Dragon Age 2. Падение с высоты
После первой части Dragon Age на вторую, ребята из BioWare настроиться не смогли. Игра выпускалась между второй и третьей частью Mass Effect, кроме того нужно было успеть, выпустить проект перед выходом Ведьмака. Короче говоря, разработчики схалтурили. Нет, если бы эта игра была детищем какой-то неизвестной студии, то не было бы никаких претензий, а поскольку требования к игроделам были чрезвычайно высокими, игра не взлетела, хотя свою роль, безусловно, отыграла, дав владельцам BioWare – другой канадской компании Electronic Arts, заработать.
Дело развивалось так: BioWare уже с потрохами была куплена Electronic Arts. Поэтому руководство студии уже само себе не принадлежало. Сложно судить какие там были процессы внутри рабочего коллектива, но то, что игру делали без огонька и выдумки, из под палки, лишь бы успеть сдать проект, было очевидно. Два года, которые разделяли первую и вторую часть, вероятно, слишком маленький срок. А если вспомнить кучу DLC для первой, то и вовсе получается, что сценаристам и дизайнерам просто не дали отдохнуть от Эпохи Драконов ни дня.
Первое, что натолкнуло на определённые опасения, были корявые скриншоты, совершенно не поражающие своей красотой. При этом сами представители компании радостно объясняли прессе и рядовым геймерам, что перед вами красота неимоверная. Следующим, уже не просто подозрительным, а возмутительным моментом был анонс DLC для Dragon Age 2, притом, что сама игра ещё не вышла. Получается классическая ситуация, когда нам продают книгу с вырванными страницами. Примечательно, что в Mass Effect 2 был проделан тот же трюк, однако тогда обещанное DLC решили не продавать, а «вставить» в финальную версию, что является наглядным свидетельством того, что представляемые ещё до релиза дополнения являются ничем иным, как вырезанными из игры кусками. Такая вот история.
Вообще же вторая часть Dragon Age получила слишком много от Mass Effect. Но самое главное – это пресловутое диалоговое колёсико. Диалоги в игре окончательно опопсовели. Вместо вдумчивых тирад и разговорных разветвлений в игре оставили примитивные фразы вроде «Доброта», «Зло», «Несмешная шутка». При этом озвученный вариант из уст главного героя порой сильно отличался от того, что рассчитывал услышать игрок, выбравший тот или иной вариант. Следовательно, персонажи разговаривали друг с другом так, как сами того хотели. Ну, и, конечно же, запредельный уровень мужеложства. Это просто не в какие рамки. Большинство внутренних разборок сводилось к тому, что нужно было либо помочь товарищу, в итоге переспав с ним, либо поссориться. Но, к этому мы вернёмся, а пока продолжим анализировать изменения.
Первое, что бросалось в глаза – разработчики убрали стартовый выбор расы. Никаких тебе гномов и эльфов. Всё это было сделано для того, что максимально уменьшить сюжетный разброс. В BioWare явно торопились, поэтому склепали несколько типовых героев, убрав ту разветвлённость, которая присутствовала в первой части. Косвенным доказательством этого является невозможность замены брони на компаньонах. Понятно, что бронелифчики на эльфийках смотрятся гораздо эффективнее, чем какая-то броня, которую игрок может надеть на спутников главного героя. Вероятно, подстраивать брони под разную фактуру героев не входило в планы разработчиков. То же касается и визуального облачения игры: практически всё, начиная от типового интерьера практически всех зданий и заканчивая однообразными врагами, говорило о том, что игру делали в спешке, а спешка, как известно, не всегда бывает полезна. Однако едем далее.
Вторая часть Dragon Age получилась гораздо менее пафосной. Концентрацию перенесли на проработку сюжета и характеров персонажей. Наконец-то товарищам по оружию добавили нормальные ветки развития. Теперь, после очередного левел-апа, игрокам приходилось застывать на полчаса, чтобы разобраться во всех настройках характеристик и правильно разбросать полученные очки опыта. Однако для тех, кто посчитал такую заботу излишней, не забыли добавить большущую кнопку автовыбора, которая сама, в соответствии с направленностью героев, распределяла заработанные баллы. Тут, честно говоря. Биоварщики порадовали.
