Diablo в стиле Van Helsing. Рецензия на Grim Dawn
Diablo-фаны – одни из самых неприкаянных и несчастных геймеров на всей планете. С тех пор, как в 2000-м году Blizzard выпустила Diablo 2, они, словно призраки в голливудских ужастиках, носятся по Сети, издают потусторонние звуки, жалобно воют и ищут, ищут, ищут. Что же они ищут такое? А ищут они адекватную замену первым двум частям Diablo 2, которые заслуженно считаются классикой жанра, в отличие от провальной по всем фронтам Diablo 3, оказавшейся пустышкой. Именно в их честь мы посвящаем рецензию на ролевой слэш-экшен Grim Dawn, который прозябал в раннем доступе Steam аж с 2013-го года, и вот, 25-го февраля 2016-го года вышел всё-таки в статусе финальной версии.
Возможно, сейчас прозвучит крамольная вещь, но по нашему мнению Grim Dawn отлично справится с ролью временного утешения тем, кто ждёт второго пришествия Diablo 2, как справилась в своё время Titan Quest, и совсем не справилась The Incredible Adventures of Van Helsing. Нет, понятно, что студия Crate Entertainment не может соперничать с Blizzard в бюджетах, и та игра, о которой сейчас идёт речь – не более, чем талантливый, ролевой, пусть и явно бюджетный слэшер, зато с молодецким закосом под патриархов Старой Школы! Именно недостаток финансирования, на наш взгляд, и заставил разработчиков выполнить игру с заветами «олдскульных» традиций. Ну, и, естественно, нельзя не вспомнить о том, что костяк Crate Entertainment состоит из ребят, создавших в своё время Titan Quest, о котором мы уже упоминали. В общем, встречайте!
Нет, я не Дьябло, я иной…
Положа руку на сердце, Grim Dawn, конечно же, не очень похожа на Diablo. Но лично нас радует то обстоятельство, что она ещё меньше похожа на Van Helsing-а, который нам совсем не понравился. Если присмотреться более детально, то Grim Dawn, что, кстати, переводится как Мрачный Рассвет, является чем-то средним между Path of Exile и Titan Quest, что уже само по себе является комплиментом.
Путь Grim Dawn был очень долгим. Возможно, этой игры никогда бы и не было, если бы не успех проекта на Kickstarter, куда решили податься разработчики. При минимально заявленных 280-ти тысячах, геймеры набросали аж 537 тысяч, и это скромной, никому не известной студии. А что было бы, если б под игру подписался кто-нибудь из грандов? В общем, жанр ролевых слэшеров старой школы лишний раз подтвердил свою неувядающую актуальность. Однако давайте уже перейдём к самой игре.
Между молотом и наковальней.
Первое, о чём нужно рассказать – очень необычный сюжет. События происходят в вымышленном, мрачном мире Каирн, выполненном в альтернативном стиле Викторианской эпохи. Кто не знает, что это такое, то это, значит, в стиле Великобритании 18-19-го века. В таком же стиле сделан The Incredible Adventures of Van Helsing, Assassin’s Creed Syndicate, или тот же Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. В общем, необычно и весьма атмосферно. Но главное, что обеспечивает нам этот мир – возможность бегать в латах с мечом, или стрелять из мушкетов и пистолетов. Так вот, в Каирне живут люди, которые попали под наковальню и молот, поскольку за право использовать человечество в своих целях сражаются бесплотные инопланетные пришельцы Эфириалы (большой привет XCOM) и вполне себе земные чудовища Хтонцы. (большой привет скандинавской мифологии). Сами же люди, страдающие от двойного нашествия, искренне ненавидят и тех и других.
Игра начинается с того, что главного героя, заражённого эфириалом, собираются вешать, но когда эфириал видит такой расклад, он отделяется от тела, а выживший герой (это может быть мужчина или женщина, по желанию игрока) не только остаётся жив, но и ещё приобретает сверхспособности, которые тут же начинают эксплуатировать местные жители, обильно раздавая задания типа «пойди, принеси – уйди не мешай». Ну и, естественно, задания в стиле Kill Them All также никуда не делись.
Маленький бюджет? Значит, делаем Old School.
Выглядит игра практически на крепкую пятёрку. Все локации сделаны вручную, окружающей обстановке уделено много внимания. Радует обилие интерактивных предметов, с которыми можно взаимодействовать. В Diablo 2 эту роль выполняли брёвна, корзины, гробницы и элементарные бочки, которые можно было разбивать в надежде на ценный лут. Здесь ситуация аналогичная. Сундуки, кстати, также никуда не делись, и к ним тоже можно получить доступ, убив какого-нибудь усиленного врага.
Отдельно порадовал большой инвентарь. Не в смысле большой – просторный, а именно, что большой, в стиле Diablo 2, где каждый новый предмет можно рассмотреть, а от выбора более подходящего оружия и экипировки получаешь просто эстетическое удовольствие. На этом фоне инвентарь Diablo 3 с миниатюрными значками оружия и брони, в которые нужно всматриваться, чтобы что-то понять, выглядит откровенно убого.
Главный герой имеет два традиционных индикатора, отвечающих за запас жизней и маны. Сразу обратил на себя внимание тот факт, что здоровье очень быстро регенерируется. Достаточно просто постоять несколько секунд, отдышаться, как – сюрприз – здоровье полностью восстановилось. Впрочем, для экстренных случаев всё равно предусмотрены узнаваемые красные колбочки. Дело в том, что врагов в Grim Dawn очень много. Не в том смысле, что широкий ассортимент, с этим как раз не очень, а в том, что нападают они толпами. При этом часто окружают главного героя, из-за чего отступить и отдышаться нет возможности. Именно в таких случаях и пригодятся бутылки со здоровьем.
