FIFA 18. Что лучше: финты или пасы?
После очередного поражения в сетевом режиме FIFA 18, люди, как правило, задаются вопросом: что я делаю не так? Сразу возникает желание переделать расстановку, накупить новых футболистов, ну и, конечно, изучить, какие-нибудь, новые техники. Научиться, как-нибудь особо точно пасовать и по-особому финтить. Однако это всё долго и утомительно. Как правило, людям хочется получить эффект как можно быстрее. Следовательно, в какую сторону податься? На какие рельсы переставить команду? Научить её плести кружева пасов и выигрывать, забивая голы после тонких и остроумных передач, или стать дриблёром, вводя оппонентов раз за разом в конфуз, ловко обходя их защитные порядки? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе, и понять, что же лучше: пасы или финты.
Подбираем по душе.
В первую очередь стоит сказать, что если вдруг научным образом будет доказано, что лучше, что-то одно, но это самое, что лучше, лично вам не нравится, и лично вы не любите использовать эту механику, то не слушайте никого. Лучшее для вас будет именно то, что нравится лично вам, и что у вас получается. С одной стороны, если вы сели играть в FIFA 18 недавно, и являетесь абсолютным новичком – это один вопрос. В этом случае вы имеете шанс, так сказать «поставить руку», изучив правильные вещи, и не привыкая к менее эффективному. Но если вы старый футболист, и переиграли в кучу ФИФ, при этом не финтя практически никак, то и не стоит начинать. Финты – это хорошо, но можно добиваться результата и без них.
Поэтому лучшим будет то, что нравится лично вам. Это первое правило, на которое мы будем опираться в наших дальнейших рассуждениях.
Эффективны ли пасы?
Эффективны. Хороший пас эффективнее хорошего финта, хотя бы потому, что перемещающийся по полю мяч делает это в разы быстрее, чем футболист. Иными словами, проще бросить, чем нести. Тут всё понятно. Но у броска есть минус – он может быть неточным. И тут как раз кроется главный секрет игры в пас. Секрет Полишинеля, конечно. Состоит он в том, что 9 из 10-ти ваших пасов должны отдаваться только тогда, когда вы уверены в том, что он дойдёт до адресата. Если такой уверенности нет, то можно отдать пас назад. Главное, что нужно понять, играя в пас – не нужно всегда стараться играть на обострение. Геймплей в FIFA 18 может быть на удивление тягучим, и пасы назад, закрытие мяча корпусом, а также просто остановка игры – уместные штуки.
Эффективный пас не всегда бывает эффектным. Более того, чем пас эффектнее, тем он хуже. Конечно, отдать сквозную передачу метров на 40 или выкатить товарищу мяч под удар пяткой – многого стоит. Такое нужно записать и потом пересматривать с удовольствием, но практической пользы в таких выкрутасах мало. Вы будете терять мяч. А, чем чаще будете терять, тем меньше возможности у вас будет плести комбинации и, как следствие, забивать. Поэтому сразу нужно отказаться от такой штуки, как сквозные пасы. Их в EA Sports постоянно режут. И, если в FIFA 16 нужно было перепасовываться исключительно сквозными пасами, которые оживляли игру и постоянно подталкивали игроков вперёд, то в FIFA 17 сквозные пасы приходилось частенько заменять прямыми пасами в ноги по причине их неточности. И вот вышла FIFA 18. Вышла, получила несколько патчей, и теперь в ней сквозные пасы можно отдавать только в исключительных ситуациях, когда действительно речь идёт скоростной атаке. И то нужно трижды подумать, потому, что такие пасы, особенно отданные в касание, могут быть сильно неточными. По причине этой самой неточности, игроки всё чаще используют прямые пасы в ноги. Ну, а тут разработчики ввели занимательную, хотя и предельно аркадную механику ударов по катящимся мячам в касание, причём не просто катящихся, а выкатывающихся из-за спины. Нанести точный и прицельный удар по такому мячу очень и очень сложно. В реальном футболе игроки сначала останавливают их, а потом уже бьют, ну а в FIFA 18, наплевав на реализм, разрешили бить сразу, чтобы получались стильные, модные, молодёжные счета типа 5:6. Поэтому прямые пасы в ноги обрели новый смысл.
Отвечая на изначально поставленный в подпункте вопрос об эффективности, стоит сказать, что игра в пас – очень эффективна. Гораздо эффективнее, чем дриблинг. Как показывает практика, игрок с поставленным пасом, укатает своего соперника, который знает 3-4 финта, и предпочитает играть практически без паса, переходя на половину поля оппонента. Конечно, от такого можно напропускать много мячей, но, если хорошо упереться, быстро раскусить его финты и предложить медленную, позиционную игру без оголения собственных тылов, такие дриблёры скисают. Ну и так уж повелось, что с обороной у таких ребят очень и очень плохо. Те, кто зазубривает финты, обычно, помешан на голах, и об обороне не особо задумывается. А ещё дриблёры часто имеют неуравновешенную психику. Достаточно такому пропустить на старте пару мячей, как они выходят из игры. В то время, человек, умеющий в пас и обладающий тактическими знаниями, выходит из игры при аналогичных раскладах гораздо реже, и нередко его упорство вознаграждается. Так, что если хотите предварительной правды, то да – пасы эффективнее финтов.
