Perfect World. Побеждаем мобов
PvP – это прекрасно. PvP – это хорошо. Но бои с мобами – это отдельная песня, которую многие, несмотря на многонедельное просиживание в уютном мире Perfect World, до сих пор не могут выучить. А ведь ключ к успеху кроется, всего-навсего, в том, чтобы выучить поведение в той или иной ситуации того или иного моба. Выучите, и сразу наступит вам счастье. Поэтому, зачастую, даже у опытных игроков после боя, часто проигранного, остаются риторические вопросы типа, почему босс взял у уничтожил всю команду или почему он взял и сорвался, без каких-либо причин, на оборонца. Вот и получается, что те, кто до качался до 30-40-го уровня, я кладут всех направо и налево в PvP-боях, но против достаточно сильного моба они пасуют и начинают жаловаться на жизнь, дисбаланс, пинг, лаги и прочие прелести.
В реальности же нужно понимать, что мобы – суть роботы, программы, в которых заложен механизм, и в соответствии с которым они действуют. Они неспособны произвести оценку ситуации, сменить своё поведение или схитрить. Всё, что мы наблюдаем в поведении мобов Perfect World – чистая смена пунктов программ, в связи с изменившейся боевой ситуацией. И к этому можно и нужно подстроиться.
Первый важный параметр мобов, с которым нужно разобраться, – агрессивность. Не нужно далеко ходить, чтобы понять, что мобы делятся на два типа – неагрессивные и агрессивные. Второй вопрос – угол зрения мобов. Одно время, как-то начались споры на предмет: видят ли мобы спиной. Нет, всё, что находится сзади мобам не видно, если только у них на затылке нет глаз, а таких во вселенной Perfect World вроде бы нет. Следующий вопрос относится к т.н. социальной принадлежности мобов. Социальность выражается в возможности проявить взаимовыручку. Некоторые мобы бросаются на помощь своим атакованным коллегам, а некоторые не обращают на ближайший бой никакого внимания. На первый взгляд, понять этот механизм трудно по причине того, что геймплей не выдаёт никаких очевидных правил, за которые можно было бы уцепиться, однако и тут всё оказалось довольно просто. В какой-то момент боя некоторые мобы могут крикнуть что-то типа «ой-ай» на своём персональном языке. Именно этот выкрик и является сигналом ближайшим соратникам прийти на помощь. Но на помощь, как правило, придёт только социально близкий моб. Моб другой расы может и проигнорировать сей призыв. Этой особенностью умело пользуются лучники, которые выдёргивают из разношёрстной толпы мобов социально близких и убивают их поодиночке. А вот, к примеру, друиды могут вытягивать из толпы мобов за счёт умения «приручение». Прирученный моб убивается, но не верещит при этом. Поэтому при правильной постановке дела друид, если ему дать время, может постепенно вынести ногами вперёд огромную мобскую толпу. Также мобы не хрюкают и не пищат, когда их бьют джиновыми «вспышками молний» и «тайной огня».
Ну, а ещё у мобов есть так называемый список агрессии (агролист). Если моб стоит, никого не трогает и не нападает на вашего персонажа, значит его «чёрный список» пуст. Если вы проявили себя опасно по отношению к мобу, он пополняет свой список вашим персонажем, где напротив имени будет стоять коэффициент, ведомый одному лишь мобу. Чем выше коэффициент, тем настойчивей атаки моба. Но, как только в поле зрения попадает другой персонаж, чья опасность будет оценена, как более высокая, моб оставит вашего персонажа и переключится на другого агрессора. Иными словами, абсолютно любой моб бьёт того, кто стоит в этом списке на первом месте. Поэтому, танки типа Оборотня, должны вести бой таким образом, чтобы их персоны сохраняли первые места в мобовском списке. И наоборот – остальные члены команды должны вести себя так, чтобы не попасть на первую строку сего хит-парада. Естественно, что это касается в большей степени битв с боссами.
Вот и получается, что если моб слышит крик социально близкого моба, то он будет нападать на того, кто является причиной этого крика (не кричащего моба, естественно). Как только пришедшего на помощь моба атакует кто-то другой, то моб тут же переключится на этого персонажа, посчитав оного более опасным. Когда монах будет лечить того же оборотня, который подвергается атаке, то монах тоже получает прибавку к «опасности» в частном мобовом списке, причём, эта прибавка будет в разы больше, чем у самого больно бьющего противника. И чем больше монах вылечит танка, тем больше у него шансов попасть на первое списочное место.
В общем, нужно добавить, что любой, даже самый скромный оборонец способен обнулить список моба и выйти в нём на первое место, затмив остальных персонажей с куда более сильным агроскилом. Также следует понимать, что если ваш персонаж не танкует, агроскилы использовать не нужно, иначе вы будете вытягивать босса на себя, плохо делая работу за танка.
Давайте приведём пример: оборонец под 80 идёт в одной команде с лучником за 95. Задача оборонца вести бой таким образом, что лучник не переманивал босса к себе. Оборотень в этом случае должен использовать и «утробу тигра» и «укус тигра» и прочие агровые штуки, которые сделают танка целью №1 для моба-босса. Однако часто бывает так, что несмотря ни на что, босс всё равно срывается в сторону лучника. Тут опять всему виной механика, заложенная в моба. Дело в том, что используя «утробу тигра», сразу после «укуса тигра», танк обнулит агровый список моба, в том числе и свой добытый показатель после применения «утробы». Следовательно, вторая атака в виде укуса тигра пройдёт для босса впустую, в то время, как лучник может нанести 3-4 критических выстрела подряд. Выход из ситуации таков: агроскилы нельзя использоваться быстротечно, применяя один за другим. Лучше, если танк ударит «утробой», а после этого, подождав какое-то время, применит «укус» тогда, когда босс сорвётся на монаха, лучника или тому подобного слабозащищённого союзника.
В качестве ещё одного примера можно привести классическую ситуацию, когда друлька погибает в выигрышной для неё ситуации. К примеру, в ряд будет стоять три сильных моба. Бао всех трёх легко контролирует и держит при себе, не вытягивая. Бао бьёт подряд двух мобов по одному разу, после чего приступает к медленной победе над третьим. Друлька лечит бао, периодически стреляя в сторону этих самых трёх мобов, в том числе третьего, которого бао всё-таки добивает. Однако, вдруг один из мобов срывается, и в несколько ударов убивает незадачливую друльку. Давайте теперь расшифруем действия мобов. Всё дело в том, что бао ударил первого моба агроскилом, второго он уже угостил простым ударом, а третьего начал бить не переставая. Агролист первого моба бао был на безусловном первом месте по опасности. Второй моб тоже поместил бао на первое место, но не такое безусловное, как у первого моба. Ну, а о третьем мобе вообще говорить не приходится. И тут, в тот момент, когда друлька начинает лечить бао, а также добавлять по врагам, второй моб, с лёгкостью переставляет друльку на первое место в собственном списке и быстро расправляется с ней.
А вот ещё один пример: компания пришла на 30-й данж побеждать босса-Призрака. Во главе бригады идёт танк 40-го уровня, которому первый раз приходится выполнять подобную роль. Рядом по соседству будет идти жрица, которая съела на этом данже не один пуд соли. В итоге получается картина маслом: танк браво бросается в гущу мобов и начинает их колотить, а жрица, доселе пристально глядевшая на танка, так и не кинула ему ни одного хила. Закончилось всё тем, что неопытный танк склеивает гусеницы, а опытная жрица остаётся живой и не потому, что она эгоист, потом, что опытная. Всё дело в том, что опыт жрицы подсказывает, что в данной ситуации лечить танка совершенно нельзя, иначе есть все шансы возглавить хит-парад агросписка и у всех окружающих мобов. Танк, который вклинился в порядки противника, получил условную единицу в агросписке от каждого из мобов, в то время, когда жрица приступит к лечению, её агро-уровень уйдёт далеко за десятку.
Вывод из этой ситуации можно сделать следующий: танки должны учиться правильно атаковать, любыми средствами занимая первые места в списках. Первый способ заключается в том, чтобы ударить каждого моба по разу, а последнему, к удару добавить ещё и агроскил, после чего приступить к добиванию супостата. Второй вариант заключается в том, чтобы использовать в толпе уже массовый агроскил типа атаки «Бурное море». Ну, и естественно, обязательно нужно превращаться в тигра, ибо танковать на двух ногах могут только абсолютные дилетанты мира Perfect World.
Что касается жриц, то они должны бросать нерадивых танков на собственное самообеспечение, прекратив лечить оных. У жрицы не будет выхода – если она начнёт лечить танка, то погибнет сама. В этом случае практически неизбежен ушат помоев и куча ругательств со стороны побитого танка, но пусть лучше так, что отдавать жизнь персонажа за дурака. Поэтому жрецы должны взять за правило следующее: нет применения агроскила, нет лечения.
Так, постепенно к игроку сначала придёт понимание этих процессов, а уже после он научится ими управлять, передвигая даже самых сильных мобов легко, словно пешки на шахматной доске.