Так что же лучше: World of Tanks, War Thunder или Armored Warfare?
В мире танковых симуляторов не так давно случилось пополнение. К длительному противостоянию World of Tanks и War Thunder добавился ещё один конкурент в лице американского Armored Warfare. Куда же податься начинающему, а может и опытному танкисту, который не променяет грохот пушек, солярочную гарь и лязг гусениц ни на что другое? Давайте попробуем сравнить три эти игры, рассмотрев их не очень пристально, но с достаточно близкой дистанции, чтобы помочь составить мнение о каждом проекте в отдельности.
Ну, а чтобы сравнивать было интереснее, мы оформим всё это в наш традиционный конкурс, где оценим графику, звук, реализм, игровой процесс, отношение администрации и влияние доната. Оценки будем выдавать после каждого раунда. Низший балл – единица, высший – пятёрка. Если всё понятно, то давайте, пожалуй, начнём.
Общее сравнение издалека.
Итак, самым возрастным у нас по-прежнему остаётся World of Tanks. Игра вышла официально в 2010-м году, и не так давно отпраздновала пятилетний юбилей. War Thunder стал доступен в виде бета-версии два года спустя, в 2012-м году, но наземная техника при этом стала доступна только два года спустя, в 2014-м в рамках открытой беты, когда игра получила обновление 1.41. Что до Armored Warfare, то тут всё совсем молодо-зелено: игра стала доступна в рамках открытой беты в сентябре 2015-го года. Многие, конечно, могут возразить, что, дескать, негоже сравнивать уже вполне сложившиеся игры с тем, что ещё продолжает ехать по конвейеру. На, что мы возразим: если нельзя, но очень хочется, то можно.
Ясен-красен, детище Wargaming на момент своего выхода в свет явило геймерам практически настоящее откровение. На фоне бесконечных фэнтезийных MMORPG такая брутальная чудо-игра с претензией на историческую достоверность, да ещё и про столь любимые нами танки, не могла не быть успешной. В итоге мы имеем на сегодняшний день самый популярный в мире симулятор танковых боёв. World of Tanks уже не раз ставил рекорд одновременного онлайна, когда количество игроков переваливало за миллион, он покорил PlayStation и Xbox, мобильные устройства а также вот уже пару лет не выпадает из пятёрки самых прибыльных сетевых игр мира. С таким гигантом сражаться весьма непросто.
В Gaijin Entertainment всё прекрасно понимали, когда ввязывались в соперничество. При этом стоит отдать должное руководству компании, у создателей War Thunder были куда более амбициозные задумки. Там хотели объединить всё воедино, поместив на поле боя и танки и самолёты. Как это получилось – пусть расскажут начальники проекта, отчитавшись о финансовых доходах. Но, судя по всему, у игры всё прекрасно: обновления War Thunder получает с периодичностью раз в два-три месяца, в прессе не теряется, патриотические ролики клепает, в общем, ведёт себя чрезвычайно сознательно, за что мы его создателям очень благодарны.
Ну, и, наконец, Armored Warfare. Данная игра делается в совершенно не «танковых» США. Имеется в виду, не то, что у США нет танков, хотя можно и так сказать, а то, что у США никогда не было своей Курской дуги, и танки не стоят в виде памятников на постаментах в каждом втором городке. Короче говоря, танковой истерии в США нет, и вряд ли мы ошибёмся, если предположим, что данная игра больше рассчитана на Азию, Европу и особенно Россию с её окраинами. Armored Warfare – детище Obsidian Entertainment: компании, которая доселе славилась отличными RPG. Танки для неё – принципиально новая затея. Что до экономической мощи, то данную фирму уместней сравнить с Gaijin Entertainment, чем Wargaming, поскольку вторая компания находится в совершенно другой, более крупной весовой категории.
Ну, а теперь, когда наши конкурсанты прошли предварительное «взвешивание», можно приступать к первому раунду, по итогам которого мы раздадим играм первые оценки.
Визуальная составляющая.
