Kickstarter и отобранные деньги или Краудфандинговые коты в мешке

Kickstarter – удивительный сервис. Здесь, в условиях полного и абсолютного доверия, просто берут и дают деньги незнакомым дядькам, чтобы те, когда-то взяли бы и выполнили свои обещания по созданию чего-то там. Ситуация парадоксальная. Это даже не предзаказ какого-то, уже готового, но не вышедшего в тираж продукта. Это инвестиции в воздух, в идею. Страшно представить, но на Западе к предложениям отдать деньги незнакомым людям относятся с не меньшим подозрением, чем в традиционно подозрительной, но бесконечно наивной России с её окраинами. Ну, а тут, стало быть, сервис Kickstarter, куда приходят компании, а иногда даже простые люди, со своими идеями, под которые просят денег. Просят, понятно, не просто так. Всем инвесторам обещают то ли готовый продукт, то ли ещё какие блага. Ну, а поскольку в нашем случае мы ведём речь о видеоиграх, то можно добавить, что на Kickstarter приходят не только скромные фирмочки, но и крупные компании, желающие подстраховать финансовые риски. Крупным дают больше и охотнее: во-первых, серьёзные игроки могут позволить себе прийти не с пустыми руками, а с, к примеру, наполовину готовым проектом, во-вторых, компании с именем – какая-никакая подстраховка. Однако и они могут не оправдать ожиданий. О неоправданных ожиданиях, разбитых надеждах, невыполненных обещаниях, а также о банальном мошенничестве на Kickstarter и пойдёт речь в данном материале. Странно, но Kickstarter на самом деле давно уже не похож на советскую сберкассу – надёжную, как танк на одуванчиковом поле. Оказывается, что неприятности начались ещё в 2012-м году, но свободная демократическая пресса, как это у неё заведено, старается не замечать того, что ей не выгодно. А невыгодно ей показывать, что самая раскрученная старт-ап площадка планеты часто и густо выступает в роли косвенного сообщника если не мошенников, то неумех. В феврале 2015-го года вокруг экшена The Stomping Land завертелся скандал: частные инвесторы окончательно раздули бучу, да такую, что она даже попала на центральные телеканалы США. Геймеры жаловались, что некий Алекс Фандора перестал отвечать на письма, перестал сам что-то рассказывать, а последнее обновление игры было более полугода назад. Тут же подключился творческий коллектив, который делал игру. Программисты и художники рассказали о том, что не получили зарплаты за последние месяцы и сами рады бы повстречаться с мистером Фандорой. В итоге The Stomping Land – многообещающий survival-action про охоту на динозавров, погиб, так и не дойдя даже близко до чего-то похожего на предродовые схватки. Всего в игру было вложено 114 тысяч долларов США. Администрация Kickstarter, кажется, даже не извинилась. Но начиналось всё ещё в 2012-м году, когда сразу несколько проектов в лице: Aura Tactics, LA Game Space, Code Hero, а также проект с длинным названием After: A Series of Stories Following The Events of Feb. 22 ушли, но обещали вернуться. Когда-нибудь. Но ушли, ясное дело, с деньгами. Aura Tactics. Создатели данного тактического RPG собрали относительно немного – 11 500 $, но именно они дали старт потерянным деньгам на Kickstarter. Некий Дуглас Миллер, собрав денег от геймеров, купившихся на обещания о «асинхронном мультиплеере», канул в лету, чтобы потом, спустя год, всплыть по рубку и заявить, что он уволил всех двоих своих подчинённых из-за того, что их профессиональные навыки не соответствовали высоким требованиям будущего проекта. После чего, он всплыл ещё через год и сказал, что сам ищет новую работу, но от Aura Tactics не отказывается. На том история и закончилась. Вероятно, в данном случае мы имеем дело просто с игроделом-романтиком, который помимо творческого таланта забыл присовокупить к проекту талант руководителя. Администрация Kickstarter промолчала. LA Game Space.
А улов теоретических создателей этой игры оказался гораздо круче. Почти 336 тысяч долларов собрала идея открытия центра по созданию инди-игр. По замыслу проектировщиков, это должна была бы быть некоммерческая организация, владеющая неким нейтральным, собранным на пожертвования от сочувствующих, банком. Кому давать деньги, а кому нет – решается коллективно на общем голосовании членов клуба. В общем, звучало многообещающе, однако не срослось. На сегодня, март 2015-го года создатели проекта до сих пор убеждают, что чего-то там делают. Правда, последнее обновление было датировано ещё 2013-м годом, но кого это волнует. В общем, создавать свой инди-клуб оказалось не так интересно. Также ходили слухи о том, что создатели клуба жаловались на «внезапно возникшие проблемы», но всё это так и осталось слухами. Впрочем, это не помешало им заявить о том, что они гордятся проделанной работой. В общем, вероятно, все остались довольны. В Kickstarter снова решили промолчать. Code Hero А вот этот проект, имеющий, правда, не самое прямое отношение к видеоиграм, обещал быть очень интересным. Создатель этого старт-апа вышел на рынок с предложением создать особую программу, которая в игровом стиле обучала бы будущих начинающих программистов своему ремеслу. Программа должна была быть представлена в виде некоего 3D-конструктора, который за счёт простых и интуитивно понятных действий со стороны оператора, легко и просто научил бы азам программирования. Желающие стать бородатыми программистами накидали автору проекта 171 тысячу долларов. Триумф был неописуемый. Но, после того как деньги были собраны, на этом дело и заглохло. Последнее сообщение от автора проекта, датированное апрелем прошлого года, уведомляло о том, что он бросил курить. Собранные деньги, понятно, никто никому не вернул. Администрация Kickstarter снова промолчала, ибо формального повода извиняться не было. After: A Series of Stories Following The Events of Feb. 22. На этот раз отметился некий Стивен Тулуз – бывший высокопоставленный сотрудник Microsoft, работающий на Xbox-направлении. Однажды мистер Тулуз загорелся идеей написания художественной книги о постапокалипсисе на социальные темы. Денег дали. Собрать удалось 6 300 $. Но, вот уже прошло три года, а книги нет. К чести мистера Тулуза, деньги он вернул, но обещание так и не выполнил, хотя до сих пор грозится, что рано или поздно задуманная им книженция, таки выйдет в свет. В Kickstarter продолжали хранить гордое молчание. Shining Empire.
