Утолит ли Shadow Tactics ностальгию по Commandos и Desperados?
6-го декабря 2016-го года, для всех, кто скучает по Desperados: Wanted Dead or Alive, а также по Commandos, состоялось громкое событие, ибо в свет вышла тактическая, стелс-стратегия Shadow Tactics: Blades of the Shogun, и, скажем мы вам, ничего более близкого к гениальному Commandos не выходило ни в этом году, ни годами ранее.
Ностальгия по Commandos.
Но, при всём уважении к Desperados, Shadow Tactics мы будем сравнивать исключительно с Commandos, ибо общих черт в этих играх столько, что отмахнуться от этого нельзя.
В частности, герои. В первом Коммандосе их было шестеро: Десантник, Водитель, Морской пехотинец, Снайпер, Шпион и Сапёр. В Shadow Tactics всё то же самое только без водителя, ибо за окном средневековая Япония, поделённая на феодальные княжества, и разрываемая гражданской войной. Да и остальные персонажи, как вы понимаете, обладают отличительными умениями, с поправкой на эпоху, хотя дедушка-снайпер, практически такой же, что и в Коммандосе.
Герои Shadow Tactics.
Главное, что нужно сказать: на средней сложности Игрок, эффективность героев настолько высока, что большую часть всех заданий можно провернуть каким-нибудь одним персонажем, а того же снайпера так и не пустить в дело. К примеру, в Коммандос была чёткая иерархия, и, пока к нужному месту не притащишь, какого-то конкретного солдата, то дальше не пройдёшь. Поэтому приходилось решать ещё и вопрос доставки какого-то конкретного героя в нужную точку. В Shadow Tactics подобных проблем гораздо меньше: схватил одного и повырезал 80% всех врагов на карте.
Пройдёмся по персоналиям.
Ниндзя. Зовут его Хаято. Это наиболее универсальный герой, который умеет метать сюрикен и карабкаться по крышам. Геймплейная механика Shadow Tactics такова, что враги очень плохо видят то, что происходит наверху, поэтому бегать по крышам – очень эффективно. Прототипом этому героя из Коммандоса можно назвать немножко Зелёного берета (из-за умения лазать по стенам) и Моряка. Только у того был гарпун, и он не лазал по крышам, а плавал, в том числе и под водой.
Самурай. Этого героя зовут Муген. Он классический Зелёный берет из Коммандоса. Вместо радио, привлекающего внимание, у него бутылка саке, он также умеет перетаскивать бочки, а, вместо умения закапываться, он умеет наносить коллективную атаку, убивая за раз 2-3 врагов, без шансов для них крикнуть караул.
Девушка-ниндзя. Девушку зовут Юки, и она классический сапёр из Коммандоса. Прежде всего, потому, что умеет расставлять ловушки, и не только расставлять, но и привлекать к ним стражу, играя на дудочке. У неё также есть кинжал, которым она орудует чуть медленнее, чем Хаято, и она также может перетаскивать и бросать трупы, но делает это чуть медленнее. Тем не менее, персонаж очень универсальный, и за счёт ловушки, Юки может горы свернуть, уничтожая особо вредных кочующих стражников.
Гейша-шпион. Гейшу зовут Аико. Это классический шпион, умеющий отвлекать внимание врагов. В первой части Коммандос это был мужчина, и нередко ему нужно было добывать форму, а во второй части шпионом стала девушка, которой никакая форма не нужна. Кроме отвлечения она умеет наносить смертельный удар длинной шпилькой для волос. Наименее универсальный персонаж, но иногда без участия Аико справиться невозможно.
Снайпер. За снайпера у нас седовласый дедушка по имени Такума. Его призвание – забраться наверх, и стрелять оттуда по наиболее сложным для остальных героев целям. Количество выстрелов ограничено, зато без промахов и наверняка. Правда, в Shadow Tactics пока что нам встречалось мало заданий, где без Такумы прямо-таки не обойтись, но, например, в первой миссии он отлично справился, выстрелив по бочке с порохом.
Эффективность героев настолько высока, что вам редко будут давать их всех. Основную часть всей кампании придётся проходить лишь двумя-тремя героями, да и то, появляться они будут не сразу, а по мере прохождения.
