Так что же лучше: FIFA 15 или Pro Evolution Soccer 2015?
Если где-то в игровой индустрии есть видеоигры-конкуренты, которые соревнуются друг с другом из года в год, а их фанаты рвут глотки и ломают пальцы в спорах, то ничто не выдерживает сравнения с 15-летним соперничеством FIFA и Pro Evolution Soccer. Эти две игровые серии, несмотря на все отличия, так похожи друг на друга, что не сравнить их просто нельзя. В нашем случае мы попробуем столкнуть лбами последние игры данных серий под названием: FIFA 15 и Pro Evolution Soccer 2015.
Общее сравнение издалека.
Обе франшизы принадлежат авторитетнейшим компаниям: Konami и Electronic Arts. Но, при этом канадская серия FIFA появилась в 1993-м году, а японская Pro Evolution Soccer в 2001-м. Разница огромная. При этом и Япония и Канада – страны совершенно не футбольные. Хотя, если сравнивать, то футбольные традиции Японии всё же сильнее. У них и Чемпионат Мира был, и несколько футболистов играли и играют в ведущих европейских клубах, а у Канады, кроме Харгривза, который канадец лишь наполовину, и не вспомнишь сходу никого.
Однако теперь мы отвлекаемся от всей игровой серии в целом, и ведём речь отдельно о последних играх серий, в отрыве от их успешного и не очень прошлого. Сравнивать будем привычные для нас ПК-версии.
Обе игры вышли осенью, с разницей в месяц. При этом обе получили совершенно новый движок. FIFA 15 получила Ignite engine, а Pro Evolution Soccer 2015 – модный Havoc. Серьёзные заявки на успех. Стоимость игр практически одинаковая, но, так уж сложилось, что в течение нескольких лет, покуда в Konami валяли дурака, в Electronic Arts сделали всё возможное, чтобы подсадить Европу на FIFA. Можно точно сказать, что канадцам это удалось. А вот Pro Evolution Soccer 2015 пришлось приходить в чужие европейские владения, и робко просить аудиенции у геймерской общественности. Поэтому, что касается массовости, проекты выступают в совершенно разных категориях. Но это нисколько не мешает быть той же Pro Evolution Soccer 2015 гораздо популярнее в странах Азии, чем детище канадского конкурента.
Визуальная составляющая.
Итак, графика. Начнём с FIFA 15. Осенью данная игра явила себя миру радикально преображённой. Не то, чтобы с графическими инновациями случилась революция, но последняя FIFA заметно похорошела. Зрители на трибунах, наконец-то, перестали быть похожими на вырезанные из картона макеты, газон стал похож на газон, а лица футболистов в который раз подвергли улучшению. Форма футболистов стала пачкаться, если её обладатель постелится в подкате в дождливую погоду, а сама главная картинка стала заметно лучше. Отдельной песни достоин подход к режиссуре повторов. Нет, ключевые моменты, когда забивается гол, на стихийных повторах всё также показываются либо крупным планом, когда кроме мяча ничего не видно, либо с видом снизу, когда кроме мяча и неба ничего не видно, либо из-за ворот, когда вообще ничего не видно. Но в остальном: нарезка кадров, эмоции, опасные удары, грубая игра. Всё то, что показывает нам система в перерыве и после матче заслуживает высших оценок.
Теперь переходим к Pro Evolution Soccer 2015. Игра также заметно похорошела. Футболисты выглядят отлично. Некоторые звёзды, по скромному мнению автора, даже больше похожи на самих себя, чем в FIFA 15. Поле также выглядит неплохо, хотя такого реалистичного газона всё равно нет. А вот с повторами в PES 15 не заладилось. Такой красоты, как канадские игроделы, японцы нам показать не сумели. Равно как и не заладилось со зрителями на трибунах. Такого однообразного позорища, когда руками машут тысячи одинаково одетых близнецов, расставленных в шахматном порядке, давненько видеть не доводилось. Однако если быть объективным, обе игры выглядят по-разному. Но, всё-таки, FIFA 15 заметно красивее, тут очевидно меньше халтуры. И несмотря на то, что на вкус и цвет все фломастеры разные, FIFA 15 получает 4,5 балла, а PES 15 3,5 за блеклое поле, за болельщиков и за меньшее разрешение. Чисто графических багов хватает у обоих, так что на отлично не наработал никто.