А ещё порадовала озвучка игры. Голос главной героини имел весьма вкрадчивые, сексуальные нотки. К сожалению, голос главного бородатого героя также оказался женственным. Но о главном герое мы ещё поговорим, а теперь вернёмся к звуку.
Сразу же «порадовали» наши доблестные локализаторы, которые отказались дублировать все диалоги, дескать, мы уже дублировали вам первую часть, а вы нас только ругали за неё, так что получите в итоге одни субтитры сомнительного качества. Данное обстоятельство ещё раз подтверждает устоявшееся мнение, что доморощенные локализаторы, когда дело касается серьёзных проектов, могут либо делать всё на скорую руку, стараясь схалтурить где только возможно, либо не делать вообще. Отсутствие нормального голосового перевода сильно отразилось на восприятии игры. Геймеры, которые рассказывают, что, мол, нужно учить английский язык и играть на языке оригинала, на самом деле элементарно выпендриваются, поскольку в душе лучше воспринимают Великий и Могучий. Хотя, в защиту локализаторов, возможно, также существует оправдание: не исключено, что тамошние специалисты вовремя раскусили Dragon Age 2 со всей её халтурностью и решили не особо ложиться костьми, ибо игра может не взлететь. Что характерно, продажи Dragon Age 2 действительно оказались меньше, чем продажи первой части, и это притом, что игру уже ждали, за её разработкой уже следили, а имя BioWare гремело. Вторая часть сего RPG, конечно, свою кассу сделала, поскольку слишком уж сильна была реклама и велики ожидания, но в некоторых кругах имя BioWare, как и всех продуктов данной студии, основательно запомоилось.
Далее поговорим немного о игровой механике. Система боя претерпела приличные изменения. Игра стала меньше похожа на Neverwinter Nights, а больше на The Elder Scrolls, хотя персонажи, как воевали сами, так и продолжили это делать. Достаточно было один раз ткнуть во врага правой клавишей мыши и герой не отвяжется от него, пока не прибьёт или не сляжет сам. Зато добавились слоты для быстрого использования зелий, заклинаний и различных суперударов. Игра из попсовой первой части вообще превратилась в, эдакий, аркадный экшен с минимально необходимым вмешательством в управление. Впрочем, некоторым нравилось.
Непонятно почему, но в бои было привнесено много азиатщины. Если не знать, что это Dragon Age от BioWare можно было бы подумать, что данную игру сделали где-то в Южной Корее. Именно так выглядели персонажи, их экипировка и броня. Один вид тощего как спичка эльфа, машущего огромной кувалдой, которая длиннее и тяжелее самого эльфа, сразу же навевали мысли о влиянии на коллектив какого-то корейского слэшера. Но и не это главное: главное, что не понравилось всем, кто ждал продолжения данной франшизы – в игру напихали большое количество боёв с участием совершенно однообразных противников. В зависимости от длительности прохождения одни типы врагов сменялись другими. Разработчики даже не пытались хотя бы немного разнообразить мобов. В итоге геймерам приходилось воевать с толпами близнецов, одинаково дерущихся и одинаково выглядящих. Всё это сразу же окончательно убеждало в мыслях о халтуре тех, кто ещё сомневался.
Впрочем, талант BioWare, несомненно, пробивался и сквозь это плотное сукно коммерциализации и тотальной спешки. Видно было, что мастер талантлив, а те небрежные мазки, из которых состоит портрет, есть не что иное, как отсутствие времени и элементарного желания творить. Ведь нельзя сказать, что игра оказалась провальная. Однако в студии действительно что-то сломалось, ибо после Dragon Age 2 Биоварщики выпустили Star Wars: The Old Republic, который оказался одним из главных финансовых провалов в игровой индустрии нашего времени. Игру сначала выпустили как платную, после чего перевели на free-2-play, но и это не спасло проект. Ну, а невнятная и скомканная третья часть Mass Effect, которая вышла позже, явилась вишенкой на торте деградации BioWare-щиков, которые, то ли перенапряглись, то ли просто из компании ушёл некий талантливый автор, но факт остаётся фактом: кредита доверия к BioWare у общественности нет. И в этом плане перспективы относительно третьей части Dragon Age также весьма туманны. Однако мы снова отвлеклись.
