О том, как предварительные заказы убивают игровую индустрию.

Что на самом деле мы делаем, когда оформляем предварительный заказ?

Игровая индустрия катится в тартарары. Как деньги меняют человека в худшую сторону, так они меняют и всё человечество. А ещё они меняют игровых издателей и студии, которые работают над созданием видеоигр. Золотая эра 90-ых прошла. Зацепив кусочек начала нулевых, не останавливаясь в веке серебряном и бронзовом, скатилась сразу во что-то не очень хорошо пахнущее. Процесс проходил постепенно, и особенно ярко все негативные тенденции стали заметны года, эдак, после 2005-го. В итоге среднестатистический геймер, двигаясь по течению своих увлечений, вдруг однажды замечает перед собой что-то огромное и нехорошее, у которого, после трёх лет разработки, куча глюков, нестабильный мультиплеер, тесные сервера и большие проблемы с оптимизацией. Заплыв за поворот, геймер увидит новое явление современного мира – недобросовестного дилера-издателя, который загодя режет готовую игру, вырывает из неё животрепещущие куски и тут же запаковывает в красивую обёртку с надписью «DLC». Эти самые DLC будут продаваться отдельно. Озадаченный геймер поплывёт дальше, где снова увидит весьма неприятную вещь. Огромные корпорации, давно и надёжно поделившие рынок, изо всех сил стараются продать несуществующие ещё игры, заявляя, что предварительные заказы – чертовски полезная и выгодная штука, альтернативы которой нет и неизвестно.

Кому-нибудь понравится Mass Effect, порезанный на DLC?

Вся беда в том, что практически все потребители видеоигр, фактически находятся в большом гетто, из которого нет выхода. Самые взыскательные бунтуют, нервничают, теряют деньги, выбрасывают компьютера и консоли из окон, но иногда всё же находят выход. Основная же масса, как это ни печально констатировать, – весьма нетребовательна, и практически сразу же соглашается с условиями игры, которые предлагают компании-издатели. Издатели заполучили геймеров под полный контроль. Основную массу они стараются контролировать дешёвыми трюками, а на тех, кто бунтует, стараются не обращать внимания. Вы хотите быть в числе тех, кого водят, как парнокопытное на подвязанной за верёвку морковке? Но что вы можете сделать? Прежде всего, вы можете правильно поступать. Mass Effect Крупные компании не обращают внимания на наши протесты? Неправильно! В крупных компаниях работают целые отделы, которые денно и нощно только и занимаются тем, что изучают геймерские настроения. Потом, полученные данные, толстыми, многостраничными отчётами ложатся на столы директоров. Такие отчёты обсуждают на собрании акционеров, показывают инвесторам, разбирают на кусочки в кругу локального руководства, направляют для ознакомления подрядчикам и филиалам. Они чутко следят за нашими настроениями, хотя другой рукой они пытаются эти настроения формировать. А знаете, что нужно сделать, чтобы очень сильно дать понять издателям, кто в доме хозяин, и что без тебя – рядового покупателя, – они пойдут по миру с протянутой рукой. Нужно ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПРЕДЗАКАЗОВ! Давайте разберёмся, что такое эти самые предварительные заказы. Средства от предварительных заказов сразу поступают на банковские счета компаний. Они не идут на разработку игры. Они не сделают её лучше. Более того, чем больше предзаказов, тем больше вероятность, что её порежут на DLC. Издатели увидят, что продукт пользуется большой популярностью, и порежут его на дополнения с целью нажиться дополнительно, решив, что и такой вариант прокатит. Заранее профинансировав игру вы, грубо говоря, лишаете разработчиков мотивации. Вы заранее отдаёте им пальму первенства, и признаёте их победившими своих конкурентов. Залог создания высококлассных и дешёвых товаров в условиях капитализма – здоровая, рыночная конкуренция. Когда её нет, получается что-то наподобие Assassin's Creed: Unity. Скажите, много ли людей купило бы эту игру, если бы подождало денёк-другой и почитало бы рецензии, отзывы и оценки на рейтинговых ресурсах? Самим фактом оформления предварительного заказа вы делаете жест, означающий, что всё равно придёте за этой конкретной игрой к этому конкретному издателю, несмотря ни на что. Даже если издатель пригласит разрабатывать игру туземцев с берега Слоновой Кости. В итоге деньги, полученные с предзаказов, как правило, идут на маркетинг, на развитие PR-шумихи вокруг проекта. Что, понятно, не сделает его лучше. Более того, к созданию игры будут подходить более цинично и расчетливо. Исходя из количества предварительных заказов, издатели смогут спрогнозировать общее количество продаж. А уже, исходя из этого, они смогут посчитать свою прибыль, полученную от игры. И если прибыль окажется не так велика, как им бы хотелось, игру умышленно ухудшат: откажутся услуг иностранных локализаторов, откажутся от полноценного оркестра для записи музыкальных композиций, откажутся от актеров, откажутся от технологий. Сделают игру постфактум хуже, поскольку деньги-то всё равно уже получены заранее, следовательно, можно начинать прикидывать дебет с кредитом. Ну, а если игроки разочаруются в продукте, то – не беда. Через год можно снова начать громкую рекламную кампанию под новую игру. А как вам нравится несправедливое преимущество, которым издатели наделяют тех, кто оформит предварительный заказ? Таким покупателям и DLC предоставляют бесплатно, и знакомят с дополнительным контентом раньше, и ещё оказывают различные знаки внимания. Таким образом, они награждают одного из двух своих сыновей. Награждают жадного, глупого, но преданного. Второго же, который вполне здраво желает сначала посмотреть на готовое изделие, перед тем, как купить его, издатель обделяет, наглядно показывая, мол, смотри, как нужно делать, – дай нам денег заранее, и у тебя будет всё то же самое. Если это не зло, то что же это? Такое было в Evolve, такое было в Dying Light, такое было в массе других игр. Чего стоит только хитрый финт 2K Games, чьё руководство объявило о том, что те, кто оформит предзаказ на NBA 2K16, получат доступ к игре на четыре дня раньше. Что это, если не грубый шантаж с целью приучить к нелогичным, неправильным, заведомо ошибочным действиям?