Звуковая составляющая.
Добрались до звука. Ну, какой может быть звук в футболе? Пение фанатов, судейские свистки, удары по мячу да музыка в меню. Вот и вся озвучка. Ах, да, чуть не забыли комментаторов, про них тоже замолвим пару слов.
Итак, в FIFA 15 остались всё те же дурацкие пляжные песенки, которые раздражали автора ещё с 1998-го года. Почему-то принято считать, что если тебе нравится футбол, то ты обязательно будешь в восторге от клубной музыки и бразильских развлекательных напевов. Но если оставить меню и включить-таки игру, то звук внутри выглядит отлично. Никаких нареканий. Хотя, нет. Нарекания всё же есть: скучные, однообразные кричалки болельщиков и не прогрессирующие скучные комментаторы.
В PES 15 со звуком в меню ситуация получше, хотя попсы и тут хватает. В самой игре такие звуки, как удар по мячу, звук от попадания мяча в штангу, а также прочее сопутствующее звуковое сопровождение слышится сочнее. Именно сочнее, но не реалистичнее. Тут снова тот случай, когда вкус и цвет – отличный повод для мордобоя. Когда сидишь на огромном стадионе, то всех этих звуков на поле не слышно совершенно. Тут как раз ощущение то, когда смотришь футбол по телевизору. Однако и у PES 15 те же детские болезни, как и у FIFA 15: скучные кричалки и очень скучные комментаторы.
Обычно, после нескольких месяцев карьеры комментаторов отключают. К сожалению, когда руководишь, на протяжении десяти лет одним и тем же клубом, на домашних матчах зрители поют одни и те же две-три песни. При этом у обоих конкурсантов эти самые свистелки-кричалки благополучно перекочевали из предыдущих версий. В общем, за звук обеим играм ставим по 3,5 балла.
Реализм.
Вот мы и подошли к самому спорному раунду: к реализму. Начнём, по традиции, с FIFA 15.
Здесь, как и у конкурента, есть два разных режима игры: с ИИ и сетевой. Если против ИИ с реализмом ещё более или менее, то в мультиплеере с реализмом большие сложности. Но, сразу о хорошем. В FIFA 15 заметно реалистичнее стало поведение голкиперов, убрали ту лёгкость, с которой забивались мячи головой, а самой игре добавили огромное количество случайных событий. И всё было бы хорошо, если бы в Electronic Arts не наступили снова бы на те грабли, на которые они наступают последние 15 лет. Если в одной серии FIFA, скажем, верховые забросы полезны, то в следующей нет ничего бесполезнее, чем верховые забросы. Потом их снова делают полезными, а потом опять обесценивают. То же самое относится и к точности паса, к силе удара, и лёгкости ударов из штрафных положений и т.д. Короче говоря, FIFA 15 сделали слишком атакующей. В реальном футболе такое бывает не часто. Кроме того, в FIFA 15 есть понятие «известного заранее гола», когда, при игре с ИИ, проведя особую комбинацию, и приведя расклад на поле к известному положению, гол забивается почти наверняка. Хотя, справедливости ради отмечаем, что случайных событий в игре стало очень много: отскоки, рикошеты, слетевший с ноги мяч, неудачная игра голкипера и т.д.
В PES 2015 с реализмом тоже не всё в порядке. Здесь также можно, разведя мяч с центра поля, добежать до штрафной противника. В реальном футболе такого практически не бывает. Но движения футболистов смотрятся реалистичнее, в отличие от пасов, которые могут быть либо слишком, нереально точными, либо вообще такими косыми, что только диву даёшься: за что эти футболисты получают зарплату. Ситуаций с заведомо известным голом в PES 2015 гораздо меньше. Каждый матч тут очень отличается друг от друга, но всё портят индикаторы силы, появляющиеся под каждым футболистом, а также, слишком большой упор на индивидуальное мастерство спортсменов. Для игрока с высоким показателем контроля мяча ничего не стоит протянуть круглого через полполя.