Также порадовала возможность отключить глупые, аркадные, попахивающие MMORPG всплывающие циферки урона, которые справедливо раздражают многих. Если их отключить, то вверху появится небольшое окошко, более адекватно показывающее урон и оставшиеся жизни врага.
Что до лута, то первые выпавшие из врагов предметы совершенно невозможно надеть на героя по причине несоответствия характеристик. Классический случай, когда надеть модную броню или взять в руки хорошую дубину, нельзя, если не хватает Силы – присутствует здесь в полной мере. В результате, найденные предметы сразу же намекают геймеру в какую сторону прокачивать своего героя.
Лут выпадает с подсветкой, которую, наверное, можно отключить, но мы не пробовали, так что с пропуском добра проблем быть не должно, а вот с чем проблемы будут, так это с понимаем сюжета, ибо игра, к огромному нашему сожалению, ещё не получила русскоязычной локализации, и для того, чтобы понять, чего хочет от тебя конкретный NPC, приходится лезть в смартфон за словарём. Это, на наш взгляд, главный её недостаток, который – смеем надеяться – будет устранён.
За графику создателей Grim Dawn также нужно похвалить. Происходящее на экране немного «укрупнено» по сравнению с Titan Quest или Diablo 2. На бои приходится взирать с достаточно близкого расстояния, поэтому у вас будет возможность рассмотреть внешний вид и героя, и его врагов, благо, постоянно кликать на каждого противника не нужно, достаточно просто зажать клавишу мыши, так, что отвлекаться на закликивания геймеры также будут избавлены.
Порадовало и звуковое сопровождение. Оно, конечно, не такое эпичное, как в первом Diablo, но и не такое безликое, как в Titan Quest (да простят нас фанаты этой отличной игры). Единственно, что не понравилось – периодически пропадающие голоса актёров озвучки в видеозаставках. Правда, если перезагрузиться, то голоса зазвучат нормально, так что и это поправимо. Кстати, о видеозаставках: они выполнены в виде динамично сменяющихся, статичных картинок, очень похожих на те, которые мы видели в Darkest Dungeon, практически, точная копия. Это и плохо и хорошо. С одной стороны нас не порадовали хорошим мультиком, а с другой, разработчики справедливо не стали тратить деньги на никому не нужные cut-сцены, вложив всё в сам геймплей.
Раззудись плечо, если наших бьют!
Ну, и, раз уже зашла речь, то нужно сказать о главном – о геймплее. Что больше всего мы любим в Diablo-подобных играх? Мы любим оружейный культ и «вкусное» уничтожение ботов. Вгрызться в толпу скелетов, и, спустя несколько секунд, оставить от неё лишь косточки на каменном полу темницы – это ли не прекрасно? Так вот, с обеими составляющими в Grim Dawn полный порядок. Оружие есть, как стреляющее, так и ближнего боя. И, что самое главное, им не заваливают с первых же секунд. Игры, где сразу заваливают оружием, быстро становятся скучными, а тут получилось очень хорошо и гармонично. Стрельба из ружей и пистолетов, на наш взгляд, реализована «вкуснее», чем в Ван Хелсинге, равно как и увесистые удары дубинами и мечами по податливым телам монстров. Бои получились очень неплохие, и по интересности их можно приравнять к Path of Exile: никакой мультяшности, никакой аркадности – всё сочно, кроваво и динамично.
Ложка дешёвой соли в чашке дорогого чая.
Но, естественно, не стоит считать, что перед нами шедевр, готовый затмить славу былых королей жанра. Давайте пройдёмся по минусам. Во-первых, в Grim Dawn откровенно плохо с разнообразием врагов. Попав в какую-нибудь новую локацию, вы, за пятнадцать минут беготни, можете не встретить никого, кроме, к примеру, конкретного вида зомби или конкретного вида змеи, как две капли пива похожие на тех, которые были в Долине Змей в Лут-Гхолейне из Diablo 2. И уж если попали на какого-то одного монстра, то, как правило, следующие минут десять рубить придётся только его сородичей, которые даже по цвету не отличаются. Во-вторых, изображение оружия и экипировки в инвентаре нарисовано не качественно. Большинство предметов выглядят так, словно их вставили сюда из какой-то другой игры, годика эдак, 1995-го. Ну, и, в-третьих, Grim Dawn откровенно недорогая игра. Это прослеживается во всём, начиная с пустого, разноцветного фона за головами говорящих NPC в диалогах, и заканчивая корявой, местами, анимации. Но с другой стороны, всё вышеперечисленное как раз-то и напоминает ту самую вожделенную Старую Школу. Кроме того, Grim Dawn недорогая игра. На текущий момент она стоит в 2,5 раза дешевле обычной версии Diablo 3, и в 4,5 раза дешевле люкс-версии. По цене её можно сопоставить с третьим Ван Хелсингом, которым, откровенно говоря, имеет на Metacritic от геймеров посредственные 6,3 балла, так что за свои деньги Grim Dawn – прекрасный вариант.
Резюме.
Нам понравилась графика, пусть и с оговорками. Нам понравился сюжет, атмосфера, бои, убранство инвентаря и интерфейса, а также звуковое сопровождение.
Нам не понравилось отсутствие российской локализации, скупой ассортимент врагов, а также слишком уж, временами, коридорные локации, наподобие тех, которые были на Болотах в Diablo 2.
В целом же мир получил отличную игру, которая – лично наше мнение – в разы лучше Diablo 3, гораздо лучше Van Helsing-ов, немного лучше Titan Quest, но, конечно же, не дотягивает даже близко до Diablo 1 и 2. Наша оценка – 8 баллов.