Не нужно быть семи пядей во лбу, иметь третий глаз, диплом художественного училища, или обладать чрезвычайно тонкой душевной организацией, чтобы понять, что War Thunder у нас самая красивая игра из всей представленной троицы. Сказывается более современный, чем у World of Tanks, и больший временной запас на полировку всей красоты, по сравнению с Armored Warfare. War Thunder обладает движком Dagor, который был создан в той же Gaijin Entertainment в 2001-м году. У World of Tanks движок под названием BigWorld порос былинами, мхом и ковылём, и уже начинает потихоньку устаревать. Ясно, что соперничать со столь молодым и серьёзным конкурентом тут нельзя совершенно. Что до Armored Warfare, то тут, несмотря на молодость и передовые технологии, пока что всё очень плохо.
Несмотря на движок CryEngine четвёртого поколения, который был анонсирован в 2013-м году, Armored Warfare всё ещё выглядит, как дешёвая копия War Thunder и больше всего напоминает World of Tanks. Тут тебе и максимальное разрешение в 1280х768, тут тебе и графические артефакты, и прочие прелести. Чего только стоят, разваливающиеся на чёрные кубики объекты, и квадратные клубы пыли, вылетающей из под гусениц.
В War Thunder деревья выглядят как деревья, а не как плоские картонки. На земле остаются следы от гусениц, башни танков правдоподобно отлетают, в небо идёт реалистичная гарь, а выстрелы больше похожи на выстрелы, хотя тут ещё и звук немало постарался. И если бы не пропадающие подбитые танки, было бы совсем хорошо.
В World of Tanks тоже всё неплохо, но не так, как у War Thunder. Всё, что смогли улучшить разработчики за последние несколько месяцев, это тени, световые эффекты и внешность самих моделей танков, которые выглядят ничем не хуже чем у детища Gaijin. Но, в то же время, многие напротив выкручивают графику до минимума, чтобы не только комфортно чувствовать себя, играя на слабых компьютерах и со слабым интернетом, но и лучше видеть затаившегося в кустах неприятеля. Так что кому эффектность, а кому и эффективность.
В Armored Warfare чувствуется, что всё будет весьма и весьма неплохо, но до War Thunder не дотянет, и остановится всё на уровне World of Tanks, о чём наглядно свидетельствует нынешний внешний вид американской игры, чьи создатели бессовестно копируют всё, что видели в белорусском конкуренте.
По итогам этого раунда War Thunder получает 4,5 балла, поскольку за год игра не стала красивее, и осталась на старом уровне, несмотря на то, что стремиться есть куда. World of Tanks получает 4 балла. Что до Armored Warfare, то можно было влепить американскому конкуренту трояк, на который он на данный момент честно наработал, но мы все понимаем, что ранняя версия – есть ранняя версия, поэтому относимся снисходительно. Следовательно – 3,5 балла.
Звуковая составляющая.
А вот со звуком всё сложнее, чем с графикой. Явного лидера нет, хотя, опять же, War Thunder звучит сочнее. Гусеницы лязгают, пробуксовывают, двигатель надрывается при езде в горку, пушка гасит очень качественно. Из кабины выстрел ощущается совершенно по-другому, а от звуков стрельбы из пулемёта эффект присутствия становится ещё более ярким.
В World of Tanks всё осталось на том же уровне, что и год, и два назад. Такое впечатление, что разработчики просто не хотели отвлекать игроков звуком, задвинув оный куда-то на задний план. Понятно, что поклонникам Мира Танков все звуки, в том числе и мелодии в сто раз роднее эффектных звуков War Thunder, но поскольку у нас конкурс беспристрастный, то приходится констатировать, что у World of Tanks звук имеет некоторую упрощённость. Он как бы есть, но сказать, что он ярок и правдоподобен – нельзя. В то же время, звуковые техники всех трёх конкурсантов провели немало времени в ангарах и на полигонах, записывая то, что могли записать, и, додумывая то, что записать не получилось. Но в конечном итоге звуки были воплощены совершенно по-разному.
У Armored Warfare те же самые симптомы, что и у World of Tanks. Звук есть, звук неплохой, но выпятить его в качестве одного из главных достоинств проекта, никак нельзя. При этом музыкальные композиции данной игры звучат более современно, но оно и немудрено: внутриигровая бронетехника тут более поздняя, следовательно, проблем с качественной записью оной должно быть меньше. Это вам не древний Тигр или Пантеру искать на ходу. Практически вся техника, имеющаяся в Armored Warfare, обильно представлена в современных музеях мира, однако, звук всё равно страдает от однообразности.