Окружение выглядит так же устало и обыденно, как и герои. Невзрачные, похожие один на другие дома, как снаружи, так и изнутри. Все остальные локации также выглядят печально. Ну, а, раз уже зашла речь о героях, то тут нас ждало наибольшее разочарование, начиная с главного героя и заканчивая самым последним NPC. Для начала положительный момент: главный герой заговорил. Однако лучше бы он этого не делал, ибо тот голосок не имеет ничего общего с образцом мужественности, которую являл тот же Шепард из Mass Effect. Дополняли картину его манера одеваться и отсутствие решительности. Когда герой разживался кое-каким состоянием, он поселялся в богатом доме, нарядившись при этом в обтягивающий камзольчик красного цвета и в таком виде щеголял по улицам. Большинство женских персонажей откровенно некрасивы. Даже традиционно изящные эльфийки здесь имели то козьи, то лошадиные морды. Зато мужчины в Dragon Age 2, наоборот, само тонкое изящество и верх вкуса. Некоторые эльфы выглядели и вовсе совершенно «няшно». Выглядело всё это чрезвычайно странно.
Вот мы и подошли к вопросу гомосексуализма в данной игре. То, что в BioWare активно пропагандировали и продолжают пропагандировать эту тему, как нигде, нам известно давно, но чтобы вот так: масса возможностей для интима и лишь только пару раз с женщинами, а остальной десяток с мужчинами, это, знаете, как-то очень уж слишком. Везде, начиная от разговоров в барах и на улицах, и заканчивая ключевым NPC, эта тема неразрывно шла рука об руку с основным сюжетом. Трепетные эльфы, многозначительные взгляды и откровенные сцены эротического характера однозначно уменьшали аудиторию, серьёзно повышая возрастной рейтинг игры. Однако ради проталкивания темы с повальным гомосексуализмом авторы не пожалели и возможных недополученных прибылей, из-за сужения рынка сбыта.
Непонятно кто там работал над игрой, но зачем было насильственным образом внедрять необходимость гомосексуальных контактов, автор данного материала понимать отказывается. Нет, предположения, конечно, есть, но не здесь и не сейчас. В итоге на просторах родного отечества игра вызвала большой резонанс и её не запретили только в силу традиционной слабости государственного аппарата, работающего в данной сфере. Тогда про игру говорили: «Сплошной ахтунг».
При этом дело было поставлено следующим образом: либо вы не ссоритесь с персонажем и имеете интимную сцену сомнительной ценности, либо вы отказываетесь, отвечаете грубо, а система рассчитывает ваш отказ как проявление необоснованной агрессии и ваш персонаж набирает очки вражды, что в итоге понижает его харизму. Такой вот воспитательный метод практикуют ребята из BioWare на молодом поколении.
Ну да ладно, не будем страдать гомофобией и продолжим раскладывать Dragon Age 2 по косточкам. В отличие от первой части, которая была отшлифована и доведена практически до идеального состояния, часть вторая изобиловала багами, среди которых больше всех раздражали задания, которые было невозможно сдать. Локации, как это уже было сказано, были сделаны словно под копирку. А также бросалась в глаза навязываемая линейность: вместо того чтобы разветвить дорогу, натыкав на ней разных врагов для разнообразия, и после снова сведя развилки вместе, разработчики просто перекрывали пути поваленным деревом, каменными глыбами, различными руинами и прочими искусственно пришитым к месту объектами. Халтура снова пёрла наружу.
Впрочем, ведущие игровые издания и на этот раз не поскупились на похвалу. Особенно нахваливали игру западные журналы. Отечественные специалисты оценили игру более критично. Впрочем, что у них, что у нас, проекту никто не поставил тех высоких оценок, которых была удостоена первая часть Эпохи Драконов: невнятная размазня-герой, коридорные локации, глупые разговоры, только создающие видимость выбора, слабоватая графика и прочие мелкие и крупные недоделки оказали своё влияние на тех, кто выносил игре вердикт. Средняя оценка на западе – 8 баллов из 10-ти. Средняя оценка у нас – 7 баллов.