Разговорчики в строю.
Shadow Tactics отличает от Commandos в первую очередь наличие довольно серьёзного сюжета и продолжительных сюжетных вставок. Правда, выполнены они бедненько, и вся анимация состоит только в двигающихся головах героев, что, видимо, долго символизировать то, что они говорят. Но в целом, между миссиями вас будут ждать сюжетные терзания по 5-10 минут, которые, впрочем, можно перематывать.
Но, когда начинается сама миссия, герои и не думают умолкать. Причём, речь идёт не просто о дежурном подтверждении команд, а именно, что о самых настоящих разговорах. Герои комментируют действия друг друга, реагируют на случившиеся события, шутят и даже ругаются. Например, девочка Юки постоянно будет называть Хаято сэнсеем, на что он будет ворчать, а иногда и откровенно злиться. В общем, характеры раскрыты довольно неплохо. В этом плане герои Shadow Tactics совсем не похожи на обезличенных героев Commandos, о которых нам известны, разве что, их имена, да умения. А тут целая история.
Но, чтобы не говорить, что Shadow Tactics, прямо-таки, по всем статьям превосходит своего классического вдохновителя, нужно кое о чём рассказать.
В чём Shadow Tactics проигрывает.
Клинки Сёгуна выпустили в 2016-м. Оригинальный Коммандос вышел в 1998-м. Между играми пропасть, не только технологическая, но и геймерская. За это время успело смениться одно, а то и два поколения игроков, так что определённые различия присутствуют.
Начинаем перечислять.
Shadow Tactics существенно легче. Даже на высокой сложности эта игра явно не дотягивает до Commandos. Управление здесь сильно упрощено, что, правда, нельзя назвать недостатком, ибо сейчас, спустя годы, управление Коммандоса кажется не очень удобным.
В Shadow Tactics герои более универсальны, чем в Commandos. Это, на наш взгляд, не очень хорошо. В этом плане Коммандос был настоящей головоломкой, а Клинки Сёгуна просто похож на непростую тактическую стратегию с рядом аркадных элементов.
В Shadow Tactics вращается камера. Это и хорошо и плохо. Хорошо, потому, что за счёт вращения камеры, геймер может выбрать нужный ему ракурс, и провести операцию наиболее эффективно. Минус вращения в том, что из-за трёхмерности часто мы не можем разглядеть врагов, иногда ошибаемся в точке отправки персонажей, а также нередко ситуация требует быстрого вращения карты, чтобы успеть, например, забежать за угол от стражников. В целом, на наш взгляд, это тот случай, когда техническая эволюция немного портит ситуацию.
Ну, и, в Shadow Tactics более примитивная графика. Commandos, даже спустя 18 лет, продолжает удивлять своим вниманием к деталям. Карты предельно детализированы, и явно выполнены с любовью. В Клинках графической информации на картах довольно мало. Сразу бросается в глаза, что игру готовили и для консолей, ну и, вероятно, это серьёзная попытка сэкономить денег, решив, что и так сойдёт.
Способен ли Shadow Tactics утолить ностальгию по Commandos?
Отвечая на вопрос в подзаголовке, который-то и является главным вопросом всего материала, мы ответим, что способен, но только, как квас утолит желание человека выпить пива, или мягкое кресло, желание того, кто хочет завалиться на мягкую кровать и поспать.
Говоря о Shadow Tactics – это как раз тот случай, когда на безрыбье и рак – рыба. Но, несмотря на это, игра получилась очень хорошей. И у неё есть одно безусловное преимущество перед Commandos, и тем более перед Desperados: Shadow Tactics – современная игра, которая не испытывает проблем на современном железе, и создавали её люди, имеющие представлении о современном геймплее. Тот же Коммандос, за которым многие так скучают, отличает неудобное управление, куча технических проблем, начиная с отказа сохранять игровой процесс и заканчивая ускоренным геймплеем. Возможно, когда, кто-нибудь решится сделать ремастер первой части Commandos, тогда, да, а пока что Shadow Tactics: Blades of the Shogun, как Path of Exile для тех, кто скучает за Diablo 2 – единственная альтернатива.