Тест на игрозависимость. 10 опасных признаков
Сегодня я немножко побуду психологом, или даже целым психиатром, и начну с такой штуки как эндорфин. По научному он называется полипептидными, химическими соединениями, схожими по свойству с морфинами и опиатами, которые вырабатываются самостоятельно внутри мозга. Проще говоря: этот самый эндорфин производится мозгом, когда человеку хорошо, или мозг думает, что хорошо. В итоге и получается зависимость. Ну, а видеоигры – один из мощнейших поставщиков эндорфина, поэтому и подсаживаются на них очень крепко. И прямо сейчас я расскажу о наиболее характерных поступках, которые делают подобные ребята. А ты сиди, и загибай пальцы. Потом расскажешь, что получилось, и насколько все плохо.
Признак №1. Озабоченность.
Та-а-к… Новый уровень казармы будет строиться где-то 7 часов. Но у меня не хватает ресурсов. Значит, мне надо поскорее управиться с делами, включить игру часа за 3 до полуночи, чтобы успеть нафармить на постройку. Затем поставить казарму в очередь на строительство, где-то в полночь, чтобы потом успеть встать в 7 утра, и, перед выходом из дома, добавить в освободившийся слот очереди строительства ещё одно задание. Так, чтобы оно строилось, пока я не приду домой после обеда.
Когда человек планирует свои дела вокруг грядущей игровой сессии, когда он отвлекается на мысли о том, как завалить того босса, когда он испытывает чувство возбуждения перед игровым сеансом, это специалисты называют озабоченностью – одной из лёгких форм игровой зависимости. Знакомо ли тебе такое?
Признак №2. Потеря ощущения времени.
Включаем… Что тут у нас? Ага, соседи объявили войну. Ну, ничего, сейчас я вас прижму к ногтю. Тем более что ещё пока только 10 вечера. Ещё один ходик… ещё один. Это что за окном такое – рассвет или ядерный взрыв? Пусть лучше будет взрыв, иначе через два часа начнётся новый трудовой день, а я ещё не ложился. Ладно, ещё один ход, и всё.
Потеря времени – страшная штука. Чем качественнее игра, чем сильнее в неё погружение, тем быстрее летит время. В казино нет часов, чтобы люди играли до последней рубашки, а в видеоиграх нигде нет лимита на продолжительность сессии, разве что, кроме как в Китае, где некоторые игры в законодательном порядке принудили ограничивать ежесуточное пребывание. Люди забывают чайники на плитах, детей в ваннах, утюги на гладильных досках. Если ты тоже такой – загибай палец.
Признак №3. Оправдания.
Да ладно, подумаешь, наиграл за последние полгода полторы тысячи часов в Контру. Вы хотите, чтобы я по улицам шлялся в это время, и зарабатывал там дурное влияние? Вы смотрите свой телевизор, а у меня свой, и те два пальца, которые я загнул в двух предыдущих пунктах – ерунда.
Учёные называют оправдания – желанием обмануть здоровую часть мозга, усыпив её бдительность, что в итоге может привести к нейрохимическим изменениями в мозгу, и потом вернуть как было будет весьма непросто. Если у тебя из-за игры не сделаны уроки, не выгуляна собака, не постираны носки, не приготовлена еда или не сделано ещё, что-нибудь, но ты уверяешь себя, что ничего страшного, то загибай ещё один палец.
Признак №4. Конфликты отношений.
Друзья меня не понимают. Чем дольше живу, тем больше вижу, что они дебилы. Родители тоже на своей волне. С одними видеоиграми у меня полная гармония и покой. Вырасту – куплю себе женщину-андроида, которая будет мне женой, и с которой будем вместе шпилить в Доту. А пока – show must go on!
Конфликты отношений с родными, близкими, соседями, другими людьми, с которыми приходится общаться по учёбе или работе – неизбежно приходят к человеку, подверженному игромании. В первую очередь, из-за того, что первым делом видеоигры, и пусть весь мир подождёт. Иногда, если посмотреть со стороны, получается совсем некрасиво. И если минимум раз в день ты с кем-то ругаешься, кто тебе прямо или косвенно предлагает выключить компьютер или приставку, значит, дело плохо, и тебе пора загибать ещё один палец.
Признак №5. Отрицание.
Пальцы, какие-то. Что ты выдумал белиберду. Загибай себе дальше сам, что хочешь, а у меня всё нормально, несмотря на то, что большую часть своего свободного времени я провожу за приставкой/планшетом/компьютером.
Прогрессирующий химический дисбаланс в мозге вынуждает игрозависимого бросать вызов логическим поступкам и разумным рассуждениям. Такая вот петрушка. А желание идти по пути наименьшего сопротивления, плыть, так сказать, по течению, и уходить от жизненных проблем, отрицая сначала необходимость их решать, а потом и само их существование – уже довольно серьёзный случай, который – я верю в это – не про тебя. Но если вдруг оказалось, что про тебя, то загибай очередной палец на свой страх и риск.
Признак №6. Неспособность к самоконтролю.
Сегодня в институте, в который я собрался поступать, будут вступительные экзамены. И мне, вроде как, надо, но, блин, что-то дождь на улице, а тут как раз обновление новое вышло, которое я обязательно должен попробовать прямо сейчас.
