеть те микроскопические отличия, которые разработчики называют эффектом трассировки лучей в реальном времени.
Mechwarrior 5: Mercenaries (слабый RTX).
Прямо скажу, пихать RTX в игру с такой графикой – это как лить самый элитный и высокооктановый бензин в старинный автомобиль. Тем не менее, он тут есть, и его даже можно увидеть. Правда, для этого придётся останавливать картинку, делать скриншот, отключать RTX, снова делать, а потом сравнивать. Потому что заметить какую-то разницу можно только в статичном положении, но не в динамике. С сожалением приходится констатировать, что в Mechwarrior 5 технология трассировки лучей в реальном времени имеет сугубо маркетинговую подноготную. Её добавили потому что это модно и привлекает внимание, а не потому, что она тут реально нужна. Да и добавили, честно говоря, для галочки. Сказать, что её тут нет – значит, пойти против истины, но и согласиться с тем, что она работает хорошо – тоже нельзя.
Watch Dogs: Legion (умеренный RTX).
Ubisoft – большой мастер выдать желаемое за действительное. Помните тот скандал с первой частью Watch Dogs, чью графику знатно так порезали перед релизом? Похожий эффект наблюдается и с трассировкой в Legion: она есть, и её видно, но сказать, что в режиме включённого RTX игра радикально преображается – нельзя. Даже, если вы посмотрите специальный рекламный трейлер, посвящённый этой технологии в данной игре, то не увидите ничего особенного. Подобных вещей с отражением окружения, разработчики добивались и ранее, добавляя так называемое фальшивое отражение, которое, впрочем, работало не хуже, зато не съедало кадровую частоту. Здесь RTX очень избирательна. Из-за большого и насыщенного мира, игроделы вынуждены были идти на компромиссы, добавляя отражения только в самых видных местах, и игнорируя менее заметные. В общем, не то, чтобы халтура, но почти, и на простых ультрах эта игра смотрится не сильно хуже.
Control (умеренный RTX).
Создатели этого боевика были одними из первых, кто успели заявить о добавлении RTX в уже вышедшую игру. Но заявить – это одно. Совсем другое – сделать. Хорошей ли трассировка получилась в этой игре? Однозначного ответа тут нет. С одной стороны, эффект заметен. Многочисленные металлические и просто блестящие поверхности уровней стали отражать окружение заметнее. Но с другой, переплачивать за несколько лишних световых бликов на стене или полу – сомнительная идея. Кроме того, события кампании развиваются строго в закрытых пространствах, где со светом большие проблемы, и, говоря по правде, это не та игра, в которой RTX прямо-таки нужен. Да и, в общем, в максимальном качестве Control и так смотрится неплохо.
Quake II RTX (умеренный RTX).
На этот раз у нас нетипичный случай. Quake II – на секундочку – игра 1997-го года, сыграть в которую сейчас может прийти в голову, либо обладателю очень старого ПК, либо испытывающему ностальгию, либо конкретному фанату старины. Ну а тут вдруг RTX. Нормально ли он работает? В меру, но считать его причиной для запуска игры – излишне. Был ли смысл вообще добавлять эту технологию? Её можно рассматривать как эталонный образец того, что RTX можно добавлять не только в новинки игропрома, но и в старинные, давно забытые вещи. Заметна эта технология здесь? Вполне заметна. Уровни тут тесные и небольшие, полигонов мало, и разработчикам, есть мнение, было совсем нетрудно прикрутить RTX сюда. Кроме того, игра настолько невзыскательна, что её RTX вообще никак не отразится на кадровой частоте.
Cyberpunk 2077 (хороший RTX).
При всей критике, частично заслуженной, частично нет, RTX тут реализован хорошо, несмотря на то, что нещадно просаживает частоту кадров, поэтому в качестве разумной компенсации люди уменьшают разрешение, если, конечно, у вас нет видеокарты RTX 3090. Возможно, это не первая игра, в которой используется технология Nvidia Deep Learning Super Sampling, но, вероятно, это лучший пример того, насколько полезным может быть такая штука как апскейлинг, проведённая с помощью искусственного интеллекта. Если этот параметр включён, даже те, у кого нет самой крутой видеокарты, могут наслаждаться трассировкой лучей и стабильной частотой кадров, что на самом деле весьма хорошо, учитывая продолжающийся дефицит на рынке видеокарт.
Battlefield V (хороший RTX).
Этот шутер, возможно, не самая любимая игра в серии, но одно он точно делает правильно: RTX просто великолепен, эффектен и точен. Освещение, отражения и тени, с включенной трассировкой, выглядят намного реалистичнее, чем раньше, что придает картинке значительно более выигрышный внешний вид по сравнению с конкурентами, а также с прошлыми частями. Вопрос только в том, стоит ли использовать трассировку в многопользовательском режиме? К сожалению, ответом здесь будет решительное «нет». Подобные эффекты не так обременительны, как в других играх нашего материала, но они всё равно заметно влияют на производительность игры. Впрочем, в одиночной кампании, наслаждаться прокачанной графикой можно вполне комфортно.
Metro Exodus (хороший RTX).
Прошло несколько месяцев, и теперь Metro – игра, которую можно включить с трассировкой лучей в реальном времени. Можно и даже нужно, поскольку RTX здесь на самом деле влияет на картинку. И разработчики явно приложили немало усилий, чтобы мы могли в этом убедиться. Игры этой серии всегда выглядели отлично, особенно на ПК, и последняя часть Metro в RTX-переиздании остаётся верной прежним стандартам. RTX тут, безусловно, требователен, но он полностью меняет прежние ощущения. В серии Metro очень мрачный постапокалиптический мир, который становится намного более атмосферным и реалистичным с использованием продвинутого освещения и таких же теней в реальном времени.
Minecraft (хороший RTX).
И, наконец, неожиданный победитель нашего импровизированного хит-парада. Возможно, этой песочнице уже десять лет, но Minecraft по-прежнему остаётся одной из самых популярных игр, продолжая регулярно получать обновления и иметь многомиллионную аудиторию. Одно такое обновление появилось ближе к концу 2020-го года, позволив ПК-шникам, получить небывалые ощущения с включенной трассировкой лучей в реальном времени. Учитывая упрощённую стилистику игры, можно было бы задаться вопросом, зачем Microsoft вообще приложила все эти усилия, но результаты определенно говорят сами за себя. Реалистичные отражения полностью меняют внешнюю картинку, ради чего не жаль и потерять несколько FPS. И опять же, на подобном примере отрасль получила прекрасную демонстрацию того, что старые игры не должны отставать от новых технологий, и в некоторые из них можно вдохнуть новую жизнь, заново раскрыв их перед геймерами.
Это были 10 игр с трассировкой лучей в реальном времени. В некоторых случаях, как видим, RTX почти ничего не дал, а в некоторых преобразил игру радикально. Так что можно авторитетно заявить, что не вся трассировка одинаково полезна.