10 игровых франшиз, угробленных новыми хозяевами
Лучшие видеоигры, принесшие своим создателям много денег, как правило, становятся целыми сериалами, которые принято называть импортным, как и почти всё в игропроме, словом – франшиза. Есть франшизы успешные, типа Battlefield, есть влачащие жалкое существование, типа Dead Rising. Есть такие, которые были у одного хозяина, и которые решили умертвить, типа Metal Gear, есть такие, которые получали вливание новой крови, и обретали вторую жизнь, типа Fallout, а есть и такие, которые были уничтожены, сбиты на взлёте из-за этого самого прилива свежей крови, которая оказалась не той группы.
Rockstar – Max Payne.
Как показывает практика, третья часть Max Payne нравится только тем, кто не играл в первые две, которые были настоящими шедеврами, и за создание которых отвечала Remedy Entertainment. А потом случилось так, что франшиза переехала к Rockstar, где из неё решили сделать очередную GTA. Атмосфера была утеряна, сюжет прыгал с одного на другое и был совсем неинтересен. Депрессивный герой, находящийся на грани суицида, начинал раздражать в первые же минуты. Rockstar, ты ли это? Я не узнаю тебя в гриме. Вместо стильного полицейского, выглядящего, как голливудские детективы 40-х годов прошлого века, мы получили, какую-то пьянь в гавайской рубашке среди бразильских трущоб. Поклонники подобного могут сколь угодно долго нахваливать данную игру, однако факты остаются фактами: третья часть похоронила франшизу, о которой с 2011-го года не слышно абсолютно ничего, и не факт, что, что-то поменяется.
The Coalition – Gears Of War.
В последнее время принято ругать Клиффа Блежински – американского игрового дизайнера, вбухавшего впустую 40 миллионов инвесторских долларов в сетевой шутер LawBreakers, а затем выпустившим почти мусорный Radical Heights, который, возможно, поставил крест на карьере своего создателя. Но, когда Клифф работал над Шестернями Войны, получалось у него отлично. Да, возможно, он, как группа, известная по одной песне, ну и ладно, зато песня была хорошая. А вот потом сериал был отдан студии The Coalition, которая выпустила, что-то принципиально новое, полностью утратившее старую атмосферу, и получившее смешанные оценки от старинных фанатов. Игра, как-то пошумела, пошумела, и затихла, потому что все поняли – былых Шестерней не вернуть, а в новые – не факт, что кто-то захочет играть.
Все, кроме Insomniac Games – Spyro The Dragon.
Так уж сложилось, что известный сериал Spyro The Dragon, был хорош только в самом начале, пока франшизой занимался сам создатель в лице Insomniac Games. Потом она пошла по рукам, и всё сломалось. Чем прославилась данная игра в своё время? Отличной анимацией, общей стилистикой и атмосферой, делающей её похожей на мультфильм от Pixar. Видно, что-то такое было в коллективе тогдашних разработчиков хорошее. Быть может, кто-то из них был хорошим родителем, и читал сказки своим детям на ночь, кто-то не успел разозлиться на этот мир, а, кто-то и сам был ребёнком во взрослом теле. Но, когда франшиза уехала, магия рассыпалась. За реанимацию брались несколько раз, но всегда получалось неискренне и не так интересно, как на старте.
Все, кроме Naughty Dog – Crash Bandicoot.
И ещё один игровой сериал с похожей историей. Пока приключения этого сумчатого существа делали в Naughty Dog – всё было хорошо. Когда её передали третьим лицам, всё сломалось. Те другие видели игру, играли, возможно даже общались с разработчиками, но сами ничего подобного сделать не смогли, как не может Sega повторить успеха игр с ранним Соником, так не могут и сторонние студии (не будем тыкать пальцем) сделать так, как получалось у создателя. В Naughty Dog взялись за Джека и Декстера, а все последующие ремейки и принудительные сиквелы так и не смогли даже близко подойти к той успешной игре, которая вытягивала продажи первой PlayStation.
Bioware Montreal – Mass Effect.
Вот вы ругаете BioWare за Андромеду, а ведь её делала совсем другая студия, находящаяся в отдельном городе, в отдельном офисе, и имеющая своё начальство, пусть и подконтрольное Electronic Arts. Как вы ни крутите, как ни спорьте насчёт качества первый трёх частей, выясняя какая из них лучше, а какая хуже, опровергать тот факт, что последняя, как бы четвёртая Андромеда – хуже любой остальной – сложно, если, конечно, знакомство с сериалом для вас не началось как раз таки с самой последней части. Понять, почему разработку поручили студии из Монреаля – сложно. Возможно, всё дело было в том, что основное подразделение работало над Anthem, а, быть может, это было связано с тем, что кто-то по дружбе пообещал, кому-то передать амбициозный проект, но теперь, чтобы увидеть продолжение Эффекта Массы, во-первых, должно пройти несколько лет, чтобы забылся позор прошлого, а во-вторых, разработкой должна заняться главная студия, если она вообще сможет пережить Anthem и новую Dragon Age 4.
Electronic Arts – Command & Conquer.