Махинации с предварительными заказами нужно остановить, пока не стало слишком поздно.

С этой тенденцией нужно бороться. Жаль, что в правительствах стран нет геймеров, иначе бы они уже давно навели бы порядок в этой порочной практике, которая губит игровую индустрию. С гидрой предзаказов нужно бороться. Бороться, пока не стало слишком поздно. Вы только подумайте: в Ubisoft планируют запретить всем, оформившим заказ на Rainbow Six: Siege забирать свои деньги. Uplay не отдаст вам ни копейки из того, что вы уже внесли на счёт жадного руководства французской компании. Как вам это нравится? Игровой рынок теряет таланты. Ещё несколько лет назад игру старались создать такой прекрасной, чтобы она затмила всех ближайших конкурентов. Недаром во многие игры, которым уже по 15-20 лет играют до сих пор. Ставят HD-моды и играют. Fallout 2, Diablo 2, WarCraft 2, Heroes of Might and Magic III и многие другие проекты. Издатель не знал, выстрелит ли задумка. Не знал, сколько заработает, не знал реакции публики. Поэтому старался сделать всё по высшему разряду. Rainbow Six: Siege В те времена мы узнавали об отличных играх из рецензий редких журналов, а также по «Сарафанному радио». На рекламные кампании никто почти ничего не тратил. Всё старались вложить в игру. Сейчас же деньги, которые помогли бы сделать игру лучше, либо просто быстрее её выпустить, уходят на рекламу, цель которой – увеличить количество сделанных предварительных заказов. В итоге мы имеем Уробороса, который пожирает свой хвост. Замкнутый круг. Чем больше денег на рекламу, тем больше предварительных заказов, чем больше предварительных заказов, тем больше можно отдать денег на рекламу. Снежный ком. А сама игра при этом отходит на задний план. Цель такой пропаганды состоит в том, чтобы усыпить бдительность гипотетического покупателя, и внушить ему спокойную уверенность в том, что волноваться по поводу конечного продукта не нужно совершенно. Но стоит ли отдавать 30$, 50$, 60$ за то, чтобы над тобой поставили сеанс самоуспокоительного гипноза, который, если выражаться простым языком, больше похож на обыкновенное мошенничество?

Резюме.

Если геймеры всего мира завтра откажутся от практики предварительных заказов, и перестанут преждевременно инвестировать в жадные студии, то какое-то время мы будем наблюдать определённый коллапс на рынке видеоигр. Наиболее алчные и слабые рассыплются, уйдут в тень. Ну, а те, кто останутся ещё несколько раз попробуют ослепить нас яркой рекламой и громкими обещаниями, поскольку по-другому они уже отвыкли работать. Однако когда издателям станет понятно, что «гетто» рассыпается и трещит по швам, что старые приёмы не работают, халява закончилась и халтурить больше нельзя, они засучат рукава, и начнут работать по старинке, делая игры настолько хорошими, насколько это возможно, ведь именно от этого будет зависеть их будущая прибыль.