Клюква и чернуха. TOP-11 иностранных игр о России

Однажды Чарли Чаплин решил втихаря поучаствовать в конкурсе на лучшую пародию себя же самого. И – надо же такому статься – проиграл. Игровая индустрия также частично состоит из пародии. В играх пародируют исторические события, известных личностей, или даже целые страны. Например, Россия не раз, и не два становилась объектом подобного. Вот снимут, например, индусы, какой-нибудь фильм о нас – это ж любо дорого поглядеть: пенопластовый снег, боевые слоны и песни с танцами по любому поводу. Чем-то подобным иногда начинают страдать иностранные игровые студии. Получается это у них по-разному. И вот, о том как получается, мы сейчас и расскажем. Небольшое отступление: ни стратегий, ни Call of Duty с Battlefield-ами здесь вы не встретите. Просто потому, что эти игры не строго, так сказать, российские, а, как правило, рассказывающие о каких-то интернациональных событиях. Если с этим всё понятно, то давайте начнём. Left Alive.
Сходу и сразу мощный трэшак от японцев. Судите сами, основные события сюжета происходят в городе, прототипом которого послужила Москва – об этом заявляли сами разработчики. История повествует о конфликте двух стран Рутения и Гармония. Дальше – больше: на одном из промелькнувших кадров мы видим карту с почти точными контурами – чего бы вы подумали? – Украины. Но, к сожалению, ничего украинского в игре не оказалось, как, впрочем, и российского, кроме, разве что снега и русских фамилий, как ни странно, совсем не исковерканных. Южная, причерноморская Гармония с красно-чёрным флагом и двузубом в качестве герба объявила войну соседской Рутении с жёлто-голубым флагом, и гербом в виде тоже, чего-то похожего на тризуб. И вот мы в городе Новославе, где товарищи Шувалов, Калинина, Остерман, Измайлов, Алексеева и Зайцев вступают в опасное противостояние друг с другом. Если бы не фамилии и некоторые географические особенности, заподозрить, что здесь у нас Москва – абсолютно невозможно. DayZ.
Что бы вы сделали, если бы были игровым разработчиком из Чехии, которому нужно создать постапокалиптический выживастик про тлен и разруху? Сделать игру в атмосфере своей страны, или какой-нибудь Албании? А кому это вообще интересно? Сделать игру про Америку? Это сильно дороже. На экскурсии не наездишься, да и к тому же там всё патентовано перепатентовано. Чуть какой-то не тот объект попадёт в поле зрения – получите повестку в суд. Значит выходит один – идём на Восток и берём за образец Россию, тем более, что некоторые её окрестности уже готовы в качестве натуры для постапокалиптического действа. Они даже название придумали для этой страны соответствующе: Черноруссия, что, возможно, является троллингом по адресу Белоруссии. Тем не менее, получилось хорошо. И если бы игра не застряла во времени, и была бы доведена до ума вовремя, получилось бы совсем отлично. PUBG.
Лично был свидетелем спора по поводу географической принадлежности студии, разработавшей сей экшен. Один из участников дискуссии искренне считал, что это российская студия. Иначе, откуда тут все эти названия населённых пунктов, УАЗик и известные надписи на стенах? И так думали многие, однако на самом деле Bluehole Studio, ставшая впоследствии PUBG Corporation, находится в далёкой Южной Корее. И это теперь в игре есть несколько карт, а сначала там была только одна – «российская». Какой получилась Россия в глазах азиатских разработчиков? С красивой природой, не очень людная, и крайне опасная. В принципе, всё сходится, хотя, конечно, неточностей полно. Например, бегать по почти созревшему пшеничному полю у нас категорически нельзя. Будь ты вооружён, хоть до зубов, обязательно приедет фермер на Ниве, и накостыляет от души. Mother Russia Bleeds.
А на этот раз отметились французы. Le Cartel Studio, решив запилить нечто ностальгическое, в стиле Double Dragon или Battle Toads, решила взять за основу сферическую Россию в вакууме, которую, пожалуй, можно было увидеть в американских фильмах 90-х, типа Красная Жара или Полицейская Академия 7. Цыгане устраивают подпольные бои, где собираются отбросы всех мастей, чтобы заработать себе на очередную дозу. Но однажды мероприятие прервал злобный ОМОН, который всех арестовал, и доставил в секретную лабораторию, откуда, чудом выживший, но обколотый всякими мутагенами герой, выбрался, и принялся бить всем морды уже не на ринге, а на улицах. Одни имена героев чего стоят: Сергей, Иван, Наташа и Борис. Так и хочется спросить у разработчиков: Эй товарисч! Какие ваши доказательства? Singularity.
Эту игру запили американцы из Raven Software – знаменитой студии, которую мы знаем по Heretic, Hexen, Soldier of Fortune, Quake 4, Wolfenstein, и куче Call of Duty. Выйди Сингулярность в 80-х годах, тогда она смотрелась бы аутентично, но для 2010-го она слишком запоздала со своем клюквенным букетом удивительной чернушности. Ну, или наоборот – увидела тренд раньше остальных, поскольку игры про ужасы в России теперь снова в моде. Итак, мы на острове в месте, называемом Каторга 12. Каторга, Карл! Не Лагерь, Зона, Колония или, например, ГУЛАГ, а именно Каторга – термин бывший в обиходе в царской России, ну да ладно. Итак, на этой самой Каторге всё плохо: советские учёные, понукаемые тираном Сталиным, обнаружили на Камчатке редчайший элемент, в ходе исследования которого, как это обычно бывает у русских, всё взорвалось. На взрыв, конечно же, приехал американский спецназ. А дальше был временной разлом, путешествие между прошлым и будущим и полное торжество демократии с тремя вариантами концовки, из которых хорошая предусматривает самоубийство главного американского героя. Spintires.