Но, несмотря на относительно громкую и заметную критику, в Electronic Arts отчитались, что за три месяца с момента старта продаж игра разошлась более чем двухмиллионным тиражом, что вполне неплохо для такого, не очень качественного продукта. Приблизительно за тот же период первую часть Dragon Age купили более трех миллионов раз. Нужно понимать, что данная цифра была сделана на, грубо говоря, пустом месте. Новую франшизу всегда сложнее раскручивать, чем продавать уже то, что хорошо известно. Тем не менее, покупатель, голосующий кошельком, безошибочно распознал оригинал и лубочную поделку, не обеспечив тем самым больших продаж для второй части, а ведь логично было бы, что игру должны были купить сначала те, кто купил в своё время первую часть, а после должны были подтянуться и остальные новобранцы, однако получилось как получилось.
О недостаточной отдаче разработчиков свидетельствовало и то, что сюжет игры стал короче. Играя в лоб, срезая все повороты, до финального боя можно было добраться за 10-12 часов. В то время как первую часть за такой срок пройти будет проблематично, да и незачем. Мир первой части Эпохи Драконов интересен. Поклонникам творчества BioWare игра, несомненно, пришлась по душе, чего нельзя сказать в полной мере о второй части. Быстрому прохождению, как уже было сказано, изрядно поспособствовали усечённые локации. Создатели игры постоянно стояли за спиной и говорили: «Эй, гражданина! Ты сюда не ходи, ты туда ходи». Как уже было сказано, спешка не дала довести игру до ума. Руководство Electronic Arts поставило команду BioWare в упряжку и стегало хлыстом до тех пор, пока те галопом не доскакали до финального релиза, который случился 8-го марта в США, спустя полтора года после начала работ. Игру делали всего полтора года, покатайте на языке этот срок, представьте, что можно сделать за это время. С одной стороны, если судить обывательски, 18 месяцев – более чем достаточно, чтобы горы своротить. Однако это дилетантское мнение не выдерживает критики. К примеру, первую часть Dragon Age делали минимум втрое дольше.
Вот и получается, что второе пришествие Эпохи Драконов оказалось не только не прогрессивным, но и регрессивным. Игра остановилась на месте и продолжила топтаться в старых декорациях. А, когда всё это умножили на спешку и нежелание делать по-настоящему качественный продукт, получилась просто неплохая игра, не более. В своё время для поклонников Боиварщиков это был страшный удар. Ведь раньше игры под маркой этой студии отличались высочайшим уровнем проработки и вниманию к деталям. Теперь же под красочной крышкой коробки с конфетами мы обнаружили дешёвые, царапающие язык карамельки, которые часто лежат в вазе у стойки администратора какой-нибудь не самой презентабельной гостиницы. В общем, хотели халвы, а получили макуху с сахаром.
Теперь, накануне выхода Dragon Age: Inquisition вспоминаются старые опасения, которые высказывались ещё три года назад на страницах игровых журналов о том, что аналогичный приём с самокопированием и протаскиванием старого сюжета со старыми героями, декорациями и историей вряд ли пройдёт. В том, что третьей части быть – никто не сомневался, поэтому-то геймерская общественность всерьёз задумалась о том, а не повторит ли BioWare путь Piranha Bytes, которые застряли в 90-х годах со своим Risen, что, впрочем, не мешает им до сих пор извлекать из идеи прибыль. Но, то немецкая Piranha Bytes, а это BioWare, которая не стеснена в средствах и находится под заботливым крылом Electronic Arts.
Такая вот история у нас получилась с первыми двумя частями Dragon Age. Первую серию встретили восторженно, а вторую более прохладно. В то же время обе игры разошлись миллионными тиражами и принесли прибыль своим создателям, хотя вторая часть, чего там греха таить, подпортила репутацию разработчиков. Однако у всех бывают непростые времена. Главное – вовремя остановиться и одуматься. Полагаем, что в BioWare остались светлые головы, так что поклонникам данной студии в будущее стоит смотреть с оптимизмом.