Солнечная Империя задумывалась как MMORPG для PC, Mac и Xbox. Порой поражаешься наивности западных поклонников видеоигр. Каким нужно быть доверчивым, чтобы принести деньги на такое сомнительное мероприятие, коим было создание Shining Empire. Об игре нет практически никакой информации, кроме как несколько художественных набросков и нескольких, якобы, скриншотов. Проект собрал 3000 долларов. На этом всё и закончилось. Реакция Kickstarter неизвестна. Unwritten: That Which Happened Некий Джо Хьюстон – приличный молодой человек, выложил на потеху публике проект под названием Unwritten: That Which Happened. Игра должна была представлять собой, что-то похожее на ролевую адвенчуру с элементами стратегии. В главной роли фигурировали монгольские воины, а мир игры назывался Тундра. В общем, должно было быть интересно. Публика тоже об этом подумала, и выложила 78 тысяч долларов. Ну как не дать на монголов? В итоге семью мистера Хьюстона, как он утверждает, постигло несчастье: – кто-то из родственников тяжело заболел, и деньги пришлось потратить на лечение. Так это было или нет – вряд ли мы когда-то узнаем, но денег нет. Фактически, мистер Хьюстон обманул вкладчиков, хотя он до сих пор выходит на связь и уже в проекте даже наметился прогресс: мистер Хьюстон наконец-то нашёл работу, которая не будет отнимать всё его свободное время. Свои свободные минуты он намерен уделять незаконченному проекту. В Kickstarter ситуацию не комментируют. Moon Rift.
RPG-платформер Лунный Разлом собрал два года назад 8 тысяч долларов. После того как деньги были собраны, устроители проекта, как в воду канули. Вероятно, в этом случае мы имеем дело с настоящим мошенничеством, но и тут администрация Kickstarter ничем не помогла. Возможно ситуация прояснится, когда инвесторы обратятся в суд, ведь судя по слухам некоторые из особо принципиальных обманутых вкладчиков собираются поступить именно так. В Kickstarter принесли извинения. Yogventures. А вот это уже серьёзно. Под лозунгом «Игра, которую вы всегда будете хотеть» Ютуб-группа The Yogscast, собрала 567 тысяч долларов. Рекорд нашего хит-парада. Сама же игра должна была воплотиться в некое ролевое приключение с шутками и Майнкрафтом, однако не срослось. Спустя два года после завершения кампании по сбору денег организаторы заявили, что заявленные объёмы слишком неподъёмны для простых шести парней. Чем ребята думали раньше – совершенно непонятно. Вот, что бывает, когда за сапожник начинает печь хлеб, а сапоги подбивать – пекарь. На Kickstarter уже никто не надеялся. Clang.
Все мечтали в детстве биться на мечах? Ребята из Subutai Corporation решили предложить геймерам это развлечение, создав игру, в которой придётся очень много драться на всевозможном существующем и вымышленном оружии. Под это дело собрали 526 тысяч. Казалось бы, триумф должен быть обеспечен. Все были преисполнены ожидания, однако уже спустя полгода стало видно, что что-то пошло не так. Спустя ещё год, приуныли даже самые отъявленные оптимисты. Спустя два года проект отменили. В качестве утешительного приза разработчики отправили всем инвесторам раннюю пре-альфу игры. На том и порешили. Ситуация сложилась парадоксальная. Фактически, игроделы выполнили свои обязательства: собрали деньги, игру сделали, денег не хватило. Всё. Поэтому с Kickstarter здесь взятки гладки. Rival Threads : Last Class Heroes Это последний объект нашего исследования. Мультяшный ролевой экшен оказался довольно востребован. На него дали почти 25 тысяч долларов. Глава проекта, некий Леонардо Моляр, пообещал, что вернёт все деньги, поскольку проект пришлось остановить, ибо он оказался слишком сложным для него. В итоге в мистере Моляре борются классический Недодел и Передел: один говорит, что хватит уже, – наигрались, да и скучно, а другой утверждает, что завершена уже половина работы, – грех не закончить. Вероятно, если бы можно было просто бросить работу, не возвращая деньги, моральных терзаний у мистера Моляра было бы меньше. Резюмируя данный материал можно сказать, что, если отбросить случаи откровенного жульничества, главной причиной закрытия проектов и утраты инвесторами денег была элементарная некомпетентность их авторов. Молодость, амбиции, жадность и талант наталкивались на прозу жизни, и необходимость ежедневно, упорно трудиться. После того как деньги были собраны, неожиданно выяснялось, что делать игры гораздо сложнее, чем просто их выдумывать. Источник: http://kotaku.com/