Здесь Мать-Россия показана так сочно, как нигде более. Россия – самая большая страна на планете Земля, с очень непростым климатом и рельефом, поэтому сделать здесь такие дороги, как в условной Калифорнии, у нас пока не получается. Этим и воспользовалась американская студия Saber Interactive, которая, имея филиал в Санкт-Петербурге, смогла отлично показать российские дорожные реалии, выдав в итоге не то чтобы гоночный экшен, но автосимулятор с абсолютно уникальной механикой преодоления всяко-разных труднопроезжабельных участков. Русские называют дорогой то – где собираются проехать: сказал один иностранец, посетившей Россию, и оказался полностью прав. Он ещё сказал, что селёдка под шубой – это торт из борща, но об этом мы как-нибудь в следующий раз. Assassin's Creed Chronicles: Россия.
Русская история 2D-Ассасина образовалась в третьей части вышеупомянутых Хроник. Терзания творцов можно лишь представлять. Тогда ещё серия не скатилась в античность, и её официальной фишкой был конфликт между тамплиерами и ассасинами. Где те, где другие? Куды бечь? Назначить тамплиерами Нарышкиных, а Романовых – ассасинами, и пусть воюют? Может рассказать про золотоордынских тамплиеров? Про декабристов-ассасинов? А, может назначить ассасином Распутина, а Николая Второго – главой тамплиеров? Может Ленина приплести? В общем, всё было сложно, и от безысходности решено было сделать пародию на революционную Россию, с белым, царским офицером, которому нужно украсть у большевиков ценный артефакт-шкатулку, за которой давно охотятся иностранные тамплиеры. В общем, ассасины всех стран соединяйтесь! Tomorrow Children.
Эту совершенно специфическую игру сделала японская Q-Games в сотрудничестве с не менее японской Sony Interactive Entertainment. Проект просуществовал в рабочем виде чуть больше года, и в ноябре 2017-го его сервера благополучно отключили, что, учитывая его сетевую составляющую, означало полное забвение. Игра представляла собой симулятор выживания, где игроку предлагалось работать во имя строительства коммунизма, добывать ресурсы, строить здания, сражаться с огромным годзиллобразными чудовищами, нападавшими на страну, и пробуждать ото сна спящих товарищей. Чтобы ни у кого не возникало сомнений, в качестве саркофагов, в которых эти самые товарищи спали, разработчики придумали матрёшки. И всё это на белом, как замёрзший Байкал, поле да к тому же ещё с большими проблемами в русскоязычной локализации. Rise of the Tomb Raider.
Какая это уже по счёту японская игра о России? Третья? Вы можете, конечно, не согласиться, что, мол, делали её американцы, но бренд всё равно принадлежит Square Enix, которая – без сомнений – чутко следила за тем, что делают их подопечные. Итак, у нас снова Матушка Россия. На этот раз самая её мякоть – Сибирь, где, почему-то находится мифический, плавучий город Китеж, который вообще-то должен быть на озере Светлояр, что в Нижегородской области, которая ни разу не Сибирь. Небольшая промашка, ну да ладно. То, что американцы не умеют в географию, мы знаем давно. Прибыв на место, налегая чуткой девичьей грудью на проблемы, Лара отважно превозмогала их, сражаясь с пьяным медведем и страдая от лютого холода, не предприняв, впрочем, попыток, нацепить на себя, что-нибудь потеплее. Режиссёрская находка – ничего не попишешь. Игра, впрочем, получилась неплохой, а геймеры всего мира ещё раз убедились в том, что Россия – это всегда снег, лютый холод, медведи и опасные мужики с оружием. Тему балалаек и челябинского метеорита, к сожалению, там так и не подняли. Kholat.
И ещё одна крайне суровая игра о крайне суровой России. Её создатели решили взять историю с гибелью, так называемой, группы Дятлова на Северном Урале, начисто проигнорировав официальные заключения следователей тех лет, решив, что если выдумать древний культ местного народа и опасное чудовище-призрак, получится куда более интересно. По сути этот детективный симулятор ходьбы явил нам действительно атмосферную картинку, хотя и абсолютно глупую историю, из которой иностранные геймеры должны были вынести одну единственную мысль: в Россию можно приезжать только летом. Тогда сугробы не такие глубокие. Что до зимних поездок, то только тем, кто хочет заморозить себя для воскрешения в будущем, но хочет сэкономить на аренде специальной морозильной камеры. Syberia II.
Ну, а завершим мы самой что ни на есть Сибирью, правда, в её французском исполнении. На краю заснеженного мира, глубоко во льдах, находится город Романовск. Дальше только ледяная пустошь и Белые Ходоки. Романовск же – оплот цивилизации, представляющий человечество на крайнем севере, где – сюрприз – ходят живые мамонты, и ездит паровоз, который нужно топить углём. Особой сюжетной линии у этой приключенческой головоломки не прослеживается. Она как-то выстраивается сама собой в ходе получения новых сведений главной героиней. Россия, которую показали разработчики из тёплой Франции, получилась характерной: неизвестной, холодной и очень далёкой. Настолько, что игроделы слабо представляли себе быт тамошних русских людей, поэтому даже в деревне вымышленного племени юколов, чувствуется чопорная атмосфера старой Европы. А в конце будет Сибирия – остров, где живут мамонты: величественные, сильные и дикие. Жаль, но в третьей части эта чудесная атмосфера пошла прахом, за что игра и нахватала отрицательных оценок.