По итогам этого раунда мы ставим War Thunder пятёрку, а World of Tanks и Armored Warfare по четыре балла.
Реализм.
И снова у нас есть явный фаворит, и два явных аутсайдера. War Thunder в разы реалистичнее. Тут вам и особенности прицеливания, и отсутствие индикатора здоровья, и даже имитация поражения экипажа, сидящего внутри кабины. На скоростных танках можно дрифтовать, на тяжёлых можно ощутить чувство управления огромной, многотонной махиной, которой нельзя сразу затормозить, а приходиться бороться с инерцией. Стоит добавить наличие отличной системы поражения модулей и наличие режима реалистичного боя. Понятно, что до настоящего танкового тренажёра этой игре далеко, но у конкурентов всё ещё хуже.
У World of Tanks, к примеру, техника по-прежнему ездит по плоской карте с таким эффектом, словно стоит на месте, а карту при этом чьи-то заботливые руки двигают, создавая эффект езды. Аркадность чувствуется на каждом шагу, начиная от наличия полоски жизней и заканчивая невнятной работой артиллерии. А если добавить к этому странности с пробитием и непонятную выживаемость экипажа, кабину которого уже прошили раз десять, то о реализме говорить не приходится. Всё-таки, World of Tanks – проект, заточенный под киберспортивную дисциплину, и с этих приходится считаться. Во всяком случае, именно благодаря этому игра имеет ту популярность, которую имеет. Ведь никому не приходит в голову утверждать, что Call of Duty – плохая игра, потому что не реалистичная?
В Armored Warfare с реализмом ещё хуже. Это, конечно, не Танки Онлайн, но и даже не World of Tanks. Совершенно аркадные металлические машинки смешно ездят по местности, смешно зависают в воздухе, изображая небольшой полёт, после наезда на очередной природный трамплин, и не менее смешно стреляют. С физикой тут полный швах. Система повреждений также не имеет ничего общего с реализмом. Полоска жизней – в наличии.
По итогам этого раунда War Thunder получает 4, World of Tanks 3,5, а Armored Warfare три балла.
Игровой процесс.
Вот мы и подошли к самому главному: геймплею, а проще говоря – интересности. Тут, как говорится, не всё так однозначно, и зарекомендовавший себя доселе в качестве реалистичного танкового симулятора War Thunder, смотрится не столь убедительно. Нам предлагают очередные захваты очередных зон, и попытки создать что-то, похожее на командную игру. Желание казаться реалистичным, на наш взгляд, сыграло с War Thunder плохую шутку, и игра, вобравшая в себя много полезного, просто потерялась на фоне захватывающих боёв World of Tanks. Проще говоря, геймплей War Thunder производит впечатление некоей сырости, когда сразу сделали танки, карты, а потом стали придумывать для них боевые условия. Подтверждением этому тезису является традиционно низкий онлайн у танкового режима данного проекта.
Что до World of Tanks, то тут всё замечательно: хочешь солировать – вперёд, покажи класс. Хочешь работать на команду, если она есть, – все карты в руки. Разные режимы действительно разнообразят игровой процесс, а разные карты действительно вносят существенные коррективы в бой, нивелируя преимущество одних, и добавляя баллов другим. Вместо реалистичных ощущений, геймерам вручается смычок и предлагается попробовать подирижировать теми танковыми музыкантами, которых вам выделил на бой автобаланс.
Что до Armored Warfare, то тут всё очень похоже на World of Tanks, несмотря на то, что в Obsidian Entertainment 150 раз рассказывали прохладные истории о том, что они не копировали ничего и ни у кого. Между тем, в Armored Warfare уже есть одиночная кампания, где можно повоевать супротив ботов, есть весьма интересные карты и необычные задания. В общем, у Armored Warfare чувствуется большое будущее в этом плане, черты которого, как мы надеемся, можно будет разглядеть уже в следующем году.
По итогам данного раунда World of Tanks получает 5 баллов, Armored Warfare 4 балла, а War Thunder 3,5. Общая неинтересность и однообразность боёв сделала своё дело.