Учёные говорят, что игромания в стадии, близкой к терминальной, неизбежно влечёт к потере самоконтроля. Необходимость сесть за игру становится навязчивым желанием, которое вытесняет все остальные, вплоть до элементарного желания поесть или поспать. И если ты лишаешь себя ужина, потому, что не в силах оторваться от игры, и лишь сбегав в туалет, наскоро запихиваешь в рот, какой-нибудь бутерброд, запивая, чем попало, то повода загибать палец ещё нет, а вот повод задуматься над своей жизнью уже есть. Ибо есть риск, что желание играть во что бы то ни было, будет становиться всё неотложней и острее с течением времени.
Признак №7. Игнорирование сигналов организма.
Что-то в последнее время ничего не радует. Зрение, как будто, садится, голова стала часто болеть, есть не хочется, ночью уснуть не могу. Скорее всего, это из-за того, что я так и не смог завалить того босса. Надо бы этой ночью попробовать ещё раз.
На языке психологов это называется эффект одёргивания. Когда здоровая часть организма посылает человеку сигнал, мол, алё, я тут, вообще-то уже на грани последнего износа. Ещё чуть-чуть и нужен будет капремонт. Спина уже болит – не разогнуться, задница вся в прыщах от потного кресла, глаза постоянно слезятся и краснеют, спать нормально не могу, а когда могу, снится всякий бред. Еда потеряла вкус, да и вообще смысл жизни утратился. А мозг, а точнее, его изменённая, заражённая игроманией часть, игнорирует столь важные сигналы, к которым раньше ты прислушивался очень чутко. Если есть такое – загибаем ещё один палец.
Признак №8. Сравнение реального мира с виртуальным.
Мне надо срочно перейти дорогу, но, к сожалению, на светофоре красный. Пожалуй, сохранюсь, и попробую. Или: у водителя маршрутки в панели торчит много денег. Что если надеть ему на голову ведро, и забрать деньги себе? Осталось только ведро скрафтить.
Психологи называют это механизмом копирования, когда человек, чтобы решить, какую-то текущую задачу, применяет логически ошибочное решение, основываясь на ситуациях, которые он видел в фильмах, читал в книгах, или находил в видеоиграх. Вы смеётесь, а в одной из китайских школ, один малец сжёг другого, облив горючей жидкостью, объяснив, что это он метнул файер-болл. И таких историй полно. Достаточно вспомнить кучу криминальных сводок, когда граждане начинали представлять себя героями той или иной игры, и творили преступления. Но я верю, что ты не такой.
Признак №9. Заглушение неприятных эмоций.
Что-то, как-то накопилось всё, придавило. И то надо сделать, и это, и денег нет, и перспектив. Тлен, бренность и безысходность. И, вроде как, нужно, что-то сделать, как-то начать исправлять, но не сегодня. Сегодня, чтобы приподнять себе настроение, я включу свой любимый компьютер, и посмотрю, чего там новенького выложили на торренты.
Глушить неприятные эмоции при помощи видеоигр – это так же плохо, как игнорировать сигналы организма. Иногда – ясен пень – отвлечься можно и даже нужно. В какую-нибудь грустную минуту, когда, например, девушка бросила, можно на всё плюнуть и забуриться вглубь любимой видеоигры, просто, чтобы развеяться на вечерок-другой. Но, когда это перерастает в единственно решение всех проблем, это уже серьёзный повод задуматься над своей жизнью.
Признак №10. Отказ сознания.
Я вышел на улицу. Да, это улица. Я иду. Я правильно иду? Одна нога, вперёд, теперь другая. Я не забыл дышать? Как это правильно делать? Стоп, зачем я вышел? Да, мне нужны деньги на донат. Кажется, в сумочке у этого женского NPC должны быть деньги. Где мой эльфский меч?
Терминальная стадия игромании, это, когда человек перестаёт отдавать себе отчёт в поступках. Проще говоря, едет крышей. Если ему нужно поиграть, а, что-то стоит на его пути: мамка забрала кабель от блока питания, закончились деньги за подписку или друг забрал аккаунт и не отдаёт, то может случиться, что-то нехорошее.
Теперь подсчитываем. За подтверждение пунктов 1, 2, 3 берём себе по одному баллу за каждый. За пункты 4, 5, 6 – по 2 балла. Пункты 7 и 8 и 9 – 5 баллов, а если у вас подтвердился пункт 10, то скажите, чтобы, кто-нибудь вызвал скорую.
Если вы набрали меньше трёх баллов, то вы на нашем сайте случайный посетитель, и с вами всё хорошо.
Если набрали от 4-х до 9-ти или больше баллов – есть повод задуматься над сменой образа жизни и пересмотра жизненных приоритетов.
Если же у вас 10-19 баллов, то, скорее всего, своей жизнью вы недовольны, но и самостоятельно исправить, что-то – не можете. Главное, что можно сделать в этой ситуации – признать проблему. Дальше будет легче.
Если у вас 20 и больше, то срочно нужны меры: трудотерапия, испытание свежим воздухом и полное удаление из зоны прямого доступа всего, что работает от электричества.
В завершении хочу сказать, что видеоигры не лучше и не хуже других человеческих увлечений. Да, они эффектны, да, они затягивающие, и люди предрасположенные, запросто могут сойти с ума от них. Но, если игр не будут, они согласны на помешательство на почве книг, или, например, музыки, ибо всё хорошо в меру.