Отдельно стоит сказать об играх по мультиплееру. Ни FIFA 15, ни в PES 2015, с точки зрения реализма не выдерживает критики. Если в FIFA матчи, заканчивающиеся 6:5 – в порядке вещей, то в PES, наоборот, большие проблемы с управлением. Даже при минимальном пинге, футболисты реагируют с большой задержкой на нажатые вами кнопки, поэтому такие вещи, как подкат или тонкий обыгрыш один в один – часто нереальны.
В итоге у нас двоякие впечатления: при играх с компьютером с реализмом полный порядок, а в мультиплеере начинаются какие-то увлекательные карусели, которые всё портят.
По итогам данного раунда ставим обеим играм по 4 балла. Ибо на фоне великолепной графики, сами футбольные поединки скатились к аркадным временам десятилетней давности, когда финты решали всё, а роль защитников была сильно уменьшена.
Игровой процесс.
Ну и остался у нас последний раунд. Тут-то всё и решится. Сначала рассмотрим меню. В FIFA 15 меню стало ещё сложнее. Многие вещи в игре приходится искать продолжительное время, что совершенно неоправданно. С тоской вспоминается простое и понятное меню FIFA 98. В PES 2015 ситуация, неожиданно, стала похожей, что совсем не свойственно данному игровому сериалу. Здесь мы также имеем сложное меню с кучей скрытых, не явных кнопок.
Ну и, конечно же, в PES 15 нет английской Премьер Лиги и немецкой Бундеслиги. Вместо этого, из-за проблем с лицензированием, кое-какие клубы Англии и Германии находятся в разделе «Другие команды Европы». Вопиющий стыд и срам.
Однако переходим к самому интересному: к игре. Что касается сетевых матчей, то при всех недостатках в FIFA играть интересней, поскольку, во-первых, отсутствие реализма в FIFA 15 это пончики по сравнению с теми лагами, которые возникают в сетевых матчах PES, а во-вторых, в PES большие проблемы с поиском соперника. Ждать приходится по 2-3 минуты, и то не факт, что соперник будет найден.
Ну, а вот по поводу самого игрового процесса, то тут очень сложно что-то сказать, поскольку фанатам каждой серии очень нравятся и FIFA 15 и PES 2015. Они впитали в себя много хорошего, хотя и от недостатков избавиться не смогли. Матчи против ИИ в FIFA 15 довольно интересны. Цифрового соперника научили играть ещё разнообразнее. Он может очень оригинально выстроить свою атаку и не менее оригинально прервать вашу. В PES 2015 ситуация аналогичная, но там доминирует генератор случайности, которому разработчики отвели место главной звезды в игре. За счёт этого, по мнению автора, часто голы в игре получаются слишком уж нереальными. Мяч летает либо по очень вычурным траекториям, либо влетает в метре от вратаря, и тот ничего не может с этим поделать. Короче говоря, в забитых голах чувствуется аркадность, равно как и в движениях футболистов.
По итогам этого раунда FIFA 15 получает 4,5 баллов, а вот PES 2015 только 3,5. Недоработка видится в технически слабом мультиплеере, который всё портит, в нереальных пируэтах, которые иногда случаются при забитии голов, а также в том, что в игре нет высших лиг Англии и Германии.
Резюме.
В итоге FIFA 15 у нас получает 16,5 балла, а вот Pro Evolution Soccer 2015 отстаёт на два балла, и финиширует с отметкой в 14,5. Автор честно старался вытянуть соперничество на мировую, но у него ничего не получилось. Но с другой стороны, если посмотреть на вещи под несколько другим углом, то, в принципе, можно было бы сказать, что победила всесокрушающая дружба. Но, объективности ради, Pro Evolution Soccer 2015 сейчас показывает технологии, которые были в FIFA пятилетней давности. На этом всё. Желаем вам ярких побед и достойных соперников.