Электронщики – главные убийцы игровых франшиз. Но с нюансом: иногда они убивают игры, которые создали сами, ну, или которые создал, кто-то другой, но под их руководством и финансированием. Так было, например, с Dead Space. Но было и так, что EA покупала какую-то студию, которая уже сделала себе имя, создав, какую-то отличную игру, выжимала из неё всё, и благополучно разгоняла всех, закрыв франшизу. Как бы там участники сделки ни распинались перед прессой в том, что никто не будет вмешиваться в существующие франшизы, на самом деле так происходит далеко не всегда. Так было, например, когда электронщики завладели Westwood Studios, создавшей всемирно известный стратегический сериал Command & Conquer. И, практически сразу после покупки у игры дела пошли неважно. А спустя какое-то время, в EA поняли, что продавать стратегии – это не так весело, как шутеры. Поняли, и закрыли разработчика, уничтожив одну из самых популярных стратегических франшиз на планете Земля. Blizzard, хотя бы сделала из игры World of Command & Conquer, Bethesda превратила бы бренд в шутер, но в EA, к сожалению, предпочли пойти другим, более радикальным путём.
Gearbox – Duke Nukem.
Gearbox, несмотря на привычку прессы хвалить эту студию, на самом деле, довольно скандальная контора, которая частенько занималась всякой ерундой. Например, легендарную Aliens: Colonial Marines, которая стала впоследствии предметом многолетнего судебного разбирательства, сделали именно здесь. Ну, а ещё там сделали шутер Duke Nukem Forever, который стал последней частью франшизы, окончательно убив то, над чем годами кропотливо работала студия 3D Realms. Долгое время Duke Nukem считался полноценным конкурентом DOOM-у с Quake-ом, но затем права начали переходить из рук в руки, и в итоге оказались у Gearbox, которая приступила к разработке Duke Nukem Forever, которая длилась с 1997-го года по… 2011-й. 14 лет там ползли, сидели и лежали на пути к финальному релизу, и лучше бы проект закрыли так и не выпустив, ибо получилось так плохо, как только могло. Duke Nukem предстал перед глазами изумленной публики, как уродливый динозавр из 90-х, без души, идеи и стиля.
Ninja Theory – Devil May Cry.
Поклонники слэшеров наверняка знают, кто такой Данте: воин-полубог, с огромным, в человеческий рост мечом, при помощи которого он разделывал на части толпы отвратительных чудовищ. Вселенная игры получилась, хоть и специфической, но узнаваемой и яркой. Точнее, так было, пока за разработку отвечала Capcom, которая выпустила четыре части, а потом за дело взялась Ninja Theory, которая в 2013-м выпустила совсем не классический DmC: Devil May Cry с кучей «свежих взглядов» и переделкой игровой механики. Игра получилась слабой, что, конечно же, отразилось на продажах. В итоге, вот уже 5 лет, о серии никто ничего не говорил, и только недавно начали пробиваться первые слухи о возможном анонсе новой части. Как в Ninja Theory смогли убить столь раскрученную франшизу – непонятно, но её поклонников должно радовать то, что сериал не погиб, а впал в кому, чтобы однажды вернуться. Но, каким он вернётся – тот ещё вопрос.
Hangar 13 – Mafia.
В мире не существовало столь стильного, интересного и красивого экшена, как Мафия. При всём уважении к GTA 5, её герои не вызывают сочувствия. Это мерзкие отморозки, мыслящие и поступающие, как мерзкие отморозки. Да и атмосфера в ней не та. Мафия – это Однажды в Америке или Славные Парни, а GTA – это классический современный, или, если хотите, бездушный боевик, который, впрочем, всё равно сделан потрясающе, и технически превосходит Мафию в разы. Но последнюю мы любим не за технику, а за стиль и историю. В общем, в распоряжение Hangar 13 поступил бренд высочайшего качества, который было сложно испортить. Иметь на руках Mafia 3, это как занести вечером в студенческое общежитие ящик горячих чебуреков – аншлаг и всеобщий восторг обеспечен. Но разработчики смогли сделать невозможное, промахнувшись с метра по пустым воротам, не попав по лежащему мячу. Mafia 3 получилась куском известной субстанции на лопате, и откровенным плевком в души поклонников франшизы. И самое страшное, что они, похоже, сели делать Mafia 4, но – вот печаль – тех, кто помнит, кто такой Томми Анджело, поделки Hangar 13 уже не интересуют.
Ubisoft – Герои Меча и Магии.
New World Computing создала одну из величайших игр всех времён и народов, достигшую пика на стадии третьей части. Третьи Герои – та игра, которую можно брать с собой на необитаемый остров, где планируется просидеть очень долго. Ну, а потом франшиза перешла Ubisoft, которая, как оказалось, в Героев совсем не может. Видели, слышали, нюхали, играли, но сами повторить не в состоянии, как современные писатели не в состоянии написать, что-то типа Тихого Дона, и как современные режиссёры не могут снять круче, чем их отцы. Наиболее эпическим фиаско получился HD-ремейк третьей и релиз седьмой, к счастью, последней части Героев. Ни то, ни другое не удалось, и, по идее, мы подошли к тому этапу, когда историю Меча и Магии можно заканчивать. Во всяком случае, Ubisoft больше ничего не сможет из неё выжать, разве что перенести эту вселенную в Far Cry 6, или продать, каким-нибудь корейцам, чтобы те сделали MMORPG на этой основе.
Это были 10 отличных игровых франшиз, угробленных новыми владельцами. На этом всё. Играйте только в хорошие игры, и пусть никто не уйдёт обыгранным.