Отношение администрации.
Тут всё по-прежнему: в World of Tanks полный тоталитаризм с одновременной расхлябанностью. В War Thunder всё более либерально и свободно. В Armored Warfare всё гораздо сложней в силу молодости проекта, но «мэилрушные» модераторы никогда не страдали излишней строгостью, а проявлять оную им пока что нет смысла, поскольку читеров в Armored Warfare не так много, как в двух других конкурентах.
Аудитория World of Tanks огромна, а денег у его создателей много, поэтому они не будут сюсюкаться с каждым нарушителем, боясь потерять клиента: нарушил правила – в бан. Банят направо и налево всех, кого захотят. Особенно лютуют модераторы на тоталитарном форуме. Но с другой стороны, сколько ни старались, сколько ни анонсировали, а с грубиянами в игровом чате ничего сделать не могут, равно как и дают относительно вольно дышать читерам. Это обратная сторона популярности: там, где много народу, меньше порядка.
В War Thunder любовь администрации чувствуется больше. Тут никто не получал команды выжигать всех нарушителей напалмом, и банят поэтому только откровенных читеров, с остальными проводят душеспасительные беседы и отлучают от игры только в редких случаях, да и то на небольшие сроки, ибо игроков и так не очень много.
В Armored Warfare, насколько можно понять, ситуация ещё проще, чем в War Thunder. К примеру, по Сети бродят толпы игроков, которым просто отключили чат за нецензурные выражения, но полностью не забанили. Да и на официальном игровом форуме свободы побольше, чем на форуме белорусского конкурента.
За данный раунд баллов давать не будем, поскольку неизвестно, что лучше: строгая администрация или нет. Однозначного мнения тут быть не может, следовательно, баллы не даём.
Отношение к донату.
В финальном раунде мы рассмотрим влияние доната на игру. В этой области у нас также всё непросто. Начнём с того, что в Wargaming уже не знают, чтобы ещё такое придумать, как бы подпилить баланс, и понерфить технику, чтобы заставить геймеров покупать премиум-аккаунты, кумулятивные снаряды и премиум-технику из магазина. На пятом уровне мы проходим пик прибыльности. Кажется, что это будет длиться вечно, однако на шестом уровне всё притормаживается, на седьмом подвох уже виден, а на восьмом выйти в плюс становится очень непросто. Играя на десятом уровне, выйти в плюс без премиум-аккаунта практически нереально. Мало того, что нужно не дать уничтожить или даже повредить свой танк, так ещё и стрелять надо точно и наверняка, ибо выстрелы очень дорогие. В итоге, чтобы окупить убытки одного боя на 10-м уровне, условный малыш КВ-1 должен сыграть 2-3 боя. Но разработчиков можно понять: раз есть клиент, который платит, почему бы не поднимать стоимость на свои услуги?
В War Thunder всё гораздо лучше. Донат не влияет практически ни на что. Хочешь платить – плати, и будет тебе хорошо. Не хочешь – играй так. Небольшая аудитория, которая практически не выросла за последний год, заставляет идти на подобные меры.
Что до Armored Warfare, то тут все боялись политики MailRu, где очень любят нагибать донатом, но пока что, на ранней стадии существования проекта, мы видим самый дешёвый донат, и самый дешёвый премиум-аккаунт. Понятно, что это только начало и завлекуха, и что дальше будет хуже, но пока что так.
По итогам раунда мы вручаем 4,5 балла Armored Warfare, 4 балла War Thunder, и 3 балла World of Tanks за излишнюю, как нам кажется жадность.
Ну, а теперь настал почётный и важный миг оглашения общего результата.
Итак, по итогам нашего конкурса, который растянулся на пять раундов, Armored Warfare получает 19 баллов. World of Tanks вырывается немного вперёд, зарабатывая 19,5 балла, а победителем нашего сегодняшнего конкурса является War Thunder, набравший 21 балл.
Вот так вот и получается, что не самый популярный в мире танковый симулятор, если взять отдельные качества игры, продемонстрировал более высокие, по сравнению с соперниками, показатели.
На этом всё. Мир. Дружба. Жвачка.