FIFA 18: возможен ли тотальный футбол?
Такое явление как тотальный футбол, появилось в 70-х годах прошлого века, которое впервые было наглядно применено в амстердамском Аяксе. Суть явления сводилась к тому, что каждый игрок мог сыграть на любой позиции. Это-то и было названо тотальным футболом.
Однажды сэр Алекс Фергюсон, будучи тренером Манчестер Юнайтед, заявил о том, что был бы не против, если бы его команда состояла из десяти Роев Кинов. Это было весьма лестно для этого футболиста, но мистера Фергюсона можно понять: Рой Кин, играя в полузащите, при необходимости становился защитником, уходил на фланги, или убегал в атаку, превращаясь в заправского форварда. Так вот, возможно ли реализовать подобную схему в FIFA 18, дабы получить по-настоящему универсальную и гибкую команду? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Зачем это надо?
Действительно, зачем нужно заботиться о взаимозаменяемости, если гораздо проще отвести каждому игроку свою роль, подбавить на скамейку запасных наиболее вероятных кандидатов на замену (благо, скамья эта расширилась по сравнению с прошлой частью), и вот перед нами готовый состав.
Всё так, однако, есть несколько ситуаций, которые могут нарушить такое вот стройное положение вещей. Например, в вашей команде случилось удаление, а замены закончились, или не закончились, но просто на нужную позицию подходящей кандидатуры нет. Что делать? Или, к примеру, представьте матч, в котором события меняются с молниеносной скоростью: вы выигрываете с крупным счётом, и решаете уйти в оборону, начав играть на контратаках, для чего меняете расстановку и проводите замены, а затем случается то, что обычно случается в FIFA 18 – система решает, что хватит вам вести в счёте, и делает так, что соперник вырывается вперёд. В этом случае, когда замены сделаны, а формация перестроена, вернуть всё назад, не говоря уже о том, чтобы переделать команду на атакующий стиль, бывает практически невозможно.
Именно в таких случаях вы, возможно, и задумаетесь о принципах тотального футбола, которые совсем не помешали бы.
Кого менять?
Начнём с банального: состав нужно строить так, выбирая расстановку и подбирая формацию, чтобы игроки одной линии могли заменять друг друга без проблем. Да, возможно, если переставить их местами, может нарушиться «зелёная» линия связи между одноклубниками, но это меньшее из зол, которое придётся принять. Итак: нападающие должны быть готовы менять друг друга на позиции, включительно позиции ЦФ, ЛФД или ПФА. При этом часто бывает так, что центральные нападающие могут быть недостаточно быстры для позиции на фланге, и, какой-нибудь Ибрагимович или Жиру, не сможет при необходимости сыграть на ЛФА или ПФД.
Далее – полузащита. ЦОП должен нормально выходить на позиции ЦП, и наоборот. В идеале, ЦОП должен быть таким, чтобы нормально сыграть на позиции ЦАП, и, опять же, наоборот. Для этого не нужно под ЦАП переделывать форварда. На эту роль нужен, кто-то из полузащиты, у которого рейтинг отбора мяча составляет, хотя бы 50 пунктов. Тогда такой атакующий полузащитник сможет хорошо сыграть и в обороне. Что до опорника, то таких, чтобы быстро бегали и точно били – увы – очень мало. Но это и не обязательно. Будет достаточно, если он будет иметь хорошую культуру паса в районе 80+. Что до фланговых полузащитников, то, как показывает практика, замена ЛП на ПП и наоборот, проходит абсолютно безболезненно, если не учитывать «одноногость» некоторых футболистов, которые, в итоге, добежав до зоны, откуда можно навесить или отдать просто длинный низовой пас, делают это «неродной» ногой, что в итоге негативно сказывается на результате. Это тоже нужно учитывать.
Ну и, наконец, защита. Тут всё просто: фланговые защитники должны быть готовы к переходу на должность центральных. Это часто случается, когда один из ваших ЦЗ может быть удалён, и кому-то с края нужно встать на его место. Для этого ему нужно быть не очень низким. Желательно больше 180-ти см. Может, кстати, случиться так, что и ЦЗ нужно будет встать на позицию крайнего, например, из-за травмы, полученной на несколько игр вперёд.
Как это отразится на игре?
В FIFA 18 есть такая штука, называется «сыгранность». Это специальный хитрый параметр, отвечающий, якобы, за взаимопонимание между игроками: кто точнее пас отдаст, кто правильно выбежит вперёд, то побежит назад, накрыв прорывающегося нападающего. В теории, во всяком случае, именно так.
В реальности это работает несколько иначе, а, возможно, не работает совсем. Сыгранность отлично реализовали в режиме подбора команды, где нам нужно собирать составы, выполняя задания ради получения награды. Там этот момент очень важен. В реальном же, сетевом матче вы наверняка неоднократно проигрывали человеку, управляющим составом с сыгранностью 55, и, естественно, многократно обыгрывали того, у кого команда с сыгранностью 100. Вопрос сыгранности если и решает, что-то в FIFA 18, то это крайне ничтожный процент по сравнению с тем же гандикапом, который обязательно включится, если вы начнёте часто выигрывать. Если бы вы вели статистику, то заметили, что победить в режиме Ultimate Team больше пяти раз кряду, практически невозможно. И то: 5 раз – это потолок. В реальности же, как правило, 2-3 победных игры обязательно сменятся парочкой поражений.
Влияние гандикапа, заранее настраивающего результат на нужный лад (чтобы у всех было около 50%) настолько сильно, что какая-то там сыгранность ни на что на самом деле не влияет.
Знаете, что было бы, если бы она влияла? Разработчикам достаточно было бы ввести механику, принятую в футбольных менеджерах, где миром правят числа, и, где помещённый не на ту позицию футболист, тут же теряет изрядную долю своего рейтинга. И, чем непривычнее позиция, тем сильнее потеря. В итоге, если в FIFA 18 рейтинг не меняется, то в менеджерах меняется, ещё и как. В FIFA 18 рейтинг заменили, какой-то непонятной сыгранностью, которая на самом деле в числовом виде, который можно было бы пощупать и изучить, не отображена вообще нигде и никак. Нам просто нравится, когда на странице с составом команды значится цифра 100, а между футболистами проведены зелёные линии. Это вселяет надежду и уверенность в будущем позитивном результате. А, чтобы достичь такого, люди часами просиживают в трансферном рынке, торгуясь за нужных кандидатов, хотя на самом деле можно покупать того, кого хочется, из любых лиг, меняя позициями так, как захочется. Об этом можно утверждать до тех пор, пока в EA Sports не предъявят физические доказательства влияния сыгранности. Так сказать, пока вы мне не покажете настоящего единорога, я буду считать, что все единороги – фиолетовые.
Что можно сделать?
Отталкиваясь от того, что сыгранность ничтожна, мы можем обнаружить, что наши кадровые возможности существенно расширились, и своими действиями мы можем, так сказать, ломать систему, ставя её перед оригинальными барьерами. Например, вы заметили, что наиболее атакующей схемы с четырьмя нападающими нет в сетевых матчах? Сыграть в 4 форварда можно только в одиночном режиме против искусственного интеллекта. Против реального соперника такая возможность закрыта. Это сделано неспроста, а ради баланса, который в FIFA 18 везде и во всём, а, когда его нет, тогда в дело вступает специальный механизм, о котором было сказано ранее. Поэтому нам нужно сделать всё, чтобы этот самый баланс нарушить. Как?
Например, выставляя на позиции ПЗ и ЛЗ не защитников, а полузащитников со скоростями за 90, пусть и с менее сильным отбором. Им этого и не нужно. Их задача – догнать и начать мешать. На позиции опорных полузащитников мы можем поставить защитников. Представьте это: вы выходите на поле с шестью защитниками: 4 стандартных и 2 дополнительных, сверх нормы. Такие персонажи, хоть и будут бесполезны в атаке, зато для нападающих соперника, которые начнут сталкиваться с защитниками, чуть ли не в центральной зоне, будет немалый сюрприз.
В остальном же методику тотального футбола вы вольны варьировать на свой лад так, как вздумается. Например, выставить на игру 6 нападающих, забив ими всю полузащиту. Создать команду, где нападающих и защитников поровну – это ли не интересно. Ну, если вести речь о полной заменяемости по позициям, то при удалении защитника, и отсутствии замен, лучше перевести формацию на +1 защитник, и снять, кого-то с центра поля, переведя его в оборону. Ибо играть в 3 оборонца, не говоря уже о двух, в FIFA 18 – крайне нежелательно.