Финты, получается, не нужны?
Конечно, нужны. Просто нужно выбирать. Вы пасуете или пытаетесь обойти оппонента при помощи хитрых комбинаций? Если второе, то тогда от вас потребуется терпение и концентрация.
Во-первых, потому, что финты банально сложнее выучить. Хороший финт требует зубрёжки вплоть до внедрения в мышечную память. Потому, что применять его придётся в экстремальных условиях.
Во-вторых, после зазубривания, вам придётся демонстрировать концентрацию и высокую координацию движений, что бывает непросто, когда вы играете уже долго и подустали. Часто дриблёры переоценивают свои силы и пытаются обвести форварда соперника, управляя защитником, находясь недалеко от собственных ворот. В этом случае велик шанс фиаско и, как итог, внезапно отобравший мяч нападающий вываливается на ваши ворота.
В-третьих, не все финты одинаково полезны. И тот финт, который вы выучили может оказаться банально неэффективным. Например, финт «солнышко» (его ещё называют «финтом Зидана», который с разворотом), наиболее эффективен, когда вы входите в штрафную, вокруг куча народа, и вам нужно обвести защитника с высоким показателем отбора. Лучше всего он работает, когда вы двигаетесь к штрафной со стороны углового флажка, а не вдоль поля. Но, этот же самый финт может оказаться совсем неуместным в центре поле. Соперник просто отступит на метр назад, и отберёт у вас мяч, когда «солнышко» закончится.
В общем, финты, это довольно сложно. Хотя, простой, типа ложного замаха, может быть очень эффективным. Ложный замах – наказание для компьютера. Если решили сыграть в режиме одиночного Драфта, в режиме Команда Недели или просто отправиться в Карьеру, то ложный замах – ваше всё. Он прост и крайне эффективен. Компьютер тут же теряется, если выполнить этот приём вовремя. Да и в сетевых поединках он также хорош. Особенно, когда нужно резко поменять направление бега. Ваш соперник в таком случае может отцепиться, пробежав несколько лишних метров в другую, уже не актуальную сторону.
Главное, что нужно понять – сложный финт – не означает хороший финт. Часто бывает наоборот: чем сложнее, тем хуже. Его сложно исполнить, он долгий, слишком вычурный, ну и футболист банально может быть к нему не приспособлен.
Кстати, о футболистах. Если человек, решивший играть в пас, вынужден делать выбор, особенно в центре поле, в пользу футболистов, имеющих высокую культуру паса 80+, обрекая себя тем самым на низкорослую полузащиту, ибо у высоких гренадёров с пасом, обычно, не очень хорошо, то дриблёр вынужден набирать в команду дриблёров, что заметно дороже набора «распасовщиков». Такие ребята стоят немало, и вам нужно обращать внимание не только на коэффициент контроля мяча и на дриблинг в целом, но и на количество, так называемых, звёзд. Чем больше звёзд дриблинга, тем проще будет финтить таким игроком. Возьмите условного Дзюбу и условного Месси и понажимайте на кнопки, которые, как вы думаете, отвечают за финты. Вы будете удивлены: Дзюба, если от фонаря понажимать на дриблинг-клавиши, ничего внятного не исполнит, в то время, как Мессии, при нажатии на те же кнопки, начнёт танцевать с мячом и выделывать довольно сложные па. Это говорит о том, что у Месси больше дриблинг-звёзд, и им банально проще финтить, поскольку он понимает гораздо больше финт-команд, чем другие ребята. И тут на первый план выходит вопрос цены: чем комфортней, тем дороже. И вот здесь-то и выходит на передний план то простое правило, которое было нехитро сформулировано выше: никакой дриблёр Месси не сделает вам столько погоды, сколько пара заурядных игроков, пасующихся друг с другом. Поэтому крутой финт – это, хоть и красиво, но сложно и не всегда эффективно, а копить на Месси, чтобы играть им в пас, не используя финтов – сомнительное удовольствие.
Ну, и ещё одна немаловажная штука: если настроить себя на дриблинг, потом сложно перенастроиться на пас. Пальцы, лежащие на дриблинг-кнопках будут наготове. Ваш мозг, ваше зрение будут заточены на то, чтобы прорваться с финтами сквозь очередного защитника, и при этом вы будете (обязательно будете) упускать возможность сыграть в эффективный пас, отдать мяч в освободившуюся зону и т.д. Ну, а, поскольку мы уже обсуждали преобладающую эффективность пасов над финтами, думается, ударяться в финты – сомнительное удовольствие. Достаточно знать парочку простых приёмов, играя при этом в пас. Поэтому, ответ на вопрос, оформленный в заглавии, будет таков: пасы эффективнее, чем дриблинг, но идеальная игра никогда не будет состоять из одних только пасов. Созидательная атака с голом, это 80-90% пасов и 10-